Общая улица. Как вам идея?
Как выглядит обычная улица? Тротуар, проезжая часть, возможно велодорожка. Иногда тротуары огораживают от дороги заборами, чтобы пешеходы не выбегали. Но есть совершенно противоположный тип улицы, когда машины, пешеходов и велосипедистов не разделяют, а наоборот перемешивают. Называется это чудо урбанистической мысли "shared space" или общее пространство. На таких улицах нет бордюров, светофоров, знаков и пешеходных переходов. Водители и пешеходы сами организуются так, как выгоднее всего.
На Западе такие улицы делают уже давно, а в России они только начинают появляться. Давайте посмотрим, что же это такое. Сегодня я вам расскажу о новом проекте, который затеяли в Чикаго. Его разработкой занималась компания Burns & McDonnell вместе с сайтом Design Group, Ltd. Речь идёт о создании первой в городе общей улицы.
Недавно Департамент транспорта Чикаго объявил о старте инновационного проекта реконструкции Argyle Street между Бродвеем и Шериданом. Суть этого проекта в том, чтобы превратить участок в единое пространство для всех. То есть все участники движения, будь то велосипедисты, водители или пешеходы, будут равны. Согласно концепции, проезжая часть не должна отличаться от велодорожки или тротуара, а водитель должен забыть о привилегиях.
Здесь не будет тротуаров, велосипедных дорожек и каких-либо знаков, светофоров и разметки. Бордюры хотят убрать, чтобы создать ощущение того, что находишься на площади. Хотя, как говорят, оставят знак «Стоп», чтобы не допускать полнейшего хаоса.
Проект сделан по типу Bell Street в Сиэтле. Тротуар здесь поднимут на шесть-восемь дюймов, асфальт заменят мощёным покрытием, территорию облагородят зелёными насаждениями и частично оставят параллельные парковочные места.
Сейчас на улице Argyle предусмотрено двустороннее движение. В процессе реконструкции оно станет односторонним. А когда редизайн завершится, движение вновь вернётся к двустороннему формату. И кстати, здесь планируют ограничить скорость до 15 миль в час, что должно способствовать безопасности передвижения.
Конечно, такая затея кажется не слишком то безопасной. Но в Чикаго надеются, что эксперимент станет удачным. Тем более, есть примеры подобных улиц в европейских городах, Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, которые показали свою эффективность.
Цель такой реконструкции в Чикаго – выжать из улицы, где можно проводить массовые ярмарки и праздники, установить кафе и ресторанчики, экономическую выгоду.
Работа в целом займёт около года и пройдёт в несколько этапов, чтобы свести к минимуму возможные нарушения и неудобства. На реализацию всего концепта потратят 3, 5 миллиона долларов. И если эксперимент окажется удачным, такие улицы могут появиться и в других частях города. Но надо иметь в виду, что под такие общие пространства могут приспосабливать только узкие и "медленные" улицы.
Вообще одним из тех, кто изначально продвигал идею создания общего пространства для водителей, пешеходов и велосипедистов, стал голландский специалист по дорожному движению Ганс Мондерман. Собственно, именно в Нидерландах идея «общего пространства» развивается, наверное, наиболее активно.
За долгие годы работы Мондерман понял, что меры, принимаемые ради безопасности движения, наоборот, в конечном итоге делают дороги опасными. Как пояснял голландец, большая часть происшествий случается не из-за ошибки, а из-за неправильной реакции на чужую ошибку.
Мондермана можно было назвать яростным ненавистником дорожных знаков и светофоров. Вот он как-то говорил: "Возьмём знак, предупреждающий о том, что впереди мост. Неужели кто-то не заметил бы, что впереди мост? Зачем нам это рассказывать? Мы настолько тупые, что нам нужно постоянно объяснять, как себя вести? Если вы считаете людей идиотами, они ведут себя соответственно".
И в итоге Мондерман предположил, что если избавиться о всего этого, люди перестанут смотреть на знаки и будут смотреть друг на друга, и наконец-то начнут думать.
Идея общего пространства - это не просто какие-то дизайнерские решения. Эта идея требует нового подхода к процессу планирования, проектирования и принятия решений. Недостаточно просто убрать светофоры и знаки. На их месте должны строиться круговые развязки, фонтаны, высаживаться деревья.
Общее пространство в Нидерландах
И это не только визуальное воплощение, это образ мышления. Суть отказа от тротуаров, знаков и прочих атрибутов заключается в том, чтобы заставить людей осознанно принимать решение, договариваться с другими участниками (водителями или пешеходами) через контакт глаз или жестов. Согласно этой же философии, традиционное устройство улиц создаёт ложное ощущение безопасности и позволяет вести себя так, будто ты не несёшь никакой ответственности, то есть чувствовать себя царём дороги.
Исследования, которые провёл Мондерман, показали, что на улицах, преобразованных по типу «общих», сокращается число аварий и несчастных случаев. Причиной тому служит снижение скорости, уменьшение автомобильного трафика и обращённость участников движения друг к другу.
Например, в центре города Драхтен, где обычно случалось порядка восьми аварий в год, после изменения улицы число таких происшествий свелось к нулю.
Это происходит потому, что понимание риска заставляет водителей, велосипедистов и пешеходов быть более бдительными. А ещё за такую концепцию ратуют экологи, убеждённые в том, что неэффективные регулировщики тратят слишком много энергии.
Или взять хотя бы новозеландский Окленд. Как показали исследования, после реконструкции улиц пассажиропоток вырос от 10 до 140%, автомобильный трафик сократился на 14-54%, а продажи магазинов выросли на 27-439%. Но опять же в процессе изучения результатов таких преобразований тут выяснили, что водители не всегда соблюдают правила и паркуются в любое время, хотя парковка здесь разрешена с 7 до 11 утра, а кто-то превышает возможную скорость, которая не может быть больше 10 км/ч.
Хотя конечно, идея общего пространства имеет и своих противников, которые считают, что "общие улицы" - это какая-то анархия, и они не приспособлены для людей с ограниченными возможностями. А в некоторых случаях по-прежнему водители притесняют велосипедистов и пешеходов. И те, боясь автомобилей, уступают им по-старинке дорогу.