Музей Гуггенхайма в Хельсинки
Чуть больше недели назад в Хельсинки выбрали проект, по которому будет строится новый филиал музея современного искусства имени Соломона Гуггенхайма. Его авторами стали француз Николя Моро и японка Хироко Кусуноки, основатели архитектурного бюро Moreau Kusunoki.
Перед ними стояла задача сделать музей во всех смыслах прозрачным, чтобы обеспечить свободное "перетекание" людей из окружающего пространства на территорию здания и наоборот. До того, как заняться проектированием, архитекторы гуляли по Хельсинки и общались с местными жителями, чтобы выяснить, что они думают о будущем музее и его культурной миссии. Кроме того, изучив местность, они определились с пропорциями здания.
Одним из важнейших элементов проекта является свободное пространство между корпусами здания. "Гомогенные или массивные объёмы казались нам слишком закрытыми по отношению к окружающему пространству, а мы хотели создать преемственность между пространством внешним и внутренним", – объясняют своё решение архитекторы.
В качестве основных строительных материалов они выбрали обожженную древесину и стекло. Использование такой древесины традиционно для Финляндии. Кроме того, авторы проекта заметили, что поскольку музею предстоит вырасти на берегу моря, то первая ассоциация у них возникла именно с этим материалом.
Музей в Хельсинки станет седьмым филиалом музея Гуггенхайма. Помимо основного здания в Нью-Йорке, музей располагает филиалами в Венеции и Бильбао (Испания), строит здания в Абу-Даби (ОАЭ) и Гвадалахаре (Мексика) и проектирует ещё одно в Вильнюсе.
В общей сложности на конкурс поступило 1 715 архитектурных проектов из 77 стран мира, были даже заявки из России. Все проекты были анонимными – то есть, члены жюри выбирали "вслепую", не зная, какой проект какое архитектурное бюро представляет.
Жюри сначала определило шестерых финалистов, а в конце июня выбрало победителем проект Моро и Кусуноки, который получил незамысловатое название Art in the City. По мнению жюри, французско-японский дуэт создал дизайн, который "проявляет уважение" к городскому пейзажу: форма и материалы здания "перекликаются" с городом, набережной и парком. Архитекторам удалось хорошо продумать связи между павильонами, чтобы посетители музея могли непрерывно изучать будущие галереи.
Новый филиал музея Гуггенхайма появится здесь, на месте Южного порта Хельсинки.
Вид из гавани.
Вид "с торца" будущего музея.
От классического здания Национальной галереи Финляндии новый музей будет резко отличаться...
Проект Art in the City.
Так музей будет вписан в городской пейзаж.
Доминантой главная башня музея не станет...
...но в непогоду, возможно, сможет сыграть роль маяка.
План здания.
Экстерьеры.
Интерьеры.
И авторы проекта Николя Моро и Хироко Кусуноки на фоне будущей стройплощадки.
Помимо Moreau Kusunoki, в финал вышла немецкая HaasCookZemmrich STUDIO2050 со своим проектом "Helsinki Five".
Архитекторы взяли на вооружение схожую идею отдельных корпусов и открытых пространств в центре композиции и вокруг здания.
Однако жюри сочло такую форму здания слишком сложной для организации галерей и навигации посетителей музея.
Весьма привлекательным элементом дизайна членам жюри показалась облицовка здания, выполненная из деревянной черепицы, но её посчитали непрактичной.
Работа австралийско-испанской SMAR Architecture Studio, которая также прошла в финал.
Жюри вновь пришлось по нраву взаимопроникновение музейного и уличного пространств.
Тем не менее, было решено, что дизайн недостаточно функционален и, в частности, слабо подходит для финляндского климата.
Проект "47 Rooms" каталонской студии Fake Industries Architectural Agonism тоже конкурировал с работой Моро и Кусуноки.
Здесь обратная ситуация: жюри оказалось удовлетворено функционалом проекта и, в частности, повторным использованием уже имеющихся зданий, но не было впечатлено архитектурной составляющей.
Ещё один финалист – интересный проект студии британского архитектора Асифа Хана (Asif Khan).
Немного подлинной Финляндии в интерьерах.
Проект называется "Quiet Animal" – "Тихий зверь".
Здание как будто дремлет на берегу бухты, укрытое стеклянной драпировкой.
Жюри высоко оценило дизайн, но посчитало "неубедительным" то, как здание вписано в городской пейзаж. Кроме того, члены жюри были разочарованы тем, что архитектор не использовал крышу как дополнительное общественное пространство.
Проект "Two-in-One Museum" швейцарско-американской студии agps, завоевавший второй приз конкурса.
При разработке дизайна было учтено портово-промышленное окружение здания, архитекторы старались следовать индустриальным традициям.
Здание в разрезе.
На фоне береговой линии смотрится, в самом деле, гармонично.
Хоть местами и напоминает проходную советского завода ;)
Кстати, если вы никак не можете выбрать, какой из проектов, попавших в финал конкурса, вам больше всего нравится, здесь можно сыграть в игру в духе "Какой вы архитектор" и определиться окончательно.
В дополнение к шести финалистам жюри удостоило особого упоминания ещё 15 архитектурных проектов. Вот некоторые из них:
Работа студии ACXT-IDOM.
Проект канадской Ja Architecture.
Концепт финляндско-шведско-швейцарского конгломерата helsinkizürich + Ateljé Sotamaa + Arkitekturum.
Работа архитекторов Франсиско Хоркеры и Элены Кампос (Francisco Jorquera, Elena Campos).
Проект итальянской студии Labics, отсылающий к традиционным жилым и торговым постройкам Финляндии.