Храм преткновения
В районе Лосиноостровский на северо-востоке Москвы уже несколько дней не прекращается противостояние сторонников и противников строительства храма в парке Торфянка.
Защитники парка считают, что их лишили полноценных публичных слушаний и собираются незаконно отнять у них часть парковой зоны. Защитники храма говорят, что строительство абсолютно законно, есть все необходимые документы, а территорию вообще предоставила префектура, и не они её выбирали.
Ситуация обострилась, когда местные жители увидели, как на месте планируемого храма начали ставить забор и готовить к площадке подъезд. Тогда они заблокировали дорогу строительной технике. Строители успели привезти только одну машину песка. Теперь вокруг стройплощадки разбит палаточный лагерь, где постоянно живут противники строительства храма. "Они не дают нам привезти строительные материалы! Даже биотуалет не дают очистить," – жалуются православные активисты, защищающие стройку. Блокада сильно осложнила строительство, но активисты не отчаялись и начали работать вручную. Сейчас готовят площадку для сооружения временного храма. Площадка почти готова, но что делать дальше – непонятно, строительные материалы доставить не получается.
Поговорил с людьми. Стороны конфликта навешивают популярные нынче ярлыки из телевизора на своих оппонентов. Аргументы людей по обе стороны строительной сетки бывает сложно отличить. Противники храма рассказывают страшилки про защитников, называя их "фашистами" и "Правым сектором". Защитники храма тоже считают оппонентов фашистами, и обвиняют их в том, что те под дудку внешних сил решили устроить "Майдан". Чтобы не быть "фашистами", противники храма вывесили даже флаг Победы над одной из палаток, но это не помогло.
"Они пригласили к себе партию "Яблоко"! "Яблоко" – это предатели и пятая колонна, они фашистов поддерживают на Украине! Нам тут фашисты не нужны!" – возмущается один из сторонников храма. "Вы видели этих ребят? У них там свастики под одеждой! Это настоящие боевики, как "Правый сектор" на Украине!" — жалуется противник храма. Вообще, без отсылок к украинским событиям не обходится ни один конфликт в последнее время.
"В Москве по статистике один храм на примерно 30 тысяч человек. На Украине точно такая же печальная статистика. Вы хотите, чтобы, не дай Бог, у нас произошла такая же трагедия?!" – пишут у себя в группе защитники храма.
"В страшном сне нельзя представить, что майдан придёт к тебе под окна! Сегодня казаки и православные движения пришли в мой парк – завтра они придут ваш!" – пишут противники храма.
Обе стороны уверены, что их оппоненты стоят за деньги, и называют друг друга кучкой маргинальных провокаторов. Особая история с местными жителями. За них у обеих сторон развернулась настоящая борьба. Против строительства храма выступили жители Лосиноостровского района, которые и разбили палаточный лагерь. Но православные активисты тоже привлекли на свою сторону местных жителей, которые строительство храма поддерживают. Для убедительности обе стороны демонстрируют паспорта с пропиской. Интересно, что обе стороны хвастаются, что местные жители их не только поддерживают, но и приносят еду с водой.
Казалось бы, классический конфликт на религиозной почве, но и тут не все так просто. Люди, противостоящие стройке, уверяют, что они тоже православные и верующие. Говорят, что они не против храмов, но хотят соблюдения всех законных процедур и не желают, чтобы в парковой зоне велось какое-либо строительство. На место событий периодически приезжает полиция, но в происходящее не особо вмешивается.
Разобраться в ситуации сложно. Я поговорил с обеими сторонами и попытался выяснить, что же произошло на окраине Москвы и как не допустить эскалации конфликта.
Как мы все помним, вскоре после прихода к власти Собянина Москва согласовала с РПЦ программу строительства 200 новых православных храмов в столице. Храм в парке Торфянка должен был появиться как раз в рамках этой программы.
В 2013 году Собянин подписал постановление о строительства храма в парке Торфянка, или, как он именуется в официальных документах, "Парке на Изумрудной улице". Постановление было подписано на основании публичных слушаний. Но публичные слушания, как говорят местные жители, были проведены с нарушениями.
Парк Торфянка – это довольно большой участок земли с деревьями, прудом и аллеями. Ещё здесь есть кусок промзоны с какими-то невнятными строениями. В парке любят гулять жители района Лосиноостровский – мамы с колясками, пенсионеры, дети на велосипедах. Кто-то даже пытается удить рыбу в пруду.
Согласно постановлению правительства Москвы, здесь должен появиться храм на 300 прихожан. В этом же документе указано, что общая площадь парка – 16,4 га. Площадь участка, который собираются "благоустраивать" – 6,3 га. Территория храмового комплекса займёт площадь 0,2 га. Сам храм будет представлять собой здание площадью 1164 кв. метров и высотой 30 метров.
Получается, что участок с храмом займёт только 3,2% от общей территории парка.
"На территории храмового комплекса предусмотрена площадка перед входом в храм, пощение вокруг храма с возможностью проведения крестного хода, площадка с твёрдым покрытием, предназначенная для временного хранения автотранспорта маломобильных групп населения и спецавтотранспорта. На участке предусмотрено озеленение и благоустройство", – говорится в приложении к постановлению правительства Москвы.
Вот схема, из которой ясно, какую именно территорию должен был занять храм.
Но перед строительством основного храма надо поставить временный деревянный храм на 100 прихожан. Он получит имя в честь святителя Макария, митрополита Московского. Если в церковь будет ходить много людей, на её месте построят храм на большее количество прихожан. Эта процедура непрозрачна и проходит внутри РПЦ. Возможно, всё дело ограничится маленьким деревянным строением, а может, через два года здесь начнут строить огромный храм на 500 человек. Неопределенность пугает жителей.
Планируемый въезд на стройплощадку заблокировали...
Теперь тут палаточный лагерь местных жителей
Дежурят посменно, после работы собирается до сотни человек. Обстановка напряженная, ждут и казаков, которые приедут и разгонят защитников парка, и полиции.
Штаб защитников парка:
Штаб защитников храма:
Местные жители разделились на две группы. Одни объясняют, что в принципе не против строительства храма, но добиваются повторных публичных слушаний, чтобы все могли высказать своё мнение.
"В 2012 было вынесено решение о проведении публичных слушаний по вопросу строительства храма в парке Торфянка. Проблема в том, что местные жители не знали о том, что эти слушания проводились. Сейчас уже более полутора тысяч подписей от тех жителей, которые не знали. Только летом 2014 года жители узнали, что здесь предполагается какое-то строительство. Причём строительство будет вестись на основании результатов этих публичных слушаний. Процедура публичных слушаний была проведена с нарушением. Мы обнаружили, что не было того номера газеты, на который ссылались власти".
Другие говорят, что в Северо-Восточном административном округе и так уже 63 храма, и ещё один им не нужен.
Строительная площадка в блокаде:
При этом защитники парка сомневаются в репутации тех, кто отстаивает строительство храма:
"В принципе храм нужен, но только на другом месте. Члены этой организации "Сорок сороков" заигрывают с РПЦ. Они говорили "Россия для русских", у них есть имперский флаг, татуировки со свастикой. Ночью исполняли молитвы, кидали пальцы вверх. Но пожилые верующие люди, которые это слышали, сказали, что их молитвы на самом деле не являются молитвами. Организация нигде не зарегистрирована, а активисты – бывшие фанаты "Спартака", есть даже ребята, которые занимались футболом, играли в "Спартаке"", – рассказывает один из защитников парка.
"Сорок сороков" – это православное патриотическое движение. Крепкие молодые люди охраняют строительную площадку и в случае чего дают отпор незваным гостям. Появилась организация два года назад. Лидер движения Андрей Кормухин уверен, что России необходимо и что страну может спасти строительство новых храмов. Некоторые активисты движения имеют тесные связи с Национально-консервативной партией России и состоят в черносотенных и других националистических организациях.
Сейчас строительство храма ведётся вручную:
Местные говорят, что православные активисты занимаются провокациями:
"Они очень давят на людей. В первые ночи ходили тут, сверкали электрошокером. Были у них газовые баллончики. Одной нашей девочке повредили роговицу. В темноте несколько людей видели у них черные биты. Они не скрывают, что приезжают с юго-запада, Бибирева, Университета, приезжают на автобусах, некоторые из других регионов. Привозят женщин, они здесь поют – работают на публику. Их фотографируют. Потом сажают обратно в автобусы и увозят. А после появляются смонтированные прекрасные ролики о том, как молятся.Бабушек запугивают тем, что пора подумать о второй жизни. Так они пытаются обработать людей. Ходят, спрашивают, какой мы национальности, какое образование, а ещё велят снять кресты, якобы мы богохульники. Пытались даже казаками запугать, мол, они приедут и всех людей разгонят".
У православных активистов совершенно иное мнение на этот счёт. Они считают, что местные жители имели право на протест, но ещё до получения разрешения на строительство храма. Все обвинения в провокациях они называют "наглой ложью" и выражают опасения, что провокации собираются устраивать как раз защитники парка:
"В четверг у нас молебен будет, а они там будут собираться, в нас камни кидать, водой обливать".
Защитники храма рассказали, что многие из местных жителей уже убедились в том, что ничего страшного не происходит, и парка их лишать не собираются:
"Мы здесь с четверга. Здесь была масса местных людей. Когда они увидели, что здесь происходит, они просто ушли. Людей ввели в сильное заблуждение".
Батюшка, который присутствовал на месте строительства храма, отказался давать комментарий, потому что "нет благословения". "Всё законно абсолютно. Все документы есть до последней страницы. Все, кто здесь поддерживает [строительство храма] – они не экстремисты, не националисты. Православная молодёжь, православные спортсмены", – единственное, что он сказал.
Представитель движения "Сорок сороков" рассказал мне о своей версии событий:
"Это Майдан. Ну как не Майдан? Те – русские, и мы – русские. Местные жители воюют друг с другом благодаря тому, что было 2-3-4-5 активистов, которые сеяли вражду, провоцировали, врали. В их листовках написано, что пришли фашисты ("Сорок сороков"), сепаратисты, захватчики. В первую очередь за этим стоит КПРФ, много проплаченных".
О защитниках парка участники движения высказываются примерно так:
"Откровенное и неприкрытое никакими масками нападение бесовских сил на стройку маленького, красивого православного храма с трудом сдерживается православными добровольцами. Со стороны храмофобов в ход идут все средства. Отчетливо видна боевая группа местных грантоедов, которые добросовестно отрабатывают деньги". Их усилиями были организованы и идеологически подготовлен отряд "псов войны" – собачники парка. Простейшими приемами, из учебников PR, и ложью из них сделали пылающую ненавистью толпу "свободно мыслящих индивидуумов".
Своя точка зрения есть и у православных бабушек, которые теперь всё своё время проводят в парке, защищая стройку:
"С собаками им гулять негде и загорать! Видите, что они делают?! Загорают сидят!" – ужасаются православные бабушки. Они же рассказали мне, что "храмоборцев" поддерживают коммунисты и партия "Яблоко".
"Наш парк, а мы, дети войны, уже не имеем права получить этот клочок, чтобы помолиться. У нас ноги уже не ходят. Настолько обидно! – продолжает одна из бабушек. – Мы не спавши уже трое суток. Меня дети ругают – что ты делаешь, куда ты идёшь. Я говорю: пусть я умру здесь, но, может, кто-то помолится".
Девушка, защищающая храм, спорит с мужчиной, защищающим парк:
В этот четверг противники храма собираются провести большой митинг с требованием не допустить строительства. Сторонники храма в это же время собираются на молебен. Обе стороны уверены, что будут провокации: «Приходите, увидите, как эти безбожники будут в нас камни кидать», – приглашает меня защитник храма. «Обязательно приезжайте, посмотрите, как эти качки и фанаты будут бить мирных женщин и детей!» – предвкушает провокации противник храма.
На мой взгляд, в ситуацию должны вмешаться московские власти и найти компромисс между противоборствующими сторонами. Как я понял, противники храма не против самого храма. Более того, среди противников есть люди верующие. Они против именно храма в парке. Защитники храма на выборе места не настаивают, говорят, что "префектура выделила территорию в парке – вот и строим в парке". То есть, никакого принципиального конфликта я не увидел. Почему бы тогда просто не выбрать другое место для храма? Или не провести заново открытые слушания, чтобы учесть мнение всех сторон?
Нынешний конфликт возник потому, что не было открытого обсуждения с жителями. Общественные слушания провели с нарушением, информированием жителей никто не занимался. До сих пор нет точной информации о том, какой храм будет и где. В этой атмосфере очень быстро плодятся невероятные слухи и сплетни, которые только подогревают конфликт. Всего этого можно было бы избежать, если бы местная префектура проводила нормальную работу с населением. Дошло все до того, что в отдельно взятом районе Москвы назревает серьезный конфликт между двумя группами жителей.