Набережная для людей или для машин?

Плохая новость. В Москве хотят пустить многополосное шоссе по одной из набережных.

Самое ценное, что может дать природа городу - это вода. Это великая награда, которую заслуживает не каждый город. Река, озеро или океан делают город привлекательнее. Люди любят гулять и отдыхать у воды. Это красиво, это кусочек природы в пыльном городе.

Каждый город по-разному распоряжается своим богатством. Вот, например, китайский город Чунцин. Вдоль реки они построили эстакады, монорельс, разместили там промзоны. К реке невозможно подойти. Люди видят ее только из окна автомобиля или поезда.

Китайский Чунцин не единственный пример. В прошлом веке вдоль рек начали прокладывать шоссе. Тогда казалось это решение правильным, ведь есть много свободного места на берегу, почему бы не отдать его машинам? Кроме того, проложить трассу вдоль реки было самым простым и дешевым решением.

В 1967 году президент Франции Жорж Помпиду распорядился строить в Париже автодороги вдоль реки. Вскоре набережные вдоль Сены начали выглядеть так:

Со временем пришлось признать, что это было ошибкой. Сначала набережную начали закрывать по выходным для автомобилей, потом закрыли на целый месяц, там расположился знаменитый Парижский пляж — песок, пальмы, шезлонги для расслабления, различные развлечения, такие как прокат велосипедов, стенки для скалолазания и кафе.

В 2010 году набережную для машин решили закрыть навсегда. Парижане остались очень довольны. Город получил отличное общественное пространство, которого так не хватало в центре.

Аналогичная история была в Сеуле. Только там пошли еще дальше. Небольшую речку, протекающую в центре города, решили вообще закрыть эстакадой:

Чего добру пропадать? Подумали в Сеуле и стало вот так:

Но 10 лет назад эстакаду демонтировали, а набережную вернули городу. Получилась крутая общественная зона:

В Москве тоже есть люди, которые понимают ценность общественных пространств для города. Яркий пример - Крымская набережная до:

И после реконструкции:

Казалось бы, можно спать спокойно… Но не стоит расслабляться… Скоро Москва может немного измениться и не в лучшую сторону.

Северо-Западную хорду решили пусть прямо вдоль реки. Вот фрагменты проекта, который сейчас проходит общественные слушания. Во-первых, может появиться мост. Он пересечет охранную зоны Карамышевского шлюза, объекта культурного наследия, и исказит его восприятие.

А Карамышевский шлюз, парк и набережные могли бы стать местом отдыха горожан, локальным центром, а не транзитным маргинальным пространством.

Во-вторых, напротив парка Фили и напротив территории завода им. Хруничева промо по самому берегу может пройти многополосная магистраль.

Строителям на общественные пространства плевать, им дорогу надо строить, и чем удобнее проект, тем лучше. А нам потом с этим сначала жить, а потом все это сносить.