Строительство Останкинской башни.



Сегодня по материалам сайта "Фотографии старой Москвы" и журнала "Наука и Жизнь" я расскажу, как строилась Останкинская башня.



Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение — каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.



Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3—3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.



Железобетонная опора всего сооружения—это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки — 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни — 500 миллиметров.



В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций — башни и стакана — позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.



Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок — на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам—это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру — от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.



При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.



На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части — царги — подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.


СХЕМА МОНТАЖА АНТЕННЫ





После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.



Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.



С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.

Из журнала "Наука и Жизнь" за 66 год.

Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве.

На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте. Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 148
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
круто! очень интересно!

ПС короткий вопрос по сайту: можно сделать так, я залогинившись мог видеть список фото, которые я закачал и имел возможность вносить поправки в описание или коррективы в годы. А то возможно захочется вернуться внести поправки, а нельзя =( да и найти свои фото можно только по карте если помнишь
Да, эта возможность появится в ближайшее время!
Кстати, стукни мне в аську ) поговорим
теперь осталось с удовольствием ссылочку поместить на проект у себя ;)
Удивительно! Я был уверен, что основная нагрузка приходится как раз на "стакан", а тонкий конус - это только вспомогательный элемент...
малоли что ты был уверен
я был уверен что ты в такое время работу работаешь а ты в интернете каменты каментишь

Мля, даже к нормальному жж юзеру приходят вот такие *удаки, которые только и могут срацца.
Ого! Спасибо за материал! Давно хотел найти номер Науки и жизни чтобы посмотреть эту статью. Вроде 65 год? А он вот здесь выложен! Прекрасно!
Фантастика. Вроде бы прочитал и понял, но все равно не верится, что такое можно было построить.
Очень интересно!
Спасибо!!!!!!!

Фотографии, конечно фиеричны! У меня дед, когда работал на Мосфильме, участвовал в съемке киножурнала про стройку... Жаль, что только 1 фотография с той съемки сохранилась



А еще дома у деда стояла точная копия башни в 1.5 метра высотой из дерева, мы ее вместо елки наряжали :) Тоже не сохранилась :(
Спасибо. Кажется, наконец то стала понятна роль предварительно натянутых тросов.
О башне
(Анонимно)
Как помнится из тогдашних разговором: Япония выходила с предложением к советской стороне: советскими же силами и из советских материалов поставить аналог этой башни, правда, несколько выше, - где-то у них. Но наши эту просьбу вежливо отклонили.
А ребята монтажники-высотники (теперь это уже старики) в ту пору рассказывали, что зимой на морозе, на той верхотуре; в обед им давали по стакану водки. За обед на морозе за обед всё проходило, "будто для сугреву и не принимали ничего". Но работа была и тяжела, и интересна и денежна, так что, едва монтажники узнали, что будет возводиться небывалой высоты башня, на свой риск бросили денежную работу на Байконуре и примчались в Москву. Ну а там, естественно,- кого-то взяли, а кого-то нет. Такова жизнь.
Благодарю. Это реально интересная информация, пойду гугл мучать.
А забыли написать, что её вертикальность корректировали с помощю лазера. Это 1965 год! Тоже впервые в мире. Отклонение составило то ли 2 то ли 3 см.
бейсеры с неё прыгали,а что бы разрешили,обратились к Лужкову.Мол испытать возможность аварийного покидания башни.тем более пожар ведь был..Знакомый сказал,что более удобного места не видел.
(кстати,если бы оснастить вовремя служащих ВТЦ куполами,почти все живы были наверняка.цена вопроса 3 тысячи зелёных)