Реклама
October 7, 2013

Заводы Volvo Construction Equipment в Швеции и России

-=Реклама=- Пост оплачен -=Реклама=-

Когда фотографы слышат слово завод, они мечтают увидеть измазанные грязью мускулистые потные спины, блестящие в лучах солнца, пробивающегося из-под затянутых паутиной окошек в крыше кирпичного цеха постройки XVIII века, вырывающие отовсюду струи пара, огромные вращающиеся жернова, снопы искр и реки расплавленного чугуна. Увы, современный машиностроительный завод — это стерильное помещение с белыми стенами, бесконечными роботами и компьютерами. Никакой фотогеничности, как в старые добрые времена. Ситуация осложняется еще тем, что многие процессы происходят за стеклом. Если это покрасочная камера, то оно еще и запотевшее, что ставит крест на съемке. И в конце концов, частенько снимать вообще запрещают.

Мы с

Дмитрием Чистопрудовым посмотрели, как собирают строительную технику Volvo. Дмитрий отправился на завод в Швецию, а я в Калужскую область. Вот, что из этого получилось

История компании Volvo Construction Equipment началась более 180 лет назад в Эскилстуне, Швеции. В 1832 году был основал Эскильстунский механический завод. Здесь создавались печатные прессы, молотилки, двигатели и в 1853 первый шведский паровоз. В 1906 году завод выпустил первый шведский паровой каток, в 1913 — первый шведский трактор.

На входе выдают жилетки гаишников и хитрые сандали с металлическим носком и подошвой — в таких можно ходить по гвоздям и ронять коробки передач на ногу. В жилетках человека лучше видно, и это спасает от наезда погрузчиков — они по заводу гоняют весьма резво. На фотографии разноцветные носки Сергея

tersan.

В цехах на перекрестках вместо светофоров для погрузчиков развешанны под потолком зеркальные полусферы. Водитель может заглянуть за угол перед поворотом. Полезная штука.

Каждое утро начинается с 15-минутки в комнате для совещаний. Руководители цехов определяют план работ на смену и раздают задания подчиненным. Касок, кстати, не выдают, что меня очень удивило — я раньше ни разу ни гулял по заводам без каски. Их заставляют натягивать даже на нефтебазах, где на голову ничего упасть не может, максимум пролиться.
И вместо обычного нудного инструктажа в полчаса, гид попросил только не заходить на маршруты погрузчиков. При этом завод в этом году должен быть «зиро эксидентс», то есть ни одного пальца, попавшего под молоток. Просто всё организовано так, чтобы опасности для людей нет.
Среди бригад в каждом цехе идет конкурентная борьба за звание лучшей команды завода. Это и дополнительная премия, и гордый переходящий вымпел "пойди и поучись".

В основном завод выглядит так. Это какие-то большие машины, в которых что-то гудит и делается, но стоит приоткрыть дверцу, как срабатывают датчики безопасности и станок или конвейер останавливается.

Например, загружается в большой станок вот такая стальная заготовка:

А на выходе получается готовый мост, у которого проточены все фланцы, отверстия и так далее.

Или, например, на одном конвейере заготовки подаются в большой станок, на другом выезжают уже готовые обработанные детали.

Танцующие роботы проводят мелкие операции и передают детали от одного станка к другому. В закрытой стеклянной комнатке они берут заготовку, кладут на один станок, который просверливает отверстия, перекладывают на другой станок, где фрезеруются проточки, и так далее. Наблюдать за этим действием можно бесконечно.

Но полностью заменить человека робот пока не может. В цехах сборки специалисты монтируют в корпуса все нужные валы и шестеренки вручную.

На заводе Volvo CE есть два вида сборочных цехов. Один — классический конвейер, где каждый оператор выполняет свою конкретную операцию и пускает деталь дальше. Второй — когда целый узел собирает один человек.

Чрезвычайно интересный момент. Для сбора одной КПП, требуется, скажем, шесть шестеренок, двенадцать сальников, две прокладки, четыре стопорных кольца. Не больше и не меньше. Всё это сборщик получает на специальном катающемся стенде размером с дверь холодильника. Это гарантирует, что он не пропустит ни одной резиночки, а также сильно ускоряет его работу — всё под рукой! На фотографии человек показывает точку старта — какую деталь нужно взять первой. Дальше оператор следует красной линии и берет нужные комплектующие в порядке сборки. Не нужно ничего искать и вспоминать, что и где идет первым. Гениально!

Вопрос: а что, если формировщик этого набора случайно положит лишнюю прокладочку? Ответ — это невозможно, ибо крючок на стенде — специальной длины, на него можно повесить ровно 8 прокладочек, лишняя не влезет, а нехватку сразу заметно — все детали должны быть плотно закреплены.

Стенд с инструментами. Идеальный порядок и тоже ничего лишнего. Надо сказать, что как-то раз я видел ровно такой же стенд и в советском автосервисе — бывают и среди наших механиков зануды и чистюли. Там еще висел плюшевый медвежонок с гвоздём в голове и табличкой на груди «Я взял отвёртку без спроса».

Еще интересно организована поставка комплектующих. Их привозят с других заводов в красивых деревянных ящиках.

Для хранения комплектующих выделена отдельная зона, куда постоянно проносятся погрузчики и что-то привозят и увозят.
К некоторым комплектующим организован доступ через специальную "шайтан-машину". Из загруженных в неё запчастей она самостоятельно формирует наборы для сборки соответствующих КПП или мостов. То есть отсыпает в одну коробочку четко нужное количество болтов, гаек, шестеренок и подшипников. И, вероятно, заказывает новые поставки, когда заканчиваются резервы.

Вот так выглядят собранные коробки с комплектующими. Их развозят к сборочным постам на специальных грузовиках.

Станция зарядки погрузчиков.

Прекрасный люк!

Конвейер по сборке мостов для сочлененных самосвалов Volvo.

Везде чистота и порядок.

Загрузка готового моста в покрасочную камеру. Пара минут, и мост готов.

Вот еще чрезвычайно крутая штука. Не ноу-хау, конечно, но я, честно, раньше даже не знал, что такое бывает. Итак, как нам идеально сварить один вал из двух половинок? Гениальное по своей простоте решение: сварка трением!

Две половинки вставляют в аппарат типа токарного станка. Одна половинка начинает быстро вращаться. То, что происходит дальше, видно на фотке слева направо.

По мере увеличения частоты вращения свариваемых заготовок при наличии сжимающего давления происходит притирка контактных поверхностей и разрушение жировых, а затем оксидных пленок, присутствующих на них в исходном состоянии. Граничное трение уступает место сухому. В контакт вступают отдельные микровыступы, происходит их деформация и образование ювенильных участков с ненасыщенными связями поверхностных атомов, между которыми мгновенно формируются металлические связи и немедленно разрушаются вследствие относительного движения поверхностей.
Вращение резко останавливается и две половинки становятся единым целым. Затем лишний облой снимается уже обычным токарным станком.

Интересно, что так можно сваривать, например, сталь и алюминий. Или пластик и пластик. Готовые оси:

И еще пара кадров про порядок. Посмотрите, для каждого предмета и оборудования выделена своя зона. Даже у канистры есть свой квадратик синего цвета.

Все ячейки для хранения размечены и промаркерованы. Идеальный порядок!

А теперь перенесемся в Россию. 14 мая 2013 года Volvo Construction Equipment отпраздновала открытие завода по производству экскаваторов в Калужской области.

На заводе 4 основных линии: сборка нижней рамы, верхней рамы, основная линия и линия сборки стрел.

Вначале производится прогонка всех резьб — после морской доставки комплектующих требуется их обработка. Дальше производится сборка главного клапана, прошивка двигателя и установка его на раму.

Дальше на конвейере устанавливают радиатор, нижнюю часть кабины, сидения, рычаги управления.

Запчасти привозят co всего мира, но в основном из Южной Кореи. Двигатели привозят только из Швеции или Германии. Двигатели дизельные, 13-литровые, 283 л/с. Такие же устанавливаются и на грузовики Volvo, только с немного другой прошивкой "мозгов".

Сборка всей техники проводится сейчас в тестовом режиме и вручную. У каждого оператора есть инструкция по сборке, в которой указано какую деталь куда поставить и какой стороной. А также какое усилие приложить при закручивании соединений. Все болты обрабатываются герметиком.

Конвейер состоит из станций, на каждой из которой установлен столб с пyльтом управления и лапочками-индикаторами. В cлучае ошибки/нехватки деталей/сложностей в работе оператор нажимает на пульте одну из кнопок, соответствующей проблеме и ответственному человеку приходит смска что его вызывают к определенной станции. Также в цехе будут висеть большие плазмы с информацией по конвейеру.

Кстати, в калужском заводе все рабочие ходят в касках.

Линия по сборке нижней рамы.

Я и гусеницы.

Знаете, что это? Это — ленивец. Для того, чтобы его установить, нижняя рама поднимается 26-тонным краном и переворачивается с помощью специальног o переворотного устройства. Ленивец нужен для создания натяжения в гусенице, иначе она свалится.

Готовая нижняя рама весит до 20 тонн!

Готовая верхняя рама, только без кокпита. Церемонию свадьбы застать увы не удалось.

Линия сборки стрел находится отдельно, на ней нa стрелы устанавливается гидравлика, электрика, цилиндры и так далее.

А вот и первый экскаватор Volvo, собранный в России! Всего на предприятии планируется выпуск тяжелых высокопроизводительных экскаваторов Volvo с эксплуатационной массой от 20 до 50т новой серии. Пока завод работает в тестовом режиме и выпускает по 2 экскаватора в день. План — выйти на производство 1500 единиц в год.

Более 90% рабочих на заводе россияне, жители Калужской области. Кроме хорошей зарплаты сотрудники предприятия получают полный соцпакет, трансфер до работы, питание и компенсацию занятий спортом. Также есть возможность обучения и повышения квалификации рабочих.

Большое спасибо компании Volvo CE за интересные экскурсии

Также смотрите, как работает строительная техника Volvo CE в репортаже Дмитрия

chistoprudov о тестовом полигоне в Швеции: http://chistoprudov.livejournal.com/131433.html