Схема метро от Ильи Бирмана

Полным ходом идет голосование за новую схему Московского метро. Идет голосование ровно, большинство выбирает вариант от студии Артемия Лебедева. Вот график по голосам:



Многие считают, что за Лебедева голосуют, так как у него схема распиарина, и вообще, голосуют за имя, а не за схему. Я не верю, что можно голосовать за имя, тем более, что ненавистников у Лебедева ничуть не меньше, чем поклонников. Несмотря на это, у Лебедева и РИА-Новостей есть возможность пиарить свои работы среди массовой аудитории и призывать за них голосовать. Среди трех финалистов есть один участник, у которого нет большого медиаресурса, это Илья Бирман. Чтобы восстановить справедливость, я решил предоставить Бирману площадку в своем блоге, чтобы он смог рассказать про свою схему. Ниже пост, который он подготовил. Почитайте, как делалась схема и в чем ее отличия:

"Задача: разработать лучшую схему московского метро в соответствии с пожеланиями москвичей и рекомендациями Департамента транспорта.

Новая версия информативна, проста и полезна:

Лучшая схема метро Москвы

Три принципа

Проще, а не сложнее Смысл не пострадал.

Кольцевая в центре Символ московского метро — строго в центре схемы.

Без мусора Только то, что нужно пассажиру в вагоне.



Заголовок

Упрощение касается каждого элемента и начинается с заголовка.

Пассажир и так видит, что перед ним схема линий. Вместо пустых слов — короткий заголовок и время работы:

Лучшая схема метро Москвы

Библиотека имени Ленина

Особенностям этого перехода между четырьмя станциями принято придавать много значения, но в нём нет ничего страшного. Хоть переход с Филёвской линии на Серпуховско-Тимирязевскую и не прямой, в другом месте между ними не перейти.

Для изображения этой особенности используют графические конструкции одна монструознее другой:

Важно компактно, правильно и однозначно показать переход, не превращая его в лабиринт:

Ещё нюанс: здесь переход с Сокольнической на Арбатско-Покровскую линию короче, чем на соседнем «Охотном Ряду» (справа сверху; там придётся идти через «Театральную»), поэтому в этом месте красная и синяя ветки проходят вплотную.

Алфавитный указатель

Традиционно с указателями используют нумерацию квадратов координатными парами вроде E2 и B7. Чтобы ей воспользоваться, нужно посмотреть в список, запомнить буквенно-цифровой код, потом найти саму сетку на схеме и понять, по какой стороне у неё буквы, а по какой — цифры, потом уже перейти к поиску станции в нужном квадрате. Но структура московского метро с кольцевой линией уже является прекрасной системой отсчёта.

Чтобы помочь найти станцию и не засорять схему сеткой, достаточно направить взгляд пассажира:

Лучшая схема метро Москвы

Лучшая схема метро Москвы

Попробуйте сами отыскать эти станции на схеме:

Лучшая схема метро Москвы

Стрелка не требует системы координат, потому прекрасно работает и в отрыве от схемы. Так, указание: «Магазин на Кантемировской » сразу даёт представление о части города. Впоследствии для поиска станции на схеме к списку даже не придётся обращаться.


Пересадки

Соединённые станции иногда имеют разные названия, иногда — общее, и есть станции «2 + 1». Когда кружков и подписей разное количество, соотнести их трудно или невозможно:

Такое обозначение понимают только москвичи, которые и так хорошо знают устройство таких узлов, и помнят, что жёлтая и оранжевая станции — Третьяковские, а зелёная — Новокузнецкая. Приезжие безуспешно ищут недостающие подписи.

Решение: «один кружок — одно название»:


При такой системе названия станций читаются однозначно. При этом если станция стоит на пересечении линий, очевидно, что там пересадка. Нужно выйти из поезда и следовать по указателям.

Вокзалы и аэропорты

Второе по важности после линий метро — вокзалы и аэропорты. Нельзя допустить, чтобы кто-то опоздал на рейс только из-за того, что запутался в схеме. Каждая станция с вокзалом отмечена узнаваемым паровозиком как на дорожных знаках.

Лучшая схема метро Москвы

Аэроэкспресс — единственные железнодорожные линии на схеме, и их сразу видно.

Сложная траектория домодедовского экспресса выпрямлена, чтобы ничему не мешать.

Линии электричек бессмысленны без знания о маршрутах и расписаниях.

В Шереметьево от Планерной и Речного вокзала ходят автобусы, но они обходят терминалы в разном порядке.

Чтобы не изображать запутанные схемы их движения, достаточно перечислить терминалы с учётом этого.

Скоростные автобусы

Информация об этих автобусах полезна, но вторична по отношению к линиям метро, вокзалам и аэропортам. Внимательное изучение их маршрутов помогает навести чистоту и в них:

Нет смысла загромождать схему пиктограммами около каждой остановки — достаточно одной на весь маршрут.

Показана только часть маршрута рядом с метро. Если у метро лишь одна остановка, автобусная линия даже не изображается.

Цветовосприятие

Схема устроена так, чтобы хорошо читаться людьми с проблемами цветовосприятия. Даже в чёрно-белом виде линии не путаются друг с другом благодаря тому, что изгибы вынесены из-под кружков станций на видное место:

Детали

Каждая деталь сделана не для галочки, а с заботой о людях и чтобы приносить пользу:

Важный сценарий использования латиницы — расслышать объявление станции на слух. Стоит помочь иностранцам, здесь нечего стесняться.

Лучшая схема метро Москвы

Нет смысла выделять Бутовскую линию начертанием, термином «линия лёгкого метро», или особым индексом «Л1». Это лишь вызовет вопросы: Почему эта линия нарисована иначе? Как перейти, где оплатить проезд?

Это обычная линия, просто маленькая и идёт над землёй.

Лучшая схема метро Москвы

Имеет смысл показывать лишь те строящиеся линии, которые откроются скоро. Вместо легенды с бессодержательным текстом «Строящиеся линии» полезно написать, когда именно планируется открытие.

Лучшая схема метро Москвы

Станция «Аэропорт» называется так по бывшему аэродрому на Ходынском поле. Чтобы никого не сбить с толку, стоит подсказать, что сегодня никакого аэропорта там нет.

Как выбрать лучшую схему?

Представьте себя пассажиром и найдите ответы на те вопросы о машруте, которые вам могут прийти в голову в вагоне.

О процессе и о метро в блоге

Боровицкий сад имени Арбатской

О ненависти к координатным сеткам

О латинице на схеме метро и ещё о латинице

Чёрно-белые схемы и проблемы дальтоников

Об изгибах линий

Люблинская, или Днём согнём, ночью разогнём

О строящихся линиях

Чёрный цвет свободен

О географии на транспортных схемах

Об избыточности термина «Лёгкое метро»

О нумерации линий метро

Парк культуры

Извинения менеджера Джубели-лайн

О себе

Я изучаю транспортную инфографику более 12 лет. В 2007 году выпустил свою первую схему московского метро и обратил внимание общественности на безобразность официальной. За шесть лет официальная схема стала хуже, моя — лучше.

Перезагрузка — ещё один мой проект, связанный с метро.




promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 150
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
Существенный недостаток схемы - одним кружком обозначены две станции, носящие одинаковое название. При беглом взгляде на схему можно подумать, что у нас одна Третьяковская или одна Таганская.
Перечеркнутый самолетик у Аэропорта и уходящая за обрез река - какое-то зло. А вот пересадки мне больше нравятся, чем у Лебедева
Мне не нравится. Я посмотрела на неё в реале и просто поняла, что не хотела бы видеть такую в вагонах.
Маленькая и хлипкая, а стрелочки раздражают.
это муж брат того Бармина который цветы продает?
а нет, ваще не родственник ,там в фамилиях буквы не так стоят

Edited at 2013-01-24 09:02 (UTC)
Он молодец и фишка с самолётами классная! Голосовал за него.
дизайн должен быть чем-то обыденным, привычным и удобным, незаметным, как домашние тапочки,
а не вызывать бурление тысяч людей
В случае этих схем дизайн такой и есть - обыденный (в хорошем смысле) и удобный, привычным он станет со временем.

А бурление вызывает совершенно любой, даже ничтожный инфоповод - просто люди любят бурлить.
На мой вкус, у Бирмана самая замечательная и простая схема. Отдала голос за него.
Ну в деталях у Бирмана все ок, но если поставить все три схемы рядом, завершенность лебедевской схемы очевидна. Там каждый угол и каждый сантиметр занят информацией, а у Бирмана что за пустые места в углах?
В общем, по-моему он слишком ушел в детали, забыв об общем виде.
Я свой голос за схему Ильи отдала, именно потому что она простая, а схема Лебедева сильно перегруженная. У РИА кашмар, надеюсь они так и останутся в последних.