Схема метро от Ильи Бирмана
Полным ходом идет голосование за новую схему Московского метро. Идет голосование ровно, большинство выбирает вариант от студии Артемия Лебедева. Вот график по голосам:
Многие считают, что за Лебедева голосуют, так как у него схема распиарина, и вообще, голосуют за имя, а не за схему. Я не верю, что можно голосовать за имя, тем более, что ненавистников у Лебедева ничуть не меньше, чем поклонников. Несмотря на это, у Лебедева и РИА-Новостей есть возможность пиарить свои работы среди массовой аудитории и призывать за них голосовать. Среди трех финалистов есть один участник, у которого нет большого медиаресурса, это Илья Бирман. Чтобы восстановить справедливость, я решил предоставить Бирману площадку в своем блоге, чтобы он смог рассказать про свою схему. Ниже пост, который он подготовил. Почитайте, как делалась схема и в чем ее отличия:
"Задача: разработать лучшую схему московского метро в соответствии с пожеланиями москвичей и рекомендациями Департамента транспорта.
Новая версия информативна, проста и полезна:
Три принципа
Проще, а не сложнее Смысл не пострадал.
Кольцевая в центре Символ московского метро — строго в центре схемы.
Без мусора Только то, что нужно пассажиру в вагоне.
Заголовок
Упрощение касается каждого элемента и начинается с заголовка.
Пассажир и так видит, что перед ним схема линий. Вместо пустых слов — короткий заголовок и время работы:
Библиотека имени Ленина
Особенностям этого перехода между четырьмя станциями принято придавать много значения, но в нём нет ничего страшного. Хоть переход с Филёвской линии на Серпуховско-Тимирязевскую и не прямой, в другом месте между ними не перейти.
Для изображения этой особенности используют графические конструкции одна монструознее другой:
Важно компактно, правильно и однозначно показать переход, не превращая его в лабиринт:
Ещё нюанс: здесь переход с Сокольнической на Арбатско-Покровскую линию короче, чем на соседнем «Охотном Ряду» (справа сверху; там придётся идти через «Театральную»), поэтому в этом месте красная и синяя ветки проходят вплотную.
Алфавитный указатель
Традиционно с указателями используют нумерацию квадратов координатными парами вроде E2 и B7. Чтобы ей воспользоваться, нужно посмотреть в список, запомнить буквенно-цифровой код, потом найти саму сетку на схеме и понять, по какой стороне у неё буквы, а по какой — цифры, потом уже перейти к поиску станции в нужном квадрате. Но структура московского метро с кольцевой линией уже является прекрасной системой отсчёта.
Чтобы помочь найти станцию и не засорять схему сеткой, достаточно направить взгляд пассажира:
Попробуйте сами отыскать эти станции на схеме:
Стрелка не требует системы координат, потому прекрасно работает и в отрыве от схемы. Так, указание: «Магазин на Кантемировской
» сразу даёт представление о части города. Впоследствии для поиска станции на схеме к списку даже не придётся обращаться.
Пересадки
Соединённые станции иногда имеют разные названия, иногда — общее, и есть станции «2 + 1». Когда кружков и подписей разное количество, соотнести их трудно или невозможно:
Такое обозначение понимают только москвичи, которые и так хорошо знают устройство таких узлов, и помнят, что жёлтая и оранжевая станции — Третьяковские, а зелёная — Новокузнецкая. Приезжие безуспешно ищут недостающие подписи.
Решение: «один кружок — одно название»:
При такой системе названия станций читаются однозначно. При этом если станция стоит на пересечении линий, очевидно, что там пересадка. Нужно выйти из поезда и следовать по указателям.
Вокзалы и аэропорты
Второе по важности после линий метро — вокзалы и аэропорты. Нельзя допустить, чтобы кто-то опоздал на рейс только из-за того, что запутался в схеме. Каждая станция с вокзалом отмечена узнаваемым паровозиком
как на дорожных знаках.
Аэроэкспресс — единственные железнодорожные линии на схеме, и их сразу видно.
Сложная траектория домодедовского экспресса выпрямлена, чтобы ничему не мешать.
Линии электричек бессмысленны без знания о маршрутах и расписаниях.
В Шереметьево от Планерной и Речного вокзала ходят автобусы, но они обходят терминалы в разном порядке.
Чтобы не изображать запутанные схемы их движения, достаточно перечислить терминалы с учётом этого.
Скоростные автобусы
Информация об этих автобусах полезна, но вторична по отношению к линиям метро, вокзалам и аэропортам. Внимательное изучение их маршрутов помогает навести чистоту и в них:
Нет смысла загромождать схему пиктограммами около каждой остановки — достаточно одной на весь маршрут.
Показана только часть маршрута рядом с метро. Если у метро лишь одна остановка, автобусная линия даже не изображается.
Цветовосприятие
Схема устроена так, чтобы хорошо читаться людьми с проблемами цветовосприятия. Даже в чёрно-белом виде линии не путаются друг с другом благодаря тому, что изгибы вынесены из-под кружков станций на видное место:
Детали
Каждая деталь сделана не для галочки, а с заботой о людях и чтобы приносить пользу:
Важный сценарий использования латиницы — расслышать объявление станции на слух. Стоит помочь иностранцам, здесь нечего стесняться.
Нет смысла выделять Бутовскую линию начертанием, термином «линия лёгкого метро», или особым индексом «Л1». Это лишь вызовет вопросы: Почему эта линия нарисована иначе? Как перейти, где оплатить проезд?
Это обычная линия, просто маленькая и идёт над землёй.
Имеет смысл показывать лишь те строящиеся линии, которые откроются скоро. Вместо легенды с бессодержательным текстом «Строящиеся линии» полезно написать, когда именно планируется открытие.
Станция «Аэропорт» называется так по бывшему аэродрому на Ходынском поле. Чтобы никого не сбить с толку, стоит подсказать, что сегодня никакого аэропорта там нет.
Как выбрать лучшую схему?
Представьте себя пассажиром и найдите ответы на те вопросы о машруте, которые вам могут прийти в голову в вагоне.
О процессе и о метро в блоге
Боровицкий сад имени Арбатской
О ненависти к координатным сеткам
О латинице на схеме метро и ещё о латинице
Чёрно-белые схемы и проблемы дальтоников
Люблинская, или Днём согнём, ночью разогнём
О географии на транспортных схемах
Об избыточности термина «Лёгкое метро»
Извинения менеджера Джубели-лайн
О себе
Я изучаю транспортную инфографику более 12 лет. В 2007 году выпустил свою первую схему московского метро и обратил внимание общественности на безобразность официальной. За шесть лет официальная схема стала хуже, моя — лучше.
Перезагрузка — ещё один мой проект, связанный с метро.