July 31, 2018

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед "Десна". Или "Школьник". Или "Кама". Или даже – не побоюсь этого слова – "Украина"!

Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.

Некоторые легендарные велосипеды всё ещё можно купить, причём не только на сайтах объявлений!

Фото: GlazBike

Республика: РСФСР
Город: Пермь
Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО "Велта"

"Урал"

Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

Фото: GlazBike

"Кама"

Несмотря на маленькие колёса, на "Каме" катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие "Камы" до сих пор на ходу.

Фото: GlazBike

"Салют"

Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из "Камы". Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Фото: GlazBike

Статус

Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники "Велты" основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

"Форварду" также принадлежит элитный бренд Format и бренд эконом-класса Altair (о нём ниже).


Республика: УССР
Город: Харьков
Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского

"Украина"

Живая легенда

"Турист"

Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели "Спутник" и "Спорт".

Фото: VeloRetro.ru

"Старт-Шоссе"

Возможно, первый советский шоссейник.

Фото: VeloRetro.ru

Специальная модель, выпущенная в честь Олимпиады-80

Фото: VeloRetro.ru
Фото: VeloRetro.ru

Статус

Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования "Украина" и "Турист".


Республика: БССР
Город: Минск
Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем "Мотовело"

"Минск"

Белорусский аналог "Урала" и "Украины", большой дорожный велосипед.

Фото: VeloRetro.ru

"Аист"

Под маркой "Аист" производились разные велосипеды, в том числе "Минск" в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на "Каму" и "Десну".

"Аист" с колёсами 24 дюйма. По сути – белорусский вариант "Салюта".

Статус:

Весной 2018 года ОАО "Мотовело" было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону "Великий Камень".

"Аисты" в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.


Республика: РСФСР
Город: Жуковка (Брянская область)
Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем "Веломоторс"

"Десна"

Брянский аналог "Камы", который отличался от неё главным образом рамой.

Велосипеды под брендом "Десна" сейчас производит "Веломоторс", то есть это те же "Стелсы".

Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.


Республика: УССР
Город: Львов
Производитель: Львовский велосипедный завод

"Эврика-2"

Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.

Фото: VeloRetro.ru

Статус:

Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.


Республика: РСФСР
Город: Саранск, Мордовская АССР
Производитель: Саранский механический завод

"Кросс"

Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.

Фото: GlazBike

Статус:

СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой "Кросс" тоже производятся, но широких продаж по России нет.


Республика: РСФСР
Город: Пенза
Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод

"Сура"

Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой "Сура".

Фото: GlazBike

Статус:

Велосипеды "Сура" (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.


Республика: РСФСР
Город: Нижний Новгород
Производитель: ГАЗ

"Школьник"

Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же "Камы", он был посредственного качества.

Фото: GlazBike

Немногие знают, но ранние версии "Школьника" выпускались с рамой, как у "взрослых" моделей.

Фото: VeloRetro.ru

Вариант с дамской рамой

Фото: VeloRetro.ru

Статус:

Производство "Школьника" прекратилось в середине 90-х. "Группе ГАЗ" велосипеды не интересны.


Республика: Литовская ССР
Город: Шауляй
Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"

"Орлёнок"

Литовский конкурент "Школьника", который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

Фото: VeloRetro.ru

"Орлёнок" для девочек назывался "Ласточкой".

Фото: GlazBike

Статус:

В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды "Орлёнок". Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.


Республика: РСФСР
Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР
Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод

"Таир" / "Альтаир-Т"

Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.

Статус:

Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную "дочку" обанкротили ещё в начале нулевых.

Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Что нового?

Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё несколько заметных производителей.

Например, Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

Питерский Shulz, специализирующийся на складных велосипедах.

И калининградский завод "ВелоБалт", который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark, Shulz и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. ;)

Покажите пост своим друзьям, пусть они тоже предадутся ностальгии!