Миф: велосипедный шлем сможет вас защитить
Общество постоянно диктует нам определённые нормы поведения. В принципе, это нормально, потому что существование любого государства (города, общины, семьи) основано на том, что люди договорились между собой жить по правилам.
Намного хуже, когда навязывание норм поведения начинают оправдывать заботой о вашей безопасности. Все в курсе, что досмотр сумок при входе на вокзал, блокировка "Телеграма" или строительство подземных переходов ничего общего с безопасностью не имеет.
Тем не менее, большинство принимает эти правила и даже нападает на разумные предложения изменить систему в пользу реальной безопасности. Например, идея снизить максимально допустимую скорость в городах до 50 км/ч вызывает у автомобилистов жгучую боль в том месте, которым они приросли к водительскому креслу. От предложения убрать бесконечные противопешеходные заборы вдоль улиц у любого мэра начинает идти пена изо рта...
Но если вы думаете, что всё это присуще только России, вы ошибаетесь. Есть одно неписаное (а в ряде случаев писаное) правило, которое стало общепринятым. Ему следуют во всём мире, хотя для этого не было никаких оснований.
Речь идёт о велосипедном шлеме. Надевать велошлем рекомендуют едва ли не во всех странах мира. В ЕС и многих штатах США дети обязательно должны носить шлем при катании на велосипеде. В Австралии и Новой Зеландии это правило распространяется и на взрослых. Не обходится и без пропаганды: если в каком-нибудь рекламном ролике есть велосипедист, то в 99% случаев он будет в шлеме.
В посте "Правила жизни велосипедиста в России" я написал, что шлем надевать желательно, особенно если ты ездишь на велосипеде по автомобильным дорогам. Но с тех пор мне попалось на глаза несколько статей на эту тему, и я переменил отношение к вопросу.
"Где твой шлем?!" – любят спрашивать взволнованные граждане, глядя на велосипедиста. На первый взгляд, запрет на велопоездки без шлема кажется правильной мерой. Но не всё так однозначно. Многие велосипедисты сознательно не используют шлем. Кроме того, есть исследования, которые показывают, что от шлемов больше вреда, чем пользы.
Давайте разберёмся, почему велошлем вам скорее навредит, чем защитит вас.
1. Ездить на велосипеде без шлема не так опасно, как кажется
Почему принято считать, что шлем так необходим? В 1989 году медицинский журнал New England опубликовал исследование, согласно которому велошлем сокращает угрозу получения травмы головы и травмы мозга на 85% и 88% соответственно. С тех пор многие СМИ оперировали именно этими цифрами, не утруждая себя ненужными уточнениями. Например, эта статистика применима только в том случае, если ДТП произошло.
А что если сравнить риск получения травмы головы велосипедистом с риском получения такой же травмы другими участниками движения?
У пешеходов он в полтора-два раза выше. У автомобилистов – немного выше, у мотоциклистов – несопоставимо выше. Но предложение обязать пешеходов и водителей надевать шлем при каждом выходе из дома прозвучало бы смешно и нелепо.
Согласно австралийскому исследованию 1996 года, ношение шлемов водителями машин в 17 раз уменьшило бы количество смертей среди них от травм головы. Почему же тогда акцент делается именно на рисках велосипедистов?
2. Шлем провоцирует водителей!
Знаете, чем человек за рулём отличается от обычного человека? Он всегда уверен, что контролирует ситуацию. Даже если если он выпил 2 бутылки водки, разогнался на "БелАЗе" до 300 км/ч в гололёд, впереди на дорогу выбежал котик, и наш гонщик Спиди пытается маневрировать, одновременно глядя в навигатор, разговаривая по телефону и руля коленями.
К чему это я? Когда водитель видит вас в шлеме, он окончательно перестаёт задумываться о вашей безопасности.
Провели исследование и заметили, что когда водитель видит велосипедиста в шлеме, он ведет машину опаснее. Водители полагают, что шлем на вашей голове = безопасность. Если вдруг зацепят, ничего страшного: шлем же! Шлем якобы защитит вас от травмы, а водителя – от тюрьмы. При обгоне велосипедистов в шлеме водители оставляют им меньше места, чем когда человек не защищён.
На самом деле велошлем лишь провоцирует водителя вести себя менее аккуратно по отношению к вам. Стоит ли объяснять, как это сказывается на вашей безопасности на дорогах?
3. Шлем провоцирует велосипедистов!
Но давайте не будем перекладывать всю ответственность на водителей. На психологию самого велосипедиста ношение шлема действует точно так же. Шлем даёт своему обладателю ложное чувство безопасности.
Велосипедист начинает вести себя менее внимательно, ездит быстрее, решается на манёвры, на которые без защиты не пошёл бы. Особенно это касается детей. Дети и так склонны считать себя неуязвимыми, а в шлеме перед вами уже готовый супергерой.
Здесь можно ещё провести аналогию с горными лыжами. Когда лыжники надевают шлемы, они начинают больше рисковать, в результате количество травм не уменьшается, а, наоборот, возрастает!
4. Плохой обзор
Не все шлемы удобны. Иногда они слишком громоздкие, иногда они сползают на лоб. В ряде случаев это может послужить причиной того, что вы не заметите машину или пешехода и попадёте в аварию. Опять же, непонятно, почему эта проблема игнорируется статистикой.
Есть также теория, что носить велошлемы попросту вредно для позвоночника и его соединения с черепом, но в ней слишком мало доказательств.
5. Меньше велосипедистов
Законы об обязательном ношении шлемов провоцируют людей отказываться от велопоездок. Это попросту неудобно, шлем лишает велосипедиста удовольствия от передвижения. Кто-то не хочет портить прическу, кто-то не хочет таскать с собой громоздкий девайс. С велопрокатами вообще беда: надевать шлем после чужого вам человека просто негигиенично. Не хватало ещё чьих-то вшей подцепить.
Федерации велосипедистов в развитых странах активно противодействуют нелепому законодательству, но получается не всегда.
Таким образом, принудительное ношение шлемов велосипедистами затормаживает развитие велодвижения.
Дальше всё просто. Чем меньше велосипедистов, тем менее развитая в городах велоинфраструктура. Тем менее внимательны водители. И в итоге ездить на велосипеде становится опасно.
В Амстердаме и Копенгагене, самых велосипедных городах мира, шлемы используют единицы. Может быть, процентов 10% от всех участников велотрафика.
Вывод из этого очень простой: не надо опять устраивать театр безопасности. Я понимаю, что очень велик соблазн принять очередной дурацкий закон и поголовно нарядить велосипедистов в шлемы. Но это не уменьшит число пострадавших и погибших в ДТП.
Чтобы обезопасить велосипедистов, нужна прежде всего хорошая инфраструктура. У нас пока таких примеров нет. Некоторые города России к этому только-только устремились.
Носить или не носить шлем – личное дело каждого. Моя позиция сейчас такая. Для обычных поездок по городу шлем не нужен. Если вы занимаетесь спортом или собираетесь ехать там, где риск травм велик – дополнительная защита не помешает.
А вы надеваете шлем?