Отрываем руки вандалам: 8 эффективных способов
Стрит-арт – это хорошо и зачастую (если работа выполнена профессиональными мастерами) красиво, он оживляет город и иногда позволяет скрыть мелкие недостатки. В особо удачных случаях граффити может стать новой городской достопримечательностью или целым культурным явлением, хотя сами художники не особо расстраиваются, если их работу через какое-то время сменяет новая.
Совсем другое дело – граффити на транспорте. Во-первых, общественный транспорт не предназначен для граффити. Это просто неудобная площадка. Вы видели когда-нибудь хорошее граффити на вагоне поезда или метро? Я – нет, если только под это специально не выделили какой-нибудь товарный вагон со сплошным и довольно ровным бортом. Чаще всего подвижной состав просто покрывают уродливыми тегами, царапают окна, закрашивают фары... Зачем это делается, не очень понятно.
Во-вторых, каждое граффити на транспорте – это шаг к более серьёзным преступлениям. Вспомните "теорию разбитых окон". Среда так сильно влияет на поведение людей, что вандализм просто создаёт плацдарм для воровства, мародёрства или чего похуже. Люди видят, что за порядком никто не следит, и готовы нарушать закон.
В-третьих (этот пункт следует из первого), общественный транспорт, разрисованный граффити, просто становится некрасивым. Зачем уродовать то, чем ежедневно пользуются миллионы людей? Намного приятнее ведь смотреть во время поездки в чистое окошко, чем в испещрённое царапинами, в которые навечно забилась грязь.
Общественный транспорт должен ходить в аккуратных и красивых ливреях. Желательно, чтобы для всего города был разработан фирменный стиль. Отличия тут допустимы (и даже логичны) разве что для разных видов транспорта, их можно просто подчеркнуть цветом. Никаких граффити и тем более никакой рекламы на вагонах трамваев, метро и электричек, на автобусах и троллейбусах быть не должно.
Вариант 1. Быстрое удаление граффити
Больше 20 лет назад станции и вагоны нью-йоркского метро были сплошь покрыты граффити. В окна вагонов невозможно было смотреть, потому что они полностью были замазаны краской. Но в 1984 году город запустил программу по избавлению от граффити. Метрополитен нанял специальный персонал, который с тех пор постоянно инспектирует станции и вагоны и моментально смывает или закрашивает любые рисунки и надписи.
Большая часть проверяющих работает на конечных станциях метро. Между поездками они полностью проверяют поезда и в случае чего сразу же удаляют новые граффити. Чем раньше они примутся за дело, тем легче будет отмыть рисунки, поэтому проверки проводятся максимально часто. Также есть мобильные отряды, которые по ночам проверяют состояние станций и стирают появившиеся за день рисунки.
Большие граффити и процесс их удаления всегда записывается на пленку. Все эти материалы потом предъявляют в суде в случае, если вандала удастся поймать (их, кстати, ловят довольно часто благодаря полицейским патрулям и системе видеонаблюдения). По видеозаписям суд устанавливает, во сколько обошлась работа сотрудников метро, чтобы осужденный потом мог выплатить точную сумму ущерба.
Нью-йоркский метод борьбы с граффити основан на выводе, что вандалы изрисовывают вагоны и станции ради того, чтобы их работу увидело как можно больше людей. Поэтому сотрудники просто лишают их аудитории, максимально быстро стирая все рисунки и надписи. Таким образом вандалы теряют мотивацию портить вагоны и станции.
Вариант 2. Наблюдение и компьютерный анализ
В Лондоне тоже была большая проблема с вандализмом в транспорте, но там её решили совсем другим способом. В 1982 году британцы создали в транспортной полиции специальное подразделение по борьбе с вандалами. Оно очень эффективно справлялось со своими обязанностями, и в 1996 году его даже решили закрыть, потому что проблему вандализма удалось побороть. Но уже в следующем году подразделение снова восстановили, потому что вандалы вновь распоясались и начали разрисовывать стены метро и исцарапывать стекла.
Методика полицейского подразделения по борьбе с вандалами основана на компьютерном анализе. Полицейские сохраняют все надписи и рисунки в базу данных, и компьютер с помощью системы видеонаблюдения помогает им выявлять вероятных и постоянных нарушителей. Как показывает статистика, в основном это молодые люди от 14 до 30 лет. Они рисуют свои граффити практически в одних и тех же местах, где их может увидеть максимальное количество людей.
Все собранные материалы передаются в суд, и после этого полицейские получают разрешение на проведение обысков в домах у подозреваемых. В поисках улик также проверяются компьютеры и смартфоны. Если размер нанесенного ущерба превышает 8 тысяч фунтов, дело передают в вышестоящую инстанцию, и там нарушителю выносят более суровое наказание, иногда даже в виде тюремного заключения.
Вариант 3. Антивандальная информационная кампания и общественный контроль
В 2000 году расходы на устранение последствий вандализма в стокгольмском транспорте превысили 100 миллионов шведских крон. Деньги уходили не только на закрашивание граффити, но и на замену исцарапанных стекол в поездах и восстановление сломанной мебели в общественном транспорте. В тот момент власти Стокгольма осознали, что нужно придумать новый метод борьбы с вандалами.
С тех пор управляющая компания стокгольмского общественного транспорта развернула информационную войну с вандалами. В дома, где были дети от 11 до 13 лет, начали рассылать буклеты о том, что вандализм — это плохо и опасно. По телевидению запустили антивандальную рекламу, направленную на молодую аудиторию. А по школам начали ходить представители компании с уроками об общественном вреде вандализма в виде граффити.
Параллельно с этим транспортная компания собрала инициативную группу «Спокойные улицы». Ей поручили патрулировать маршруты общественного транспорта и предотвращать правонарушения и вандализм. В эту группу в основном входит безработная молодежь. Она следит за безопасностью в транспорте и заодно работает с бездельничающими подростками, вовлекая их в общественно полезную деятельность.
Нью-йоркский и лондонский методы борьбы с вандалами в Стокгольме тоже используются. У транспортной компании есть большая бригада, которая постоянно следит за чистотой и сохранностью автобусов и поездов. И своя компьютерная база тут тоже есть. А всю мебель в транспорте теперь специально делают из крепких и легко моющихся материалов, чтобы при необходимости её можно было быстро привести в порядок.
Вариант 4. Превращение транспортной инфраструктуры в арт-площадку
В Западном Мидленде (это регион в Великобритании) транспортную инфраструктуру решили отдать в руки профессиональных художников. В частности, с их помощью на многих трамвайных и автобусных остановках были установлены разные арт-объекты, которые так или иначе отражают историю места. Транспортная компания посчитала, что всё это создаст благоприятную среду для передвижений по городу и поможет предотвратить акты вандализма.
Фото: Flickr
Прежде чем художники приступали к работе, транспортная компания заказывала исследование общественного мнения. Население разных городов и районов активно участвовало в разработке идей и тем для оформления остановок. Например, дизайн одной из них художники в течение года разрабатывали вместе с учениками местной начальной школы.
Фото: Flickr
Этим участие обычных людей в жизни общественного транспорта не заканчивается. Транспортная компания часто привлекает добровольцев и энтузиастов к разным работам и спрашивает мнение общественности по поводу своих решений. На одном из вокзалов всех желающих пригласили поучаствовать в укладке мозаичного пола. И после того, как вокзал официально открыли, актов вандализма в нём практически не случалось, потому что люди начали более ответственно относиться к плодам собственной работы.
Фото: Flickr
Вариант 5. Культурное просвещение
Британская железнодорожная компания Network Rail придумала свой способ борьбы с вандалами. В сотрудничестве с театральной компанией Catalyst она создала пьесу «Пересекая черту». В этой пьесе размышляется о том, почему молодые люди ввязываются в противозаконную деятельность, хотя они прекрасно осознают, что это неправильно и опасно. После показов пьесы зрители могли поучаствовать в обсуждении этой проблемы.
Компания решила создать пьесу о теме вандализма, потому что посчитала, что подростки и молодые люди занимаются этим исключительно из-за скуки. Так что она решила убить сразу двух зайцев: развлечь молодежь культурным мероприятием и рассказать ей, чем это занятие может обернуться. Параллельно с этим она запустила информационную кампанию в СМИ, направленную на родителей подростков. В социальной рекламе рассказывалось о последствиях правонарушений на железнодорожных путях и в поездах. Кампания имела хороший успех: количество правонарушений снизилось на 40% в сравнении с предыдущим годом.
Вариант 6. Воспитательная работа с правонарушителями
В Нидерландах с вандалами борются намного жестче. Их просто отлавливают и отправляют на исправительные работы. Полиция передает пойманных правонарушителей в возрасте от 12 до 18 лет в управление под названием Halt. Там им назначают наказание, соразмерное с их проступком. Вандалы, как правило, отправляются отмывать свои или чужие художества. Кроме этого, все они проходят образовательный курс, на котором им рассказывают о последствиях разных правонарушений. Отбывают своё наказание они после школьных занятий.
В управление Halt можно попасть только дважды, причем второй раз должен случиться не раньше, чем через год после первого. В третий раз или после второго правонарушения за год на подростка уже заведут дело в полиции.
Главная цель этой организации — убедить подростков больше никогда не заниматься вандализмом и не совершать другие правонарушения. И у нее это довольно неплохо получается. В год через Halt проходит несколько десятков тысяч человек, и лишь около 10-20% из них вновь оказываются пойманными за чем-то незаконным.
Вариант 7. Создание легальных площадок для стрит-арта
Еще один прием из Нидерландов. В Утрехте для предотвращения актов вандализма власти города организовали легальную площадку для стрит-арта. Они установили стену протяженностью около 500 метров, на которой каждый мог самовыражаться по своему усмотрению. Эксперимент оказался очень успешным: количество новых граффити в округе и в транспорте после появления стены сразу же значительно сократилось.
Похожая инициатива была и в Венгрии. Там железнодорожная компания специально выделила больше 50 товарных вагонов и отдала их на растерзание уличным художникам при условии, что они не будут трогать остальной подвижной состав.
Вариант 8. Использование устойчивых к вандализму материалов и конструкций
Использование материалов, которые сложно сломать и легко отмыть от краски, не защитит от актов вандализма, но сведет к минимуму их последствия. Так, некоторые транспортные компании используют для обивки сидений прочную и долговечную ткань из стекловолокна, или просто делают пластиковые или металлические кресла. Поверхность стен внутри вагонов специально покрывают красками, устойчивым к растворителям, а лампы и фонари защищают металлическими решётками.