January 2, 2017

10 лучших фильмов 2016 года

Традиционно в начале нового года я подвожу итоги года прошлого с хорошими людьми. Наверняка вы сейчас лежите дома под тёплыми пледами, нагруженные остатками салатов и блинов с новогоднего стола, и думаете, что посмотреть. Хорошо, что у вас есть я, иначе кто бы ещё поделился с вами подборкой отличного кино.

Десять лучших фильмов 2016 года для меня выбрал член Американской киноакадемии (которая "Оскар" вручает) и продюсер Александр Роднянский. Передаю ему слово.

"Фильмы расставлены не по приоритетности, а просто в свободном порядке — как самые запомнившиеся и полюбившиеся мне в этом году. И я намеренно не пересказываю их содержание.

1. «ПАТЕРСОН» Джима Джармуша

Кинематографическое стихотворение, глубокое, трогательное и неожиданное. Изумительная роль Адама Драйвера, он играет сочиняющего стихи водителя автобуса в провинциальном американском городке. Смотреть этот фильм можно неоднократно и каждый раз открывать новые кинематографические «рифмы» и человеческие смыслы. Лучший, на мой взгляд, фильм Джима Джармуша.

2. «ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ» Тома Форда

Напряженный психологический триллер о браке, отношениях и предательстве. Не отпускающий ни на минуту, правдивый и болезненный. Невероятная Эми Адамс и убедительный Джейк Джилленхол в фильме мастера «дурного вкуса» Тома Форда. Известнейший кутюрье убедительно развеял все сомнения многочисленных скептиков в своем режиссерском даровании. Фильм получил Гран-при Венецианского фестиваля.

3. «ТОНИ ЭРДМАНН» Марен Аде

Любимец публики Каннского фестиваля 2016-го, главный европейский фильм года по версии Европейской киноакадемии, фаворит «Золотого глобуса», незаслуженно обойденный вниманием каннского жюри. Трагикомедия о молодой женщине, бизнес-леди, «офисном планктоне», получающей удовольствие от своей «рабской» жизни, и ее отце, провинциальном шутнике, приезжающем к ней на несколько дней в Бухарест и меняющем ее жизнь полностью. Тонкий, остроумный, откровенный и эмоциональный фильм.

4. «ОНА» Пола Верхувена

Как и все фильмы Верхувена, этот лишь притворяется острожанровым, на сей раз — детективом. Но «Она» — много больше, чем игра в жанр. Автор классических «Основного инстинкта» и «Звездного десанта» жестко критикует современную буржуазную мораль и пародирует современный европейский кинематограф. «Она» — очерк нравов, острый, едкий, высмеивающий весь комплекс отношений буржуазного общества — родителей с детьми, мужчин и женщин, отношений деловых и дружеских.. Фильм захватывает внимание сразу, удерживает его до конца и лишён элементов дешевой сатиры.

5. «ЛА ЛА ЛЕНД» Дэмьена Шазелла

Второй после оскаровского успеха «Одержимости» фильм молодого и талантливого режиссера. «Ла Ла Ленд» — главный фаворит на «Золотой глобус» и, судя по всему, на тот же «Оскар», который просто пока еще не объявил свои номинации. Классическая история — Райан Гослинг в роли джазового пианиста, Эмма Стоун — в роли официантки, мечтающей стать актрисой. Фильм открытия последнего венецианского фестиваля, удостоившего Эмму Стоун приза за лучшую женскую роль. Своеобразный оммаж — признание в любви к самому голливудскому из жанров — к мюзиклу. Пронзительная и обаятельная история о молодости, любви и утраченных иллюзиях.

6. «ФРАНЦ» Франсуа Озона

Этот фильм не похож на другие картины Франсуа Озона. Во времена кризиса и множащихся новых войн он сделал пацифистский фильм о том, какой дикой трагедией оборачиваются военные игры для обычных людей. Это фильм о том, как противится нормальная человеческая натура идее любой враждебности между людьми. Мастерски снятый, с присущей Озону склонностью к стилизации, с блестящей актерской работой немецкой актрисы Паулы Бир и французского актера Пьера Нине. События фильма разворачиваются сразу после Первой мировой войны. Мощная и непредсказуемая картина.

7. «ЖИЗНЬ КАБАЧКА» Клода Барраса

Единственный в этом списке анимационный фильм рассказывает историю о маленьком мальчике Икаре. В раннем детстве мама дала ему трогательное прозвище Кабачок, к которому он привязался всем сердцем. После смерти пьющей матери, невольной причиной которой становится сам Кабачок, он остается сиротой. Его отправляют в детский дом, где он сталкивается с совершенно незнакомым и чуждым ему миром разнонациональных детей, чьи судьбы похожи на его собственную. Редкая для анимации социальная драма с вызывающим слезы хэппи-эндом.

8. «СЛУЖАНКА» Пак Чхан Ука

Фильм бесспорного лидера современного корейского кино, режиссера, энциклопедически образованного и творчески самостоятельного, автора многими любимых фильмов «Олдбой» и «Жажда». «Служанка» удивляет смелым переносом классического, на первый взгляд, викторианского сюжета в Корею, оккупированную японцами, и смешением нескольких жанров — детектив по ходу фильма превращается в мелодраму с любовным треугольником, а заканчивается лесбийско-феминистским манифестом. В итоге получается высказывание, полемизирующее с патриархальным сознанием.

9. «ПРИБЫТИЕ» Дени Вильнева

На мой взгляд, лучший фантастический фильм года. Первый масштабный проект замечательного канадского режиссера Дени Вильнева, от которого мы ждем римейка «Бегущего по лезвию бритвы». Экранизация интеллектуальной повести Теда Чана. Таинственная, загадочная история о переводе с инопланетного языка, над которым бьется ученый-лингвист, блистательно сыгранная Эми Адамс. Абсолютная кинематографическая медитация с крайне неожиданным финалом. История, о которой интересно вспоминать и которую интересно интерпретировать. Поиск главной героини выводит нас далеко за пределы привычных представлений о ключевых категориях — времени, мышлении, сознании. А сам фильм получается о мужестве жить осознанно, не отступая перед неизбежностью потерь.

10. «КАПИТАН ФАНТАСТИК» Мэтта Росса

На мой взгляд, самый необычный фильм этой десятки, очевидный зрительский фаворит всех мыслимых фестивалей. Рассказывает об отце (лучшая роль Виго Мортенсена), воспитывающем своих семерых детей вне традиционной системы координат. Он учит их всему тому, чему, на его взгляд, имеет смысл учиться и учить, а именно — умению самостоятельно мыслить, критично, не чураясь самых острых и откровенных тем — от сексуальных отношений (один из лучших эпизодов фильма — это обсуждение с маленькой дочкой «Лолиты» Набокова) до Декларации прав человека, которую его дети не просто знают на зубок, но могут иллюстрировать живыми примерами из практики современной общественной жизни США. Они говорят на нескольких языках, знают квантовую физику и разбираются в философии. Они умеют охотиться и обращаться с оружием. Они живут в лесу в полной гармонии с природой. Лишь стечение обстоятельств заставляет их покинуть родной дом и отправиться в большой город. Что будет, когда они столкнутся с цивилизацией?"