Почему кинотеатры IMAX — лучшие в мире

-=Реклама. Пост оплачен=-


Раньше я думал, что IMAX – это 3D кинотеатры. Это очень распространенное заблуждение. На самом деле, IMAX — это большой экран, потрясающая картинка и звук. Это лучшие в мире кинотеатры. В Торонто мне удалось попасть в офис IMAX и посмотреть на производство их проекторов ;)

У компании IMAX три главных направления работы. Во-первых, она производит фирменные проекторы IMAX, которые в несколько раз превосходят по качеству все остальные проекторы. Компания сама изготавливает для них линзы, благодаря которым проецируемое изображение имеет идеальную четкость и яркие контрастные цвета. Второе направление — это звуковые системы. Звуку в IMAX уделяется очень много внимания. У компании есть свои студии звукозаписи, в которых специалисты проверяют звуковые дорожки и саундтреки к фильмам на соответствие всем требованиям формата IMAX. И в-третьих, IMAX не просто производит проекторы и звуковые системы, но еще и сотрудничает с режиссерами. У режиссеров есть возможность снимать фильмы IMAX-камерами, которые дают картинку с наиболее высоким разрешением. И режиссеры их обожают.



Еще до появления компании IMAX кинематографисты разными способами старались сделать так, чтобы впечатления зрителей от кино были как можно ярче. Одним из таких способов было увеличение размера экранов в кинотеатрах. В качестве примера можно привести появление американской технологии «Синерама»: синерамное кино снималось одновременно на три камеры, и отснятые ими изображения при показе в кинотеатре складывались в широкую панорамную картинку. Но снимать и транслировать синерамное кино технически было очень сложно, а широкоформатные киносистемы попроще были рассчитаны на меньшую площадь экрана и не создавали эффекта полного погружения в фильм. Противоречие между желаниями и возможностями кинематографистов удалось снять только с изобретения технологий IMAX.

Что изменилось с изобретением IMAX? В кинозалах начали появляться по-настоящему огромные экраны. И мало того, что экран IMAX намного больше, чем в традиционном кинотеатре, так он еще и намного ближе расположен к зрителям. Это нужно для того, чтобы задействовать у зрителей периферийное зрение и «погрузить» их в фильм. В IMAX человек уже не может взглядом охватить границы экрана, и поэтому он начинает ощущать себя частью того, что ему показывают.



Но перед тем, как устанавливать в кинозалах такие экраны, разработчикам пришлось решить несколько важных технических проблем. Чем больше экран, тем заметнее на нем плохое качество картинки и недостаточная мощность проектора. Поэтому компания решила пересмотреть всю технику съемки и демонстрации кино. Специалисты IMAX работали в пяти направлениях: они разработали камеры для максимально качественной съемки киноматериала, придумали новую технологию его обработки, изобрели лучшие в мире кинопроекторы, усовершенствовали аудиосистему в кинотетрах и спроектировали идеальные кинозалы. Эти пять составляющих в итоге и дают эффект полного погружения, за который мы так любим IMAX.





КАМЕРЫ

Чтобы картинка в кинотеатре получилась идеальной, очень важно отснять ее на правильную камеру. Компания IMAX производит свои камеры более 40 лет, и за это время они очень хорошо себя зарекомендовали. Их поднимали на вершины Гималаев, погружали на дно океана и даже отправляли в космос. Все камеры с подобными историями бережно хранятся в офисе IMAX.



Камеры IMAX не раз летали в космос. Благодаря им были отсняты такие документальные фильмы, как «Хаббл 3D», «Космическая станция 3D» и «Прекрасная планета 3D». Какие-то из камер снимали материал в открытом космосе, какие-то запечатлели жизнь космонавтов внутри МКС. В обоих случаях получился очень крутой материал. Вообще камеры IMAX просто идеальны для съемки документалистики.





Несколько таких камер IMAX использовались при съемках фильмов Кристофера Нолана. В их числе трилогия про Бетмена и «Интерстеллар». Этой камерой были сняты эпизоды в последней части «Темного рыцаря». Она снимает с частотой 36 кадров в секунду, и целой катушки пленки хватает всего на 15 минут съемки. Это все равно, что снимать на цифровую камеру и каждые три минуты менять жесткие диски.





А вот 65-миллиметровая пленка. Этот барабан вмещает в себя около 300 метров пленки — это всего лишь 3 минуты съемки в формате IMAX при частоте 24 кадра в секунду.



Еще у IMAX есть камера, которая снимает самые красивые 3D-кадры в мире. Она весит почти 97,5 кг. Именно ее в специальном чехле погружали на океанское дно для подводных съемок. Лучшей камеры для такой задачи на сегодняшний день не существует. Во время подводных съемок в эту камеру заправляли катушки пленки длиной почти 610 метров. Результат съемок можно увидеть в фильме «Тайны подводного мира 3D».





IMAX производит и цифровые камеры. Многие режиссеры путешествуют в процессе съемок, и им неудобно таскать с собой огромные, тяжелые пленочные камеры. Поэтому компания создала альтернативу в виде цифровых камер — они намного компактнее и легче, но при этом не уступают пленочным по качеству съемки.



По сути такая камера представляет собой две камеры Phantom 65 в одном корпусе. Компания IMAX дополнительно изготавливает для них линзы и аксессуары. Такими камерами снимали последнего «Индиану Джонса» и последних «Трансформеров». Они высокоскоростные и снимают изображение в очень хорошем качестве, к тому же в формате 3D. Весит такая камера 22,7 кг.





ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА

После того, как материал отснят, специалисты компании начинают работать над улучшением качества картинки. Обработка происходит по запатентованной технологии IMAX DMR. На посредственном проекторе разницу между картинками «до» обработки и «после» можно и не заметить. Но на мощном и качественном проекторе IMAX эта разница будет очевидна, особенно в приближении. Картинка после обработки получается настолько четкой, насколько это возможно, и благодаря этому она может без ущерба качеству транслироваться на огромный экран. После обработки по технологии IMAX DMR даже отснятые в традиционных форматах фильмы можно показывать в IMAX-залах.



ПО, которое IMAX использует для обработки изображений, способно полностью вычистить кадры от какой-либо зернистости. Такой эффект тут называют «чистая тарелка». Но это очень индивидуальная вещь: какие-то режиссеры терпеть не могут зернистость, а какие-то ее наоборот любят. Поэтому специалисты IMAX по минимуму вмешиваются в процесс обработки. Они просто предоставляют все необходимые инструменты для того, чтобы съемочная группа обработала материал самостоятельно, ориентируясь на свое личное представление о нужном качестве картинки.


ПРОЕКТОРЫ

Для компании IMAX очень важно, чтобы качество отснятой картинки не портилось после прохождения через проектор. Она потратила 60 млн долларов на разработку собственного лазерного проектора, и сейчас другие производители тоже переходят на придуманную ею технологию. Цифровых проекторов становится все меньше, а лазерных — больше.



Это DMD — цифровое микрозеркальное устройство. Оно представляет собой чип, покрытый мельчайшими зеркалами. Каждое микрозеркало отвечает за один пиксель в проецируемом изображении. Микрозеркало может менять угол наклона относительно поверхности чипа, и в зависимости от своего положения оно находится либо во «включенном», либо в «выключенном» состоянии. Во «включенном» состоянии микрозеркало направляет луч света в объектив проектора, и на экране появляется белая освещенная точка; а в «выключенном» состоянии микрозеркало отправляет луч мимо объектива, и на экране остается темная неосвещенная точка. Таким образом, «включая» и «выключая» зеркала с определенной частотой и в определенной последовательности, проектор создает на экране изображение.



В каждом лазерном проекторе 3 DMD-чипа. Каждый из чипов создает картинку своего цвета — красного, зеленого или синего. Эти одноцветные картинки комбинируются на экране и создают полноценную цветную картинку высокой четкости и контрастности. Обратите внимание, что все проекторы IMAX (пленочные, цифровые и лазерные) работают в паре.



В обычных лазерных проекторах три одноцветные картинки в одно разноцветное изображение комбинирует специальная призма. Но из-за нее конечное изображение на экране получается не очень контрастным. Это некритично на обычных киноэкранах, но в случае с гигантским IMAX-экраном потеря качества становится очень заметной. Поэтому специалистам компании пришлось усовершенствовать саму технологию. Они полностью отказались от использования призм. Теперь световым лучам не надо проходить через кусок стекла и преломляться в нем, и изображение на экране получается намного резче и контрастнее.



Но была еще одна проблема. Обычные проекторы работают на ксеноновых лампах, а в проекторах IMAX в качестве источника света используется лазер. Лазер намного мощнее, и под его воздействием DMD-чипы быстро нагреваются. От нагревания каждый из трех чипов в IMAX-проекторе начинает расширяться. Какой-то из них расширяется больше, какой-то меньше, и в итоге их пиксели перестают идеально комбинироваться друг с другом на экране. От этого падает контрастность и четкость изображения. Чтобы решить эту проблему, специалисты IMAX разместили чипы на инваровой раме (инвар — это такой сплав, который не расширяется при нагревании). Соединенные этой рамой, чипы нагреваются и охлаждаются равномерно, а следовательно, расширяются и сужаются они тоже равномерно. Таким образом, пиксели на экране складываются в идеально четкую картинку независимо от того, насколько нагрелись DMD-чипы в проекторе.



Четкость таких усовершенствованных проекторов в два раза превзошла показатель предыдущей версии проектора IMAX. А если учитывать, что даже предыдущая версия проектора IMAX в пять раз опережает все существующие на рынке технологии, то можете представить, какой был совершен прорыв.



Сборка всех проекторов IMAX происходит в производственном цехе компании. С оптикой работают в отдельном стерильном блоке. Если при сборке на линзу попадет хотя бы одна пылинка, то на IMAX-экране она превратится в пятно размером со змею. Для компании это недопустимо.



После сборки все проекторы запечатываются. Если кто-то попытается взломать его и извлечь содержимое, компании сразу же придет оповещение, а жесткий диск моментально сотрет всю информацию. Сотрудники IMAX очень сильно заморочены на защищенности своего оборудования. Однажды они даже пригласили к себе американских разработчиков оружия, чтобы те провели им учения по безопасности. Эти разработчики показательно поснимали двери с петель, взломали проектор и распылили в него краску, закоротив таким образом схемы. Потом специалисты IMAX переделали дизайн проекторов, и теперь взломать их стало намного сложнее.



Как вы могли заметить, проекторы IMAX соединены в пары. Такие пары используются для трансляции и 3D, и 2D фильмов. Если с 3D все понятно, то в случае 2D проекторы IMAX просто дают гораздо большее количество пикселей на экране.



За тем, чтобы оба проектора выдавали картинку без искажений, следит специальная программа. Например, она замеряет уровни яркости обоих проекторов и регулирует их так, чтобы они были одинаковыми. Если они отличаются, то у зрителей от просмотра может возникнуть головная боль или головокружение. Возможно, вы сталкивались с такими ощущениями во время просмотра 3D фильмов в кинотеатрах.





ЗВУК

Следующий этап — это работа со звуком. Звуковые системы IMAX разрабатывает уже больше 40 лет (столько же, сколько и камеры). Первые звуковые системы IMAX работали на магнитной пленке. В кое-каких государственных и документальных студиях до сих пор есть кинозалы, которые работают на таких системах. Самое главное, что даже спустя 40 лет они продолжают работать безупречно.



Сейчас звуковые системы разрабатываются уже в цифровом формате. Специалисты IMAX были первыми, кто начал использовать для записи контента DVD, потом первыми перешли на Blu-Ray, и сейчас они уже используют формат DCP, при котором звук хранится отдельно от самого фильма и при этом никак не сжимается.



Распределение звука по каналам в аудиосистемах IMAX не такое, как у всех остальных. Басы у них отделены от основного аудиопотока и по сути являются отдельным аудиоканалом. Что это дает? Если вы придете на рок-концерт, вы будете чувствовать вибрацию басов своим телом. Если вы будете слушать тот же рок-концерт в записи через аудиосистему IMAX, этот эффект сохранится. А в обычном кинотеатре вы будете слышать басы ушами, но не сможете их прочувствовать.



Компания IMAX сама производит динамики. Многие кинотеатры просто покупают динамики в магазинах и развешивают их по залам. Но в IMAX-кинотеатрах так делать нельзя, потому что без учета формы и специфики залов при настройке звука добиться идеального эффекта не получится. Динамики IMAX сконструированы по технологии, благодаря которой уровень громкости и на передних, и на задних рядах сохраняется на одном уровне. В обычных кинотеатрах занимать места лучше в середине зала, чтобы слышать однородный звук сразу из всех динамиков. В IMAX-залах такая проблема отпадает, там звук распределяется равномерно и без искажений.



Динамики в IMAX-кинотеатрах настраиваются с помощью компьютера. Со временем их производительность меняется, и их звучание может становиться грубее или слабее. Поэтому важно иметь возможность в нужный момент подкрутить их настройки. В IMAX-залах есть встроенные микрофоны, которые при каждом запуске системы слышат набор тестовых сигналов и анализируют их, а дальше система по необходимости корректирует настройки, даже с учетом влажности воздуха и температуры в помещении.



В студии звукозаписи IMAX занимаются тем, что проверяют готовящийся к выпуску контент на соответствие стандартам компании. Второе направление работы — это перезапись контента в формат IMAX. Этот формат сейчас самый современный, он в 10 раз превышает технические возможности других форматов. Поэтому специалисты компании хотят, чтобы создатели фильмов в полной мере пользовались его преимуществами. Если работникам студии приносят аудиодорожку к фильму с какими-то несоответствиями формату, то они отправляют ее обратно на доработку. Они стремятся к тому, чтобы при показе фильма в кинотеатре звук был идеальным.





НАСТРОЙКА ЗАЛОВ

У компании IMAX есть координационный центр, который контролирует работу всех IMAX-кинотеатров и следит за тем, чтобы у них не возникало никаких проблем. Координационные центры конкурентов — это техподдержка, которая отвечает на запросы, когда проблема уже случилась. В IMAX все наоборот: каждое утро при запуске системы координационный центр калибрует и анализирует все показатели. Его работа направлена на то, чтобы не допускать появления проблем. Этот центр может подключиться к любому IMAX-кинотеатру в мире при условии, что в нем есть интернет. Если проблемы все-таки возникают, то специалисты центра не просто их устраняют, а еще и объяснят персоналу кинотеатра, почему проблема появилась и как ее избежать в будущем.



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 148
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
аймакс такое же фуфло, как и 3д. Темная картинка плюс вечно грязные очки. Мне как очкарику вообще не по кайфу еще одни одевать поверх своих.
Посмотрел твоего дуэлента в аймакс - набор размазанных пикселей. Где там четкость и резкость хз
"36 кадров в минуту"
может в секунду? да и 36 уже маловато, по нынешним меркам...

48 всёж наверное

Edited at 2016-10-12 07:29 (UTC)
"В IMAX человек уже не может взглядом охватить границы экрана, и поэтому он начинает ощущать себя частью того, что ему показывают."

Представил себе "Зеленый слоник" в технологии IMAX...
Все зависит от фильмов, если Интерстеллар, то круто, но для обычных фильмов по мне лучше всего подходит обычный экран.
Именно. На большом экране особенно жутко смотрятся фильмы где режиссёр злоупотребляет крупными планами... Погружение в рожу актёра не так уж приятно.
Короче - качество кино куда важнее качества проектора, имхо =)
Количество превосходных эпитетов зашкаливает. Текст захарился.

Насчёт лазерных источников света надо бы уточнить - это лазерные диоды, скорее всего, а не лазеры в обычном понимании.
IMAX конечно на порядок лучше обычных 3D кинотеатров, но вот действительно грязные мутные очки и висящее уже больше года пятно по центру экрана в Nescafé IMAX в Химках - сильно портят впечатление от всех этих нанотехнологий
Велкам ту аймакс в Мытищи, он гораздо новее тут, чем в Химках. Правда я ни разу не ходил, не люблю фильмы в 3D.
Давным-давно жена с подругой ходила в Аймакс на "Гарри Поттера". Когда прошло примерно 1/3 фильма исчез звук. Вообще. И так до конца фильм был "немой", исправить не смогли. После сеанса пошли скандалить, но денег так никто и не вернул. Кажется, дали купон на ещё один сеанс, но точно не помню, им не воспользовались. Самое странное, что из всего зала пошли качать права только они вдвоём. Остальные утёрлись и разошлись, как будто так и положено.
Вот такие супер-технологии и контроль.
Текст писал маркетолог, инженер скорее сдохнет чем подпишется под словами про идеальный звук и "просто двойное количество пикселей".
Нааааафиг!
Ага, только почему некоторые режиссеры предпочитают снимать фильмы обычными камерами и только потом апскейлить под IMAX?
И почему в Барселоне IMAX закрылся?
Потому что собственную цифровую камеру они сделали недавно.

Лучший звук? Разве что для глухих.
Какой даун придумал так задирать громкость звука во всех кинотеатрах? Неужели у нас ходят туда только люди с нарушением слуха?

Вы верно пишете, что "Тайны подводного мира 3D" показывают очень крутые кадры. Фильм классный. Но! У меня уже дети подросли, хотел бы с ними сходить еще раз на этот фильм. Но в прокате-то его нет (по крайней мере в московских Imax). А жаль.
Погнутые пластиковые очки с помятыми "линзами" очень бесят. Может, неочкарикам все равно. Но какое может быть качество картинки, если смотришь на экран через нечто, достойное продаваться где-нибудь на китайском сайте по 50 копеек за пару при покупке 100 штук одновременно, использованное при этом не менее 100 раз.
Когда уже кучеряшка запостит рекламу финансовой пирамиды? Жду достойную.
Это DMD — цифровое микрозеркальное устройство. Оно представляет собой чип, покрытый мельчайшими зеркалами. Каждое микрозеркало отвечает за один пиксель в проецируемом изображении.

В моем, далеко не самом крутом, фотике 12 миллионов пикселей. В этом DMD - МИЛЛИОНЫ ЗЕРКАЛ? Варламов, ты гребнулся.
← назад