Новости
January 1, 1970

Самолет Шуваловых исчез из базы данных Flightradar24

13 августа, 14:21 Частный самолет Bombardier Global Express с бортовым номером MVQBI, которым пользуются вице-премьер РФ Игорь Шувалов и его родственники, исчез из базы данных Flightradar24 – публичного сервиса, который позволяет отслеживать полеты самолетов в реальном времени.

Теперь, если набрать в поиске Flightradar24 бортовый номер MVQBI, то сервис ответит, что такого номера в базе данных нет, хотя раньше он там был. Другие бортовые номера ищутся без проблем.

В середине июня Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального заявил, что Шувалов должен быть отправлен в отставку, так как не задекларировал должным образом этот самолет. ФБК также отследил множество перелетов самолета (в том числе и с помощью Flightradar24) и пришел к выводу, что Шувалов тратит ежегодно 40 миллионов рублей на полеты своих собак породы корги на различные выставки.

Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, который утверждает, что ознакомился с соответствующими документами, говорит (1, 2), что вице-премьер не должен был декларировать самолет, так как подарил его своему сыну. При этом Венедиктов подтвердил, что Шувалов продолжает этим самолетом пользоваться.

1 ноября, 14:33 Шувалов, отвечая на закрытом брифинге в холдинге "Рамблер" на вопросы журналистов, подтвердил, что его самолет действительно убрали из базы Flightradar24. Об этом "Варламов.ру" рассказали участники мероприятия.

"Мы сняли его с радара. Ну не я, снял оператор самолета швейцарской компании, который считает, что ежедневное информирование общественности о том, где стоит мой самолет, это в том числе косвенный призыв, чтобы с моим самолетом что-то сделать, – сказал Шувалов. – Вы хотите, чтобы я в следующий раз откуда-то взлетел и не долетел? У меня такого желания нет, я думаю, у Навального тоже. Но все время говорить где стоит самолет – это в том числе и вопрос безопасности".

Комментируя материалы Навального, вице-премьер предположил, что это связано с его "высокой позицией", близкой к президенту и главе правительства.

"Под этим нет никакой правовой основы, это скорее попытка породить определенную ненависть, негативную эмоцию. Я что, единственный кто летает самолетом? Нет, конечно. Только так открыто как я, летаю только я. Просто если под других начнут копать, а еще если полезут в полетные листы, с кем эти люди летают, это будет плохо. Поэтому когда начали писать про меня, все мои коллеги и друзья обрадовались – слава тебе господи, пусть лучше про него пишут. У меня по этому поводу было абсолютно прозрачное объяснение, как самолет был приобретен, как мы оплачиваем полеты и все остальное. С точки зрения права у меня здесь все исключительно чисто, – сказал Шувалов. – Я обладаю достаточными знаниями и хитростью для того, чтобы использовать право и его не нарушать. Поэтому когда каждый раз мне прилетает, что вот тут нарушено какое-то законодательство, это глупо и ко мне неприменимо. Мне помогают квалифицированные люди. Но вот с этим эмоциональным элементом это вещь, конечно, такая. Как же люди, вы не доедаете и не допиваете, вам такая вот пенсия, а они так жируют. Просто мои деньги не имеют никакого отношения к моей работе".

8 января, 14:30 Программисту Виктору Антоновичу удалось найти самолет Шувалова, который исчез из баз данных сервисов для отслеживания авиарейсов. В частности, по словам Антоновича, во время этих новогодних праздников самолет летал в Австрию, где, как утверждал ранее Навальный, вице-премьер "арендует замок".

"Если коммерческие сервисы отслеживания авиарейсов выступают на стороне государства и отказываются публиковать информацию о принадлежащих чиновникам самолетах, мы, граждане, можем добыть эти данные самостоятельно. Потратив около четырех тысяч рублей на оборудование и пару дней свободного времени на сборку и установку, каждый желающий может поучаствовать в проекте независимого отслеживания воздушных транспортных средств - ADSBexchange.com.
Каждый современный самолет снабжен так называемым ADS-B транспондером - устройством, передающим на определенной частоте в ответ на запрос со стороны радиолокационной станции (РЛС) информацию о себе - уникальный идентификатор воздушного судна, а также данные о местоположении, скорости полета и некоторые другие. Важным тут является то, что принять и декодировать эту информацию может любой желающий, использовав для этого имеющуюся в свободном доступе недорогую бытовую аппаратуру - USB-приемник цифрового телевидения стандарта DVB-T, подключенный к одноплатному компьютеру Raspberry Pi с запущенной на нем программой-декодером.

Декодированная информация о самолетах, находящихся в зоне прямой видимости приемника, может быть просмотрена локально, но для отслеживания полного маршрута самолета от места вылета до пункта назначения необходимо объединить информацию, полученную от приемников со всех промежуточных точек. Именно для этого и предназначен сервис ADSBexchange.com, создающий на базе полученных от локальных приемных станций данных глобальную карту авиарейсов - Global Radar View, функционально аналогичную таковой у сервисов типа PlaneFinder.net и FlightRadar24.com, но, в отличие от них, не скрывающий от конечных пользователей никакой информации об отслеживаемых самолетах. Вот, например, мы можем видеть, что на новогодние праздники вице-премьер опять улетел на свою дачу в Австрии:
Чем больше приемных станций подключено к сервису, тем более полным является покрытие, и в случае России ситуация пока весьма печальная – достаточно взглянуть на карту и сравнить количество станций у нас с количеством станций в Европе".

Виктор Антонович

Мы создали чат в Telegram для оперативного обмена новостями. Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте её скорее сюда: https://telegram.me/varlamovnews.