August 3, 2016

Дагестан: особенности национального вождения

Вы едете по однополосной трассе со скоростью 100 километров в час... На 10 км/ч превышаете, но ничего страшного: дорога хорошая, а вы в Дагестане. И тут вас начинает обгонять белая "Приора" без капота и с разбитым бампером... Обгоняет через сплошную, и её скорость явно под 150! Не успели вы удивиться, как "Приору" на скорости 200 по встречной обочине обгоняет маршрутка-"Газель", набитая пассажирами! А навстречу едет груженный кирпичом "КамАз"! Да, вы в Дагестане! Никто из участников этого шоу не нервничает, это вполне нормальная ситуация. "Приора" немного прижимается к вам, выдавливая на обочину, маршрутка берет еще левее, балансируя на краю кювета, и "КамАз" спокойно проходит между ними, словно верблюд сквозь игольное ушко!

Как водят в Дагестане, не водят нигде! Основные правила:

1. Не обогнал – не мужик. В любой ситуации обгоняй! Стоишь в пробке, и справа есть место для обгона? Обгоняй! Обгоняй по обочине, обгоняй через две сплошные, обгоняй! Или не мужик.

2. Тронулся без пробуксовки – не мужик. У настоящего дагестанца два положения педали газа: либо в пол, либо никак. Любой маневр – только с характерным визгом! Вначале это шокирует, но потом быстро привыкаешь и уже не замечаешь ничего необычного.

3. Красный – для лохов. Красный свет носит рекомендательный характер. Необязательно останавливаться.

4. В принципе, две сплошные и другие правила тоже носят рекомендательный характер.

5. Пристегнулся – не мужик!

6. Не нарушаешь – не мужик!

7. Паркуешься где хочешь.

8. Женщина за руль не садится (не видел ни одной).

01. На дорогах какой-то вечный хаос! Вначале пугает. Постоянное напряжение, как в Индии! Те, кто водил в Индии, Пакистане или Бангладеш, поймут меня.

02. Удивительно, но аварии бывают крайне редко.

03. Разворачиваться можно где удобно – это нормально.

04. Обгонять тоже. Стоишь в пробке? Выезжай на встречку и обгоняй! Не будь лохом! Если вдруг справа или слева образуется место, куда может протиснуться машина – она протиснется!

05. Правил нет.

06. В Дагестане вы всегда видите "Ладу Приора" белого цвета. Нет такого вида, чтобы она в него не попала. Будь вы высоко в горах или на трассе, всегда в поле зрения будет белая "Лада Приора".

07. Еще в Дагестане очень много заправок. Заправки идут одна за одной. Может быть 10 заправок подряд, может быть 20. На трассе или в центре города. В Дагестане заправки повсюду!

08.

09. На любой крупной заправке будет молельная комната.

10. Иногда это просто помещение рядом с кассой и магазином.

11. Иногда – отдельное строение.

12. Кстати, тюнингом тут особо никто не балуется. Ну могут "Приору" немного занизить, но без криминала. Максимум – бочку с квасом поставят на диски с низкопрофильной резиной!

13. Красиво!

14. Диски от ментов. Газ – для экономии!

15. Местные пишут на форумах, что затраты на газовое топливо получаются в среднем в 1,5–2 раза ниже, чем на бензин. Причём газовое оборудование тут ставят даже на машины с двигателями небольшого объёма типа тех же "Приор". Установка при этом стоит от 18 до 25 тысяч рублей, в зависимости от сложности, но дагестанцы говорят, что всё быстро окупается.

16. Тонировать машины нельзя. Но кого это остановит? Дагестанца? Не смешите меня! Если надо скрыться от чужих глаз, дагестанец скроется! Здесь можно встретить невероятные комбинации различных шторок, занавесочек и сеточек на передних стеклах машин.

17. Посадить ребенка за руль? Нет проблем! И ещё: никто не пристегивается. Вообще!

18. На всю Махачкалу всего один прокат авто, и дают в основном "Лады" либо всякое корейское старье. Нормальную машину можно снять только с водителем. Причина – беспредел.

19. Вот так здесь возят кирпичи... Да, они иногда падают!

20. Вот так возят блоки песчаника. Да, они тоже на кочках иногда падают... Особенно забавно это на скорости...

21. Вот так возят землю. Ну высыпается она понемногу, и что такого?

22. Вот так – арматуру!

23. Дагестанские маршрутки...

24. Странно, что до сих пор никто не поставил им памятник!

25. Проблемы с ними ровно те же, что и в других городах, но возведённые в абсолют. То, что в той же Уфе пассажиры называют гонками на маршрутках, у местных гонками не считается. Обычная неторопливая езда. В Махачкале всего 86 автобусов, 26 троллейбусов и около 5000 маршруток (по официальным данным – 2500). Обычная практика – запихнуть в микроавтобус больше пассажиров, чем он вмещает, или установить газовый баллон внутрь салона. О соблюдении скоростного режима и других правил можно даже не заикаться. Недавно водителей маршруток попытались легализовать – заставить их завести трудовые книжки и платить налоги – но те устроили забастовку.

26. С троллейбусом тоже всё типично для российских региональных центров. У МУП "Махачкалинское троллейбусное управление" большие долги перед МРСК Северного Кавказа, энергетики постоянно грозятся отключить троллейбусную сеть – история стара как мир. При этом городские власти уже несколько лет обещают развивать троллейбус и даже запустить маршрут Махачкала – Каспийск, по которому будут курсировать 30 новых машин "ТролЗа". Кто победит, скоро увидим.

Махачкала – мусорная столица России

Дагестанцы ставят меня на место

Неистовый Дагестан: Каспийск, Избербаш, Дербент

Курортный сезон в Дагестане: Махачкала

Хорошая Махачкала

Плохая Махачкала