81 год Московскому метрополитену



81 год назад, 15 мая 1935 года, в Москве была официально открыта первая линия Московского метрополитена: всего 13 станций от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением, включающим в себя «Александровский сад», «Арбатскую» и «Смоленскую». Тогда было вилочное движение: часть поездов шла от «Сокольников» до «Парка культуры», часть – до «Смоленской». Открытие первой очереди — это уникальное событие как в истории метро, так и архитектуры в целом. Поэтому в честь дня рождения Московского метрополитена мы решили сравнить, как выглядели станции первой очереди тогда и как они выглядят сейчас.


-= Пост подготовлен редакцией Живой Москвы=-

До появления метро из рельсового транспорта в Москве были только конка и трамваи. Неудивительно, что в сравнение с ними метрополитен для москвичей был практически культурным шоком. Огромные сооружения с поездами, передвигающимися под землей, и другими чудесами в виде движущихся лестниц эскалаторов и станций, больше похожих на дворцы. С точки зрения архитектуры строительство первой очереди пришлось на период развития конструктивизма. Тогда архитекторы следовали авангардному направлению, и считалось, что это стиль не просто будущего, а нового мира, который настал после революции. По этой причине некоторые из станции и вестибюлей выглядят не столько помпезными, сколько необычными, функциональными: где-то, как, например, на "Лубянке", идёт упор на подчёркивание конструктивных особенностей станции. Однако уже тогда на некоторых станциях начинают появляться элементы ордера, что можно заметить по капителям, венчающим верх колонн на "Комсомольской" и "Парке культуры". Еще один интересный факт: изначально Московский метрополитена носил имя революционера и сподвижника Сталина Лазаря Моисеевича Кагановича. Только 29 ноября 1955 года его переименовали в метрополитен имени Ленина, под чьим именем он существует по сей день.

Вестибюль станции «Сокольники» всегда был небольшим, но более чем функциональным. Таким он сохранился и до наших дней. Однако со входа убрали скульптуры, большую букву «М» и надпись «Метро», а саму поверхность вестибюля заштукатурили. Внутри до сих пор работает идея разделения пассажиропотоков. Лестницы сделаны так, что можно увидеть встречный поток, но не пересекаться с ним. Заметно поменялось и окружение: раньше вокруг были сомасштабные здания, а сейчас выросли гиганты, которые отстроили как в позднесоветское, так и в наше время.


Центральный зал станции «Сокольники» сохранил общий образ, а также отделку стен и колонн. По последним это особенно заметно: виден тот же рисунок плитки, что 81 год назад. К сожалению, многое все же было утрачено. Исчезли светильники над путями и платформой. Скорее всего, это было сделано еще в советское время. То ли боролись с излишествами после прихода Хрущёва (тогда из-за этого много станций пострадало), то ли просто решили сэкономить на обслуживании и освещении. Именно освещение — одна из главных больных тем для московского метро, и для первой очереди в частности. Сейчас остались только сами кессоны, в которых раньше висели светильники, из-за чего станция возможно выглядит несколько незавершенной. Еще одна интересная деталь: пол у многих станций первой очереди был выполнен не из плитки, а из обычного асфальта. Только позднее было решено заменить покрытие на плиточное. Кстати, по некоторым источникам, на станции «Библиотека имени Ленина» раньше был деревянный пол, но и его потом поменяли. Кроме того, над выездом из тоннеля видны портреты Орджоникидзе, Сталина и Кагановича, которые впоследствии убрали.


А в этом виджете старая фотография, скорее всего, была сделана ещё в период тестовой эксплуатации перед официальным открытием пассажирского движения. Место действия — все те же «Сокольники» только вид в сторону области. Мостик над поездом — часть выхода в город, который раньше был свободен, а теперь часть его занимает будка полиции. Поезд, который возит пассажиров сейчас — это достаточно привычная для нас модель «81-717». На старом же фото модель типа «А», спроектированная специально к открытию московского метрополитена в 1935 году. В 2010 году на Сокольнической линии запустили ретро-поезд, который представляет из себя обычные вагоны серии 81-717, переделанные на заводе под тип «А». Салон действительно похож и передает вид и атмосферу первых вагонов метро, но снаружи ретро-поезд совсем другой. В 2015 два настоящих вагона типа "А" № 1 и № 1031 были отреставрированы в электродепо «Выхино», и сейчас они передвигаются на собственном ходу. Оба вагона можно оценить самому в течении этой недели на станции «Партизанская». Они будут выставлены в честь празднования дня рождения московского метро.


Вестибюль станции «Красносельская» сохранился почти в первозданном виде. Исчезли только широкие стеклянные окна и двери, добавлявшие естественного освещения станции, а также надпись «Метро» с портретами видных советских деятелей. Площадь перед вестибюлем станции стала меньше из-за расширения проезжей части: ее закрыли ограждением и заняли столбами и навигационной стелой.


Вестибюль «Комсмольской» не то что изменился, он был снесен и отстроен заново. До 1952 года на этом месте стоял северный вестибюль авторства архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского, открытый еще при пуске первой линии Московского метро. В 1951-1952 годах оригинальный вестибюль снесли, а на его месте построили новый уже в стиле кольцевой линии и открывшейся тогда третьей очереди. Он совмещен с кольцом и первой линией.


Раньше на этом месте был выход со станции «Охотный ряд», встроенный в старое здание гостиницы «Москва», которое после снесли. Когда ее отстраивали заново, выход из метро сделан не был. Вместо него тут сейчас модный бутик. Тем не менее функционально тут выход остался, но теперь он только через подземный переход, который находится чуть дальше.


За долгие годы с момента своего открытия станция «Александровский сад» побывала и «Улицей Коминтерна» вплоть до 24 декабря 1946 года, и «Калининской» до 5 ноября 1990 года, и даже на несколько дней «Воздвиженкой». Это одна из ярко выраженных конструктивистских станций, которая за исключением нескольких деталей и сейчас выглядит примерно так же, как и 81 год назад. Детали эти – в первую очередь, освещение, которое, как и на «Сокольниках», во многом было утрачено. Верхняя часть стен уже не отражает свет, поскольку заштукатурена, асфальт на полу заменила плитка, а также убраны портреты советских политических деятелей. Сейчас это конечная станция, но тоннели продолжаются и дальше. Некоторые считают, что они ведут прямо в Кремль. На само деле, дела обстоят совсем иначе. Транзитную функцию станция сохранила до сих пор: через неё выдаются составы из «Фили» на «Площадь Революции», так что через эти тоннели связаны 3 и 4 линии. А вот от «Охотного ряда» до «Александровского сада» полноценного движения уже нет. При строительстве ТЦ под Манежной один из путей демонтировали, так что остался только второй, который сейчас используется только для служебных нужд, чтобы связывать 1 и 4 линии.


Раньше на Моховую выходил вестибюль не «Боровицкой», как сейчас, а именно «Библиотеки имени Ленина», но в 1984 году в связи с строительством и открытием «Боровицкой» был сооружён общий аванзал для обеих станций. Раньше вестибюль был ближе к проезжей части. Теперь он отодвинут подальше, благодаря чему расширилась площадь перед ним. Сам вестибюль отчасти напоминает старый, даже надпись «Метро» сохранили в том же виде, но это лишь напоминание, теперь это совершенно другое строение.


Станция «Парк культуры» — одна из трех конечных станций того времени. Здесь те же изменения, что и на других станциях первой линии. Утеряно освещение: люстры над платформой и светильники над путями, а пол из асфальта сменила плитка. На станции тогда было два выхода с двумя наземными вестибюлями, один из которых снесли, скорее всего, при строительстве кольцевой линии. Еще одна потеря — забавная для современного москвича табличка «Не курить». Видимо, для того времени это была еще актуальная проблема.


promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 148
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
продолжай давить тараканов и клопов у себя на теле, и не ходить к врачу
самое красивое, построенно рабами, надо же было
показать всяким капиталистам, люди умирали тысячами
на стройке, зато режим вырадков сиял, называется все в говне,
а я во фраке, есть чем гордиться
А ещё там нельзя курить. Кстати, раньше это действительно была проблема. Дед рассказывал, в 30-е годы народ в Москве спокойно курил в трамваях. А если ещё учесть, какую махорку тогда курили, можно представить, что было. И никто не жаловался. Бабки только иногда ворчали типа "мужчина, не дымите на меня, дымите в сторону!".
Жалко, что к архитектурному облику станций так относятся. Многие старые станции в мире бережно отреставрированы, вплоть до мелочей. Надеюсь, Москва последует этому примеру.
станции Парк культуры и Александровский сад понравились(вариант "раньше")
дебилами — для дебилов
Умели же раньше! И свет красиво висит, и всё органично смотрится.
А с каждым поколением становится всё кривее, всё колхознее.

Edited at 2016-05-26 18:55 (UTC)
Чего им стоит вернуть надписи «МЕТРО» на место? А светильники: в Питере на некоторых станциях уже по нескольку раз сменить освещение успели с советского времени, многие станции уже перешли на светодиоды, а у вас висят эти жуткие люминесцентные лампы.
И вестибюли поиспоганили: конструктивизм превратили в какую-то провинциальщину.
Хорошо что не понавешали везде изоленту. Хотя, судя по ребредингу всего транспорта, будет что-то ещё хуже изоленты.
Да в Москве иногда гранитную облицовку серой краской красят... Это проклятие метрополии куда стекаются как таланты, так и сброд из всей бывшей империи. Плюс, каждый новый правитель уродовал столицу посвоему вкусу, наплевав на то что строили до него. Питеру в этом плане очень повезло.
самый интересный пост за последнее время, спасибо живой москве
Капец.. в 34 году...Надо же какие посты...А как Изьято из френд ленты удалить?)))
ты чаво там красно-фашисткое быдло кваки распускаешь,
вам быдлу то жиды, то обамка, то гейропа виноваты,
сами все пропили, засрали и просрали, а ну конечно
жиды нашептали рецепт водки менделееву чтоб вас споить,
не хер жрать водку ведрами и воровать, водка-бляди-патефон
Дополню название: «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»
Не плохо было бы создать инициативную группу и обратиться к властям Москвы с требование вернуть станциям "первой очереди" первозданный вид. Имеется ввиду освещение! (конечно пол закатывать в асфальт не надо)
Московское метро очень крутое.
Осталось доделать две главные вещи: туалет на каждой станции и нормальное кондиционирование в вагонах. С последним большие проблемы даже в новейших вагонах.
Илья, про Лубянку забыл написать. какая она роскошная была до реконструкции 70х, с оригинальными интерьерами Ладовского. реально одна из самых печальных утрат метро
> Это одна из ярко выраженных конструктивистских станций

Чего-чего блять?! Афтор, убей себя, сука.
Искусство при Хрущеве как раз расцвело, "шестидесятники" и все такое.
← назад