Фильм «Берегись автомобиля» 50 лет спустя

Полвека назад, в мае 1966-го, вышел в свет фильм «Берегись автомобиля» – одна из известнейших картин Эльдара Рязанова. В честь юбилея киноленты «Живая Москва» решила пройтись по главным местам, ставшим декорациями для фильма, и посмотреть, как они изменились за последние 50 лет. Осторожно, спойлеры!



-=Пост подготовлен редакцией "Живой Москвы"=-

В начале 12-й минуты фильма Деточкин стоит у автомобиля клиента, к которому приезжал оформлять страховку. Дело происходит между домом №2А по Смоленской набережной и Смоленским метромостом, по которому как раз проходит поезд. Метромост сохранился до сих пор, но не в таком виде. Часть моста накрыта галереей, так что теперь поезда уже увидеть нельзя, только услышать. Справа сейчас построена тяговая подстанция, которая примыкает прямо к метромосту. Здание в стиле позднего сталинского ампира позади стоит до сих пор с одной лишь разницей: теперь на его фасаде появились кондиционеры и спутниковые тарелки.



Деточкин разговаривает с хозяином машины, которого играет Андрей Миронов. Кстати, что интересно, мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, на которую положил глаз главный герой, впоследствии стала знаменитым «такси на Дубровку» Папанова в фильме «Бриллиантовая рука» и такси героя Ефремова в фильме «Три тополя» на Плющихе». В этой сцене хозяин автомобиля радостно бегает вокруг своей «Волги» и предлагает Деточкина подвести, но тот отвечает, что им не по пути. На заднем плане ещё виден дом, сейчас его не видно из-за крытой галереи. Поезда в кадре тут тоже проезжали, но сейчас их тут уже не увидишь: всё закрыто. От светильников вдоль моста остались только вазы, в которые они были вмонтированы. Забавно, но это место сохранило свой характер и сейчас. Гаражи, попавшие в фильм, продолжали тут стоять еще долгое время. Теперь их тут уже нет, но автомобили до сих пор продолжают парковаться на этом месте и даже делают это в куда больших количествах.


Середина 13-й минуты. Хозяин «Волги» Дима Семицветов, которого играет Андрей Миронов, приезжает в комиссионный магазин, в котором он работает. Это уже снималось на Сретенских воротах, дом стоит по линии Сретенки, на пересечении с Бульварным кольцом – одно из ключевых мест в фильме. Сейчас здесь находится магазин подарков.


Двадцатая минута. Место действия то же: Сретенские ворота. Слева – храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, который при советской власти использовался сначала как музей «Советская Арктика», а затем как музей «Морской флот СССР». Виден и всё тот же легендарный троллейбус СВАРЗ-ТБЭС, движущийся в сторону центра. Сейчас храм вернули обратно верующим, а движение на улице сделали односторонним. Что касается троллейбуса, он продолжал движение вплоть до этого месяца: 2 мая его убрали.


Один из ключевых моментов фильма: спешащий прохожий подбегает к «Волге» Димы Семицветова, в которой сидит Деточкин, пытаясь её угнать. Тогда у последнего ничего не вышло из-за сигнализации, а вот прохожий подставился, так как остался сидеть в «Волге» в качестве пассажира. Место знаковое, так как Дима сюда приезжал в комиссионный магазин на Сретенских воротах и ставил сюда машину. В принципе, Диму можно понять: от его дома до Сретенских ворот в каком-то смысле удобнее добираться на личном транспорте. От Чистых прудов ещё и пешком идти надо, а тут прямо у магазина. И кто бы мог подумать тогда, что здесь на месте запаркованной машины будет велодорожка.


Полчаса киноленты позади. Вновь возвращаемся к Смоленскому метромосту. Тут Деточкин попытается угнать машину уже во второй раз, правда, опять безуспешно. В этот раз хозяин оказался предусмотрительнее и положил в машину капкан, поэтому пока все в квартире веселились под музыку, под неё же можно было видеть бедного Деточкина, попавшего ногой в капкан. В кадре все выходят из подъезда, это тот самый дом 2А на Смоленской набережной у Смоленского метромоста. Сейчас дверь в подъезд здесь стала обычной железной и без стекол. Появился козырёк, а тротуар рядом теперь имеет общий уровень с проездом. Цоколь дома покрашен и отштукатурен: всё стало гладким и сплошным, без границ отделки. Больше всего удивляет точность места съёмки. Именно в этом доме, из окна квартиры, действительно можно увидеть то место, где хозяин хранил машину до покупки гаража.


Поворачиваем голову направо, практически это же место. Цоколь дома тут уже не такой гладкий и сохранился в прежнем виде. Правда, весь тротуар теперь запаркован. Вообще, машин практически везде стало больше. Вот тебе и «Берегись автомобиля». На заднем плане – подстанция метро, примыкающая к метромосту. Раньше она находилась в 1-м Смоленском переулке, а потом её перенесли сюда. Сцена снята между этим домом и поликлиникой МИДа.


Спустя час и тринадцать минут с начала фильма Деточкин передумывает расставаться со своим комплектом угонщика автомобилей. Сцена снималась на отмели Раушской набережной, рядом с которой есть небольшой спуск и причал у моста. В 1970-е годы здесь еще купались люди, сейчас только если очень пьяные, о чем, возможно, намекает оставленная у подъема бутылка вина.


Сцена, предшествующая той, в которой Деточкин будет пытается оторваться от Любы, гонящейся за ним на троллейбусе (что еще раз подтверждает преимущества общественного электротранспорта перед автомобилем). Сразу после съемки фильма, в 1967 году, на этом месте построили Самотечную эстакаду.


Немного погодя – завершение той же сцены погони троллейбуса за «Волгой». Что интересно, по фильму они едут в одном направлении, а по факту получилось, что им бы пришлось развернуться на Садовом и поехать обратно к Сухаревской, от которой они ехали в сторону Самотёчной. На этом моменте Люба делает резкий поворот на троллейбусе, и у него слетают рога. Троллейбус не смог продолжить погоню, так как Большой Каретный переулок не оборудован контактной линией. Сейчас в кадре популярная модель троллейбуса наших дней – «Мегаполис». Правда, он едет прямо по Садовому, а не поворачивает направо. Переулок практически не поменялся, разве что отделку дома слева слегка отполировали. В остальном тут как везде, только стало больше припаркованных автомобилей. Удивительно, что сохранились и бетонные ограждения тротуара. В каком-то смысле эта сцена указывает на печальную закономерность: в гонке между автомобилем и троллейбусом последний может победить, но ему не хватает контактной линии.


promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
блядь!!! лохматый и компания, возьмите программера вашего, или кто там вам эти картинки с хернёй туда-сюда делал, оторвите ему руки и ему же в жопу запихайте! и дизайнеру заодно!
ну какой долбоёб это придумал??? чуть мышь влево-вправо за картинку завёл — всё. по-новой хватать эту херню надо. дизайн, блядь, ради дизайна... "смотри, как я умею"...
мы уже все поняли, что программист программировать умеет. спасибо. сделайте, наконец, удобно!!!!!

Edited at 2016-05-12 16:14 (UTC)
фотографу тоже его аппарат затолкать поглубже. слепошарая мудила
ни одна фотка нормально не совпадает.
ДОЛОЙ СРАНЫЕ ПОЛЗУНКИ
всеми руками поддерживаю, утомляет дрочить туды-сюды эти картиночки, причём из-за этого к просмотру доступна только половина картинки по центру ибо если угнать в край до упора фокус мышки пропадает
епта! с этими мыслями я начал скроллить комменты и наткнулся на них в чужом комменте
Зачем таскаешь мышкой? По клику ползунок тоже перемещается. Кликай по краям фоток и не пищи :)
Потому-что детей в программисты набрали. Хотят потные, патлатые ушлепки с рюкзачками, и думают, что они двигают страну вперед. Хуй там плавал! Этих либерастов нужно в армию, в стройбат на 3 года без отсрочки и поблажек отправлять, сделать из смузиедов мужиков!
Почему уникальный? Это типичный случай. У предков вкус явно был получше. Тысячи роскошных деталей утрачены. К тому же, чтобы попытаться повторить композицию любого старого кинокадра, одинокому фотографу, даже ооочень хорошему, нужно сильно постараться.
в опера мини ни хера картинок не видно. А вообще там и на старом МКАДе сцены погони снимали
Иногда пользуюсь, но варламовские простыни его жутко глючат, а опера мини "летает" и очень быстра.
Лучше просто ставить две фотки рядом. Задолбали эти ползунки.
На отмели Раушской набережной уже в этом году в мае сезон купания открыли
> Что касается троллейбуса, он продолжал движение вплоть до этого месяца: 2 мая его убрали.

Вот нет. В том направлении, в котором он едет в фильме, он перестал там ходить в 2002 году. Когда со Сретенки и Лубянки убрали встречную выделенку.
<< Хозяин «Волги» Дима Семицветов, которого играет Андрей Миронов, приезжает в комиссионный магазин, в котором он работает. Это уже снималось на Сретенских воротах, дом стоит по линии Сретенки, на пересечении с Бульварным кольцом – одно из ключевых мест в фильме. Сейчас здесь находится магазин подарков.

В этом доме в детстве жила Майя Плисецкая.
А на на троллейбусе она его не догнала - провода кончились (что еще раз подтверждает преимущества автомобиля перед общественным электротранспортом).
тогда хоть умели делать машины, а таперыча
путину показали внедорожник "Патриот" для военных, на котором сначала заклинило дверь, а потом оторвалась ручка,
зато однако импортзамещение
дома вроде те же но такое ощущение что в 60х гг они выглядели более грандиозно
в чем фокус?
в кино снимают сверху вниз и на панораму/ на картинках одувана снято в лоб и резко/гавно снимки
Кто видел фильм, могут понять что в СССР была достаточно свободная жизнь.
"В этой сцене хозяин автомобиля радостно бегает вокруг своей «Волги» и предлагает Деточкина подвести" -> подвеЗти
На предпоследних снимках - видно же очень отчетливо, что это не те дома