Космическая архитектура
Давно меня волнует один вопрос, почему архитектуре космических объектов не уделяется никакого внимания? Вчера весь мир с замиранием сердца следил за первым пуском ракеты с космодрома "Восточный". Все прошло удачно, ракета вывела на орбиту спутники и теперь у России есть новенький космодром.
Но давайте внимательнее на этот космодром посмотрим.
Рядом со стартовой площадкой находится мобильная башня обслуживания. Это такая конструкция, высотой с 15-этажный дом, которая наезжает на ракету. А потом отъезжает. Между прочим, изюминка нового космодрома:
Фото: fotografersha
Смотрю я на нее и думаю. Видно, что над внешним видом этой башни кто-то думал. Сделали градиент из цветных плиточек, повесили баннеры с Гагариным. То есть, был какой-то человек, который хотел сделать красиво. К сожалению, красиво не получилось. Получился обычный колхоз. Уровень провинциального торгового центра.
Я решил посмотреть фотографии других космодромов — американских, европейских, китайский. И везде такая же картина. Над архитектурой космодромов вообще никто особо не думает.
Почему так вышло? Вспомните любой фантастический фильм. Какие-то невероятные конструкции, величественные здания, дух захватывает. Почему космическая архитектура существует только в кино? Почему к строительству космодромов не допускают дизайнеров и архитекторов?
Сейчас возмущенный читатель скажет, что это технические объекты, где совершенно неважно, как они выглядят. Главное, чтобы все было надежно и функционально. Не до красоты.
А я не соглашусь. Новый космодром — гордость страны. Новый космодром — демонстрация мощи и силы России. Это не просто технический объект – это символ. Мы идем вперед, несмотря на нытье скептиков, мы встаем с колен, несмотря на санкции. Вы нас похоронили, а мы запускаем ракеты и строим новые космодромы. Миллионы человек по всему миру с замиранием сердца смотрели вчера на нас. А там этот ангарчик с плиточкой и жалкими баннерами, которые нарисовал какой-нибудь внук прораба. "Михалыч, у тебя же малый знает этот, как его, Фотошоп! Пусть нарисует нам картинку красивую, а то Путин приедет, надо украсить как-то наш ангар!"
Почему нельзя сделать космодром таким, чтобы все ахнули? Чтобы весь мир раскидывал по интернету фоточки и с трепетом говорил: "Вы видели, что эти русские сделали! Настоящие Звездные войны! Вот крутые!" Почему наш космодром не могут печатать архитектурные журналы, почему его фотографии не могут быть в подборках "10 самых красивых зданий в мире!" на каком-нибудь Базфиде?
Архитектура и дизайн всегда были на службе у пропаганды. Страны вбухивают миллиарды, когда проводят Олимпиаду. На строительство олимпийских объектов приглашают лучших мировых архитекторов. Хотя все это одноразовое. Все это нужно на несколько недель, чтобы удивить мир. Чтобы показать, что можем и умеем. На строительство павильонов на международных выставках тоже не экономят. Многие из них потом становятся памятниками архитектуры. Вспомните ту же скульптуру Рабочий и Колхозница с парижской выставки.
Дизайн всегда шел вместе с прогрессом. Помните? "Некрасивая машина никогда не будет летать!"
Но когда дело доходит до самой передовой сферы в науке и техники, что-то начинает идти не так:
Фото: fotografersha
Почему бы не сделать какие-то футуристичные мачты освещения? Если даже саму стартовую площадку не трогать, так как там не до красоты, то почему все прилегающие здания такие убогие?
Ну неужели нельзя было хотя бы баннеры заказать дизайнерам? Может быть, они бы догадались надписи на английском сделать…
Давайте попробуем разобраться, как так вышло.
С промышленной архитектурой происходят странные вещи. Изначально ей уделялось много внимания. Вспомните дореволюционные заводы и фабрики! Сейчас многие из них — памятники архитектуры. Старые кирпичные здания, порой с богатым убранством и уникальными конструктивными решениями пользуются и сегодня большим успехом. Их переделывают под выставочные залы, офисы и апартаменты.
Вот несколько примеров. Водонапорная башня в Орехово-Зуево
Водонапорная башня в Яранске
Фото: russiantowns
Рыбинский пивной завод
Фото: paul_egorov
Электростанция в Орехово-Зуево
Фабрика Малютиных в Раменском
Настоящий рассвет промышленной архитектуры случился в первой половине прошлого века, в эпоху конструктивизма. Мир захватили новые идеи, люди строили светлое будущее, новый мир. И архитектура должна была соответствовать. Стали появляться новые фабрики, заводы, клубы, целые соцгорода. Многие здания до сих пор являются памятниками архитектуры.
Вспомните, например, московские гаражи Мельникова:
Или водонапорную башню Рейшера в Екатеринбурге
Или чулочно-трикотажную фабрику «Красное знамя» в Санкт-Петербурге
Лучшие архитекторы молодой страны тогда проектировали промышленные объекты.
Архитектура на службе у идеологии должна была переломить сознание молодого советского народа и направить его по новому пути к победе коммунизма.
Но уже во второй половине 30-х в промышленной архитектуре начался упадок. Архитекторам выдали типовые конструкторы из ассортимента завода железобетонных изделий. И максимум, что можно было выбрать — это цвет стен в заводской столовой. Все последующие заводы, фабрики, космодромы строили по типовым проектам, их типовых элементов и никто никак не выделялся. Были какие-то единичные вспышки, но на память я ничего такого не вспомню.
Что мы имеем сегодня? Промышленной архитектуры в мире практически нет. Вызвано это в первую очередь экономическими причинами. Капитализм не предполагает расточительства. Архитектура перестает быть частью пропагандисткой машины. Если потребитель не готов платить, то ни одного лишнего гвоздя никто не вобьет. Какая нам разница, как выглядит завод Пепси или Кока-Колы? Нам главное, чтобы стоила она поменьше, да объем бутылочки был бы побольше.
Забавно, но только одно направление промышленной архитектуры еще как-то живет — это мусоросжигательные заводы. В Европе тема экологии больная, и надо как-то жителей порадовать. Поэтому на строительство и проектирование мусоросжигательных заводов приглашают лучших архитекторов. А потом хвастаются: смотрите, какой у нас заводик красивый и модный!
Вот вам датский завод в Роскилле от Эрика ван Эгераата (он сейчас проектирует стадион Динамо в Москве и построил комплекс Город Столиц в Москва-Сити). Фасад здания состоит из двух слоев: внутренний служит климатическим барьером, а внешний слой перфорированного алюминия выполняет декоративную функцию. Ночью перфорация подсвечивается разными цветами. Издалека завод выглядит как маяк. Это зрелище символизирует процесс производства энергии.
Фото: Tim Van de Velde
А вот вам великолепный венский мусоросжигательный завод, построенный по проекту Хундертвассера!
Красота.
Иногда архитекторам удается пробиться к промышленным зданиям. Но это всегда уникальный случай. Например, цементный завод в Сентлеринце
Фото: Kurt Hörbst
Фото: Kurt Hörbst
Или завод по производству оливкового масла Marmelo Mill в Португалии
Фото: Fernando Guerra, Sergio Guerra
Фото: Fernando Guerra, Sergio Guerra
России тоже есть чем удивить. Помните необычный цех Челябинского трубопрокатного завода «Высота 239»?
Фото: chistoprudov
Не стыдно людям показать! Хотя, казалось бы, завод и завод! Но в свое время он обошел все архитектурные журналы и теперь сюда экскурсии водят. Смотрите, какой крутой завод!
Архитектурой можно гордиться.
А теперь мы идем строить космодром. Символ величия страны, гордость, визитную карточку… И что мы видим?
Байконур:
Типичные ангары… Глазу не за что зацепиться. Ну, ладно, в то время, когда это делалось, архитектура вообще была в глубокой яме.
Может быть у американцев есть что-то удивительное? Вот вам Канаверал…
Видно, что какие-то попытки были, но все это давно устарело и не интересно. Хотя, в то время так и строили.
Китайский космодром Цзюцюань
Космический центр Танэгасима
Ну и наш Восточный:
Вот его административно-деловой комплекс… что за позорище? Это будущее? Это космос?
Где космическая архитектура?
Почему в мире, в котором мы строим здания по проектам Захи Хадид…
Или Сантьяго Калатравы…
…мы не строим фантастических, удивительных космодромов?