Улицы, с которых ушёл троллейбус


За десятилетия существования московского троллейбуса его сеть стала самой большой в мире. Однако, начиная с 1990-х годов, она стремительно уменьшается. В последнее время троллейбус просто исчезает с московских улиц.


-=Текст подготовлен редакцией Живой Москвы=-

Троллейбусная сеть Москвы все еще остается крупнейшей троллейбусной сетью в мире, несмотря на потери, которая она пережила за последние годы. Она была запущена 15 ноября 1933 года и является шестой из самых старых работающих сетей в мире. До сих пор функционирует большое количество как обычных пассажирских линий, так и служебных. За советские годы троллейбусная сеть разрослась до огромных масштабов. Троллейбус тогда считался самым перспективным видом транспорта, так как считалось, что он сочетал в себе лучшие качества автобуса и трамвая: мобильность и экологичность. В то время были даже грузовые троллейбусы. Троллейбус развивался вплоть до 1990-х, а новый подвижной состав продолжал приходить до 2013 года.

Относительно недавно были планы строительства новых троллейбусных линий, включая такие вылетные магистрали, Можайское и Волоколамском шоссе, но их так и не воплотили в жизнь. Если сравнить, сколько было троллейбусных линий в конце 1980-х и в наше время, то предстанет довольно печальная картина. Увы, но в центре с конца 1980-х было закрыто действительно много линий, а значительное число маршрутов укоротили. Сейчас над московским троллейбусом повисла еще большая угроза. Сначала были разговоры в 2010-м году о ликвидации троллейбусного движения в пределах Садового кольца, когда обсуждали "План борьбы с пробками", но от этой идеи отказались. Помимо этого, отказались от строительства троллейбусного парка в Митино, а троллейбусный парк в Новокосино стал автобусно-троллейбусный. Более того, закрыли 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова на Лесной улице, и уже вряд ли возьмутся за строительство парка в Марьино, где для него в своё время была зарезервирована территория. Теперь городские власти планируют вообще убрать троллейбус из центра. Это происходит практически без экспертного и общественного обсуждения. Таким образом Москва рискует не только потерять свое первенство среди самых троллейбусных городов мира, но и остаться вообще без этого вида транспорта. Например, в 1993-м году было закрыто движение троллейбуса на Манежной улице. Сейчас он ходит только по Моховой.


По Большой Никитской от Бульварного кольца до Моховой улицы ходило три троллейбусных маршрута, которые теперь закрыты. Были троллейбусы и на Малой Никитской улице. На обеих улицах движение было закрыто 15 августа 1989 года, и лишь частично оно восстанавливалось в 2004-2007 годах между Никитскими воротами и Кудринской площадью, после этого провода оставались висеть отключёнными от сети до реконструкции улицы в 2015 году. После этого контактную сеть убрали, а проезжую часть сузили. Сейчас с общественным транспортом на улице не густо - работает только два автобусных маршрута от Кудринской площади до Бульварного кольца.


В советские годы по Большой Дмитровке ходило сразу два троллейбусных маршрута: №12 и №20. В начале 1990-х 12-й маршрут перенесли на Тверскую улицу, а 20-й сократили до Белорусского вокзала. В настоящее время общественного транспорта тут вообще нет. Во многом на это повлияла и реконструкция улицы, после которой были убраны все провода, в том числе и контактная сеть. Без нее восстановить движение троллейбуса на этом участке теперь куда сложнее.


Петровку не затрагивала кардинальная реконструкция, хотя годы тут поменяли многое. Движение троллейбуса здесь прекратилось, так же как и на Большой Дмитровке, в начале 1990-х. Теперь наземного общественного транспорта тут нет вообще.


На Неглинной линию сняли в феврале 1991-го, однако долгое время продолжал работать участок от Трубной улицы до Рахмановского переулка. Недавно закрыли и его. Оттянутый разворот у Рахмановского переулка был отключен от сети в ночь с 5 на 6 октября 2012 года. И тут наземного общественного транспорта больше нет вообще.


Проходили троллейбусные линии и у «Детского мира»: по Пушечной, Рождественке и Кузнецкому мосту. До того же «Детского мира» можно было доехать прямо с окраин, не заходя в метро, около него же они и разворачивались по перечисленным улицам.Остается только представлять, насколько мастерски водители разворачивались здесь на сочленённых троллейбусах с «гармошкой»Сейчас представить троллейбус на этом участке довольно сложно, учитывая, что эти улицы небольшие, а местами вообще пешеходные. Движение на Пушечной закрыли 1 июня 1998, а последний участок контактной сети перестал работать в январе 2003 года. Его сняли только 2012-ом при обустройстве пешеходной зоны на Рождественке. На старой фотографии можно увидеть необычную модель троллейбуса Ikarus-280T, сделанной на базе автобусного кузова, таких в Москве было всего несколько штук, последний экземпляр проработал на линии до 2008 года.


А вот и грузовой троллейбус. На Рождественке такими пользовались для подвоза товара в «Детский мир». Сейчас наземный общественный транспорт остался тут только на Театральном проезде.


На Усачевской улице расформировали 5-й троллейбусный парк. Процесс начался осенью 2003-го. Тогда была убрана большая часть маршрутов и машин, но еще около года парк продолжал свою работу, обслуживая оставшиеся троллейбусы. Территорию полностью освободили в ноябре 2004-го, а в апреле 2005 его уже снесли. Сейчас на его месте коммерческая недвижимость, офисы и музей «Автовилль», а ближайший наземный общественный транспорт ходит на Комсомольском проспекте и Большой Пироговской.


Линия на Варварке жила вплоть до 2014-го года, но работала в последнее врем в качестве служебной. Пассажирское движение было закрыто еще раньше. Тут проходили рейсы 63 маршрута из парка от Нагатинской улицы до Китай-города. Сейчас движение по ней невозможно, так как ведущая к ней линия идет по Пятницкой улице в Замоскворечье, а там контактную сеть демонтировали еще в 2014 году. С тех пор остатки контактной сети на Варварке простаивают и не используется вообще. Что интересно, в апреле 2014 года, перед закрытием троллейбуса на Пятницкой, дублирующий его автобусный маршрут № 25 продлили от Красной площади по Варварке и до Лубянской площади, хотя контактная сеть позволяли сделать тоже самое и с троллейбусом. Вместе с отменой троллейбусного движения по Пятницкой, перестал ходить и троллейбус на Большой Ордынке. Правда, на последней ещё можно было проехаться на троллейбусе ещё около года, рейсы 63 маршрута ходили через эту улицу в парк. Во время реконструкции улицы в 2015 году контактная сеть на ней была также демонтирована.


Линию на Маросейке тоже закрыли в 2014-м году. В начале 2000-х здесь даже ходили большие «гармошки». Теперь ходит только автобус «25Т», хотя еще недавно было сразу два троллейбусных маршрута. Когда демонтировали контактную сеть, обещали что здесь пустят троллейбусы с автоматическими штангами и с длинным автономным ходом, которые будут проезжать улицу без проводов, но пока этого так и не произошло. Теперь вместо троллейбуса здесь только автобусы и маршрутки.


Живая Москва работает совместно с m24.ru

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Улицы, с которых ушёл троллейбус да и фик с ним!
Особенно на суженых улицах типа Б. Дмитровки
Не, я понимаю трамваи. Они реально крутые, хотя и непонятно, нафиг нужны в городе, где метро каждые 500 метров.
Но троллейбусы! Троллейбусы, Карл! Они же невероятные убожества! Это настолько тупой вид транспорта, вобравший в себя все недостатки, что даже маршрутки на их фоне выглядят прототипами квантовых телепортов!
ага их около 20 видов: старые, задроченные, совецкие, российские, модификации, гармошки, низкопольные, новые.
как будто в музее авто. вон автобусы - все новые ЛИАЗы гоняют одной цветовой гаммы - есть стиль города.
давно пора этот бардак убрать.
аххаххх, давайте еще конки вернем и будем плакать, что их убили))))
в Питере уже давно автобусы на природном газе гоняют, класс! а в Москве, смотрю, совсем умом тронулись??? от троллейбусов единственный плюс - это их отсутствие!
На третьей и четвертой фото - стало лучше, проводов нет, небо чистое, красиво. Смысл сохранения троллейбуса не очень понятен. Ну, допустим, автобус чуть больше загрязняет воздух (хотя см. претензии к Tesla из Сингапура, не все так очевидно), на фоне всего остального автотранспорта это величина второго порядка малости.

Edited at 2016-04-24 17:20 (UTC)
вот-вот. я тоже не понимаю чо этот одуван так всполошился из-за этих медленных тролебусов, которые всё движение в городе тормозят. Ну их нафиг. какой от них толк?
Не знаю в подробностях какие сейчас троллейбусы, но во времена моего детства трясло в них знатно, троллейбус подпрыгивает, подскакивает на каждой кочке, а двери открывались на каждой остановке с жутким громким хлюпаньем, так что уши закладывает. Сразу понятно - не бояр везет, а скотину.
Ничего не изменилось. Они только ещё больше постарели, и теперь через некоторые отдельные экземпляры можно ещё и водой из лужи получить по одежде самом салоне.
провода ещё не cовcем убрали. как закончат, так будет проcто прекраcно )
Ну что - жопа и есть.
Доставляют комментарии - такое ощущение, что вякают одни боты - между собой.
не надо делать культ из говна.
уже писал тут: в Москве везде в центре воняет выхлопными газами, и высер, что Трольбас - это экологичный вид транспорта блашь хипсторов.
Трольбас никак не влияет на экологию в Москве, это понятно любому, кто хоть раз гулял пешком в центре Москвы.
А разводить истерику, дурить народ, Кац уже научился.
после того как на станции метро Юго-западной начали расти как грибы ТЦ - конечную остановку Тролебусов перенесли к нам в Очаково и пустые тролебусы абсолютно не нужные стали ходить по забитой Никулинской и Покрышкина, которые и так забиты до отказа автобусами. Надеюсь, что наконец власти проснутся и увидят что у них куча ненужных тролебусов пустых ходит. Давно пора их убрать. Пережиток прошлого. Пробки одни от них
Фотки - чистейшая антиреклама троллейбуса. Как же чище и опрятнее стали смотреться улицы без мусора проводов повсюду...
Я не против троллейбуса в спальных районах итп. Но в историческом центре нефиг уродовать вид гадскими проводами.
Тролейбус в центре ?!! Да нахрен он там нужен ? По центру либо на авто либо пешком !
Почему все таки здесь Варламов.ру аа в приложении для мобильного zyalt каккой то? Одни и те же посты...имена разные...Так специально настроено что ли?)
Нацок, каково правильня будить? Пслыть тибя нах.и , на х.й или ф пис.у?
Такие лужи на асфальте.. Недавно с подружкой з Мсквы разговаривала, когда у нас было жарко у них шел снег.. Хотя по идее должно быть наоборот...Она от страха что снова начнется зима насыпала мне даже фотки в вацап... Я думала у нас холодно тоже будет..Ничего подобного...Мир..Труд Май...Жевачка)))))))))))
По моему так лучше. От этих троллейбусов все небо затянуто уродливыми проводами.
Я, честно говоря, не очень понимаю преимущества троллейбусов в сегодняшних условиях. Но отсутствие весящих проводов мне нравится.
Ну, Лондон известен двухэтажными автобусами, а в Москве крупнейшая (пока ещё) троллейбусная сеть. Можно сделать троллейбус элементом культуры.

Потом так или иначе грядет переход транспорта на электричество, и контактная сеть будет полезна. Те же электробусы могут заряжаться на остановках, поднимая токоприемники.
Вы фактчекингом принципиально не занимаетесь? Не придает уверенности в вашей правоте.

По Б. Никитской (Герцена) ходил только 8-й. В самом начале от Манежной площади до ул. Огарева (Газетный пер.) ходили 12-й и 20-й, которые там делали разворот и уходили обратно на Тверскую, а по Б. Дмитровке они в жизни не ходили. По Тверской ходили 1-й от Нагатинской до больницы Боткина, 12-й и 20-й маршруты.
← назад