Мама, я хочу быть стримером!
Большинство читателей моего блога в возрасте от 30 до 35 лет. Скорее всего, у многих есть дети, которые скоро на вопрос о своей будущей профессии начнут говорить какие-то непонятные слова вроде "пикчер", "ютубер" и даже "стример". Вы знаете, кто такая Катя Клэп? А Карина-стримерша? Вот, не знаете, и скоро вам будет не о чем поговорить с детьми. Специально для вас в ближайшее время сделаю серию постов о новых героях подростков, а также о том, как на этом зарабатывать миллионы. Осторожно, врата ада открываются...
Всё началось с компьютерных игр. Развитие шло сразу по двум направлениям – любительскому и киберспортивному. По мере распространения интернета, развития увлекательности и зрелищности геймплея большинства игр, а также роста популярности киберспортивных турниров и собственно игр (особенно MMORPG типа World of Warcraft и MOBA типа DotA) на YouTube стало появляться всё больше игровых видео.
Сначала это были "прохождения" с инструкциями, затем из них выделились "летсплеи" – игровые видео с комментариями. Летсплееры сначала играли и комментировали в своё удовольствие, но быстро смекнули, что можно ещё и получать денежку за рекламу на YouTube. Летсплей как таковой стал популярным ещё и потому, что в этой нише обнаружились настоящие шоумены, такие как швед Феликс Чельберг, более известный под ником PewDiePie.
Сейчас Феликс почти не занимается летсплеем как таковым (о том, почему – чуть ниже), а просто несёт чушь на камеру. Впрочем, ютьюберу №1 можно всё.
Канал PewDiePie, зарегистрированный в 2010 году, сейчас насчитывает более 42 000 000 подписчиков, а за 2014 год он заработал более $7,4 млн. Именно PewDiePie единственным из летсплееров был удостоен упоминания в мультсериале South Park, создатели которого пристально следят за кумирами американских детей как за мишенями будущих пародий.
Пародия "Летсплей-сапёр", ещё в 2012 году придуманная видеоблогером Эльдаром Бродвеем:
Россия тоже взрастила своих героев, таких как Юзя (TheUselessMouth), Илья Мэддисон, BlackSilverUfa (Артур Фазылов), и VJLink (Кирилл Зырянов). Со временем некоторые из них тоже мутировали в стримеров. Например, Мэддисон, по некоторым данным, больше денег получает со стримов, а не с обзоров на YouTube. Вот пример летсплея Юзи с его 1 773 648 подписчиков:
Само собой, примерами первопроходцев вдохновились миллионы школьников. Но летсплееры как таковые постепенно уходят. На смену им пришли стримеры. Это явление относительно новое, ставшее возможным с развитием потоковых видео и соответствующих сервисов. Но это лишь техническая сторона вопроса.
Вирусоподобному распространению стримеров и росту их популярности способствовали несколько вещей: популярность летсплееров; создание удобного сервиса Twitch; война за авторские права на YouTube.
Из-за этой борьбы, развёрнутой YouTube совместно с издателями игр, многие летсплееры лишились значительной части своих доходов (им просто-напросто блокировали рекламу, если сервис распознавал пиратский игровой контент) и вынуждены были перекочевать на другие видеохостинги. Вот тут-то их и принял в свои объятия Twitch.
Twitch придумал и открыл в 2011 году основатель стримингового сервиса Justin.tv Джастин Кан. Поскольку новый сайт сразу стал специализироваться на игровом видео, можно сказать, что именно благодаря Кану слово "стример" приобрело новое, более узкое значение. Уже в 2014 году Twitch обогнал Justin.tv по популярности, и материнскую компанию переименовали в Twitch Interactive, а сам Justin.tv вскоре закрылся.
Несколько дней назад посвящённый играм портал Gamasutra опубликовал статистику просмотров стримов на Twitch.tv по играм. Теперь вы можете осознать масштаб происходящего. За 2015 год только на просмотр прямых трансляций игры в League of Legends пользователи потратили 1 миллиард 28 миллионов часов.
В мой блог за весь прошлый год пришло 12 619 180 уникальных посетителей. То есть, если бы аудитория Twitch совпадала с моими читателями, то каждый из вас в 2015 году потратил бы 81 час своей жизни только на просмотр первой игры в этом списке. А игр на Twitch множество.
Статистика самого Twitch такова: 100 млн уникальных зрителей в месяц, каждый из которых тратит 106 минут в день на просмотр игр. Для них каждый месяц работают более 1 миллиона стримеров. Но в России вся эта история довольно долгое время оставалась любимым развлечением киберспортсменов и их зрителей, а также школьников, мечтающих заработать на летсплее. Совсем недавно на Twitch появился персонаж, доказавший, что эта мечта может стать реальностью.
Стример Карина Сычёва, она же "стримерша Карина" (чьи каналы известны под общим названием "Шкурагейминг") имеет более 300 000 подписчиков в Twitch, 112 000 подписчиков в YouTube, 165 000 – в паблике "ВКонтакте" и 110 000 на личной странице там же, а также 52 000 в "Инстаграме".
Только за январь 2016 ей удалось заработать на пожертвованиях (донаты, донэйты) зрителей около 860 000 рублей. Как же ей это удалось?
Типичный стрим Карины. Осторожно, ненормативная лексика!
С другими яркими примерами её работ можно ознакомиться в её профиле на Twitch. Выглядит он так:
С помощью этой кнопки Карина собирает себе пожертвования. Как видите, "стримерша" ласково призывает своих зрителей её не оскорблять, но на самом деле она поощряет любые проявления эмоций и мастерски на них реагирует. Сообщения от фолловеров в Twitch зачитывает голосовой синтезатор, а Карина всячески стимулирует подписчиков продолжать. В итоге школьники весь январь платили Карине 15 рублей за возможность отправить ей в трансляцию оскорбительный коммент. Сейчас "донаты" подорожали до 30 рублей. Недавно у стримерши появилась ещё одна возможность зарабатывать – платная подписка.
Вот ещё забавные данные о юзерах Twitch. Ключевая информация для нас: примерно половина пользователей проводит на сайте более 20 часов в неделю. Здесь же, кстати, кроется ещё один секрет популярности Карины. Он состоит в том, что 95% пользователей Twitch – мужчины. Женщины на сайте – редкий вид, за которым остальным приятно наблюдать. Это косвенно подтвердила сама Карина, которая в интервью TJ заявила, что её популярность началась с поста о девушках-стримерах в паблике MDK. Впрочем, в Рунете более популярна версия о том, что канал Карины был раскручен искусственно за счёт постинга мемов с ней в других раковых пабликах. Также ходят слухи о том, что "донаты" были сначала фальшивыми/купленными из средств на раскрутку: они были нужны, чтобы стимулировать настоящих пользователей тратить деньги.
Недавно Карину включили в "Топ-5 самых сексуальных стримерш":
А ещё она стала героиней клипа видеоблогера Enjoykin про ламповую няшу:
Очевидно, что это персонаж, который всячески подчёркивает и развивает свою меметичность, и эта стратегия приносит деньги. Сейчас Карине 18 лет, она живёт с мамой в Милане, и трансляции – её основное занятие.
Само собой, не все стримеры зарабатывают как Карина. Вот интересные данные о стримере из Австралии, который обладает примерно 5000 подписчиков на Twitch. В мае 2015 года он получил за свои трансляции немногим более $2000, зато интересна структура заработка. Очевидно, что львиную долю средств ему приносят именно "донаты". Где-то четверть или пятую часть он может заработать на платной подписке, а вот реклама в Twitch не даёт практически ничего.
Понятно, что всем не дают покоя лавры PewDiePie, но он такой один. Популярность стримеров пока измеряется цифрами другого порядка, но у них есть огромный потенциал для роста, поскольку киберспортсмены в лидерах трансляций постепенно сменяются шоуменами-любителями. Скорее всего, впереди нас ждут долгие споры уровня "тру – не тру". Кстати, та самая Карина по числу фолловеров довольно уверенно приближается к Топ-100 стримеров Twitch. Самый популярный русскоязычный стример, Даниил Ишутин (известен как Dendi) из Львова, является профессиональным киберспортсменом и имеет 410 000 подписчиков. Но уже скоро он может быть смещён с пьедестала любителями.
Так что неважно, коммерческий это проект или нет: в любом случае это бизнес-модель, которая действительно работает. Школьники готовы тратить свои деньги, чтобы слушать вопли Карины в прямом эфире и выплескивать свою пубертатную агрессию за какие-то 15 рублей/комментарий.