Куда в России летать хорошо (и недорого)
На карте России по-прежнему множество белых пятен. И речь вовсе не о каких-то неисследованных районах или неоткрытых островах. В нашей стране существуют города-аномалии. Туда крайне затруднительно добраться наземным транспортом, а стоимость билетов на самолёт такова, что никакая экономическая теория её обосновать не может. Знакомая история? Живёте в таком городе? Задумайтесь, почему так происходит.
Вообще, принято считать, что цена авиабилетов зависит главным образом от дальности перелёта. Во всяком случае, наши авиакомпании обычно объясняют дороговизну полётов на восток России гигантскими расстояниями и таким же гигантским расходом топлива. Однако это утверждение верно лишь отчасти. Действительно, если разделить стоимость билета на самолёт на расстояние от Москвы в километрах, тот же Владивосток оказывается одним из самых дешёвых для путешествия городов России.
При этом слетать куда-либо в радиусе 500 км от столицы выйдет как минимум раза в три дороже (учитывая километраж, конечно). Если следовать логике авиакомпаний, посетить, скажем, Иваново было бы очень дёшево. Но не всё так просто! Как объяснить, что на одинаковое расстояние из Москвы стоимость билетов может отличаться в несколько раз?
Сегодня знакомимся с самым "воздушным" рейтингом городов России. Куда в России летать дороже и дешевле всего. Спойлер: одним из главных героев рейтинга станет, конечно же, замечательный Омск.
В радиусе менее 500 км от Москвы законы конкуренции работать перестают. Очевидно, что до большинства этих городов легко добраться на автобусе или поезде. Кроме того, в наиболее крупные из них летают сразу несколько авиакомпаний. Влияют ли эти факторы на формирование цен на авиабилеты? Вообще никак!
Смотрите, в самый дешёвый для полёта из Москвы город в этой зоне (Тамбов) и в самый дорогой (Череповец) летает всего по одному перевозчику. Тогда как в Нижний Новгород и Воронеж, находящиеся в середине рейтинга, возят 3 и 4 авиакомпании соответственно. Кто-нибудь, объясните мне, почему в Тамбов с его одним перевозчиком летать дешевле? Попробуйте также найти обоснование для заоблачных цен на билеты в Череповец.
Ситуация с городами в радиусе от 500 до 1000 км от Москвы совершенно иная, летать сюда значительно дешевле. К тому же, частью направлений занимается лоукостер "Победа" (что, впрочем, не даёт остальным перевозчикам повода снижать цены, пытаясь с ним конкурировать). Если же игнорировать "Победу", которая успешно делает себе кассу на ручной клади, то самым дешёвым городом в этой зоне оказывается Киров. Ростов-на-Дону, куда летает сразу 7 авиакомпаний (очень неплохой для России показатель), только в середине списка. Законы конкуренции не работают и в этом случае. Наконец, на самом дне рейтинга – Пенза. Слетать туда невероятно дорого: посмотрите, во сколько раз дороже обходится километр пути туда, чем километр полёта в Волгоград.
Полёты на расстояние 1000 – 2000 км оказываются в среднем ещё дешевле. В лидерах здесь – Сыктывкар и Владикавказ благодаря рейсам "Победы", а также Махачкала в отсутствие лоукостера. Шире всего авиакомпании представлены в аэропортах курортных Сочи и Краснодара. Тем удивительнее, что внизу рейтинга оказывается Ставрополь, который находится в относительной близости и от Краснодара, и от Владикавказа, и от Махачкалы. Хуже всего ситуация с полётами в Магнитогорск и Оренбург, хотя и в этом случае остаётся загадкой, как именно формируются цены.
Относительная дешевизна полётов в Нижневартовск и Сургут может быть объяснена популярностью направлений: зачастую вахтовики, которые едут работать "на север", отправляются именно туда. Количество авиакомпаний вновь никакой роли не играет. В Омск летают сразу 4, но полёт туда обходится намного дороже, чем путешествие в Томск, расположенный значительно дальше от Москвы.
Из восточносибирских и дальневосточных городов самыми доступными для посещения оказываются Владивосток и Хабаровск, но разница между первыми и последними местами рейтинга не столь умопомрачительна, как в случае с предыдущими зонами. Выходит, летать на Дальний Восток в среднем дешевле, чем по Центральному федеральному округу, что само по себе открытие.
В рейтинг вошли российские города с населением более 200 тыс. человек. Учитывалась стоимость билетов на 15 декабря 2015 года (из всех предложений фиксировалось минимальное по цене).
Большой привет Вологде, Череповцу, Пензе, Челябинску, Оренбургу и, конечно, Омску! Если вы живёте в этих городах, обратите внимание на представленные на маршрутах авиакомпании. Обязательно узнайте, кто управляет аэропортом, и поинтересуйтесь у местных властей, как формируются цены на билеты. Возможно, вы узнаете много нового и интересного.