Куда в России летать хорошо (и недорого)



На карте России по-прежнему множество белых пятен. И речь вовсе не о каких-то неисследованных районах или неоткрытых островах. В нашей стране существуют города-аномалии. Туда крайне затруднительно добраться наземным транспортом, а стоимость билетов на самолёт такова, что никакая экономическая теория её обосновать не может. Знакомая история? Живёте в таком городе? Задумайтесь, почему так происходит.

Вообще, принято считать, что цена авиабилетов зависит главным образом от дальности перелёта. Во всяком случае, наши авиакомпании обычно объясняют дороговизну полётов на восток России гигантскими расстояниями и таким же гигантским расходом топлива. Однако это утверждение верно лишь отчасти. Действительно, если разделить стоимость билета на самолёт на расстояние от Москвы в километрах, тот же Владивосток оказывается одним из самых дешёвых для путешествия городов России.

При этом слетать куда-либо в радиусе 500 км от столицы выйдет как минимум раза в три дороже (учитывая километраж, конечно). Если следовать логике авиакомпаний, посетить, скажем, Иваново было бы очень дёшево. Но не всё так просто! Как объяснить, что на одинаковое расстояние из Москвы стоимость билетов может отличаться в несколько раз?

Сегодня знакомимся с самым "воздушным" рейтингом городов России. Куда в России летать дороже и дешевле всего. Спойлер: одним из главных героев рейтинга станет, конечно же, замечательный Омск.



В радиусе менее 500 км от Москвы законы конкуренции работать перестают. Очевидно, что до большинства этих городов легко добраться на автобусе или поезде. Кроме того, в наиболее крупные из них летают сразу несколько авиакомпаний. Влияют ли эти факторы на формирование цен на авиабилеты? Вообще никак!

Смотрите, в самый дешёвый для полёта из Москвы город в этой зоне (Тамбов) и в самый дорогой (Череповец) летает всего по одному перевозчику. Тогда как в Нижний Новгород и Воронеж, находящиеся в середине рейтинга, возят 3 и 4 авиакомпании соответственно. Кто-нибудь, объясните мне, почему в Тамбов с его одним перевозчиком летать дешевле? Попробуйте также найти обоснование для заоблачных цен на билеты в Череповец.


Ситуация с городами в радиусе от 500 до 1000 км от Москвы совершенно иная, летать сюда значительно дешевле. К тому же, частью направлений занимается лоукостер "Победа" (что, впрочем, не даёт остальным перевозчикам повода снижать цены, пытаясь с ним конкурировать). Если же игнорировать "Победу", которая успешно делает себе кассу на ручной клади, то самым дешёвым городом в этой зоне оказывается Киров. Ростов-на-Дону, куда летает сразу 7 авиакомпаний (очень неплохой для России показатель), только в середине списка. Законы конкуренции не работают и в этом случае. Наконец, на самом дне рейтинга – Пенза. Слетать туда невероятно дорого: посмотрите, во сколько раз дороже обходится километр пути туда, чем километр полёта в Волгоград.


Полёты на расстояние 1000 – 2000 км оказываются в среднем ещё дешевле. В лидерах здесь – Сыктывкар и Владикавказ благодаря рейсам "Победы", а также Махачкала в отсутствие лоукостера. Шире всего авиакомпании представлены в аэропортах курортных Сочи и Краснодара. Тем удивительнее, что внизу рейтинга оказывается Ставрополь, который находится в относительной близости и от Краснодара, и от Владикавказа, и от Махачкалы. Хуже всего ситуация с полётами в Магнитогорск и Оренбург, хотя и в этом случае остаётся загадкой, как именно формируются цены.


Относительная дешевизна полётов в Нижневартовск и Сургут может быть объяснена популярностью направлений: зачастую вахтовики, которые едут работать "на север", отправляются именно туда. Количество авиакомпаний вновь никакой роли не играет. В Омск летают сразу 4, но полёт туда обходится намного дороже, чем путешествие в Томск, расположенный значительно дальше от Москвы.


Из восточносибирских и дальневосточных городов самыми доступными для посещения оказываются Владивосток и Хабаровск, но разница между первыми и последними местами рейтинга не столь умопомрачительна, как в случае с предыдущими зонами. Выходит, летать на Дальний Восток в среднем дешевле, чем по Центральному федеральному округу, что само по себе открытие.


В рейтинг вошли российские города с населением более 200 тыс. человек. Учитывалась стоимость билетов на 15 декабря 2015 года (из всех предложений фиксировалось минимальное по цене).

Большой привет Вологде, Череповцу, Пензе, Челябинску, Оренбургу и, конечно, Омску! Если вы живёте в этих городах, обратите внимание на представленные на маршрутах авиакомпании. Обязательно узнайте, кто управляет аэропортом, и поинтересуйтесь у местных властей, как формируются цены на билеты. Возможно, вы узнаете много нового и интересного.

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 144
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
КГ/АМ
В Киров летает руслайн по цене 5 291 в одну сторону!!!!!!!!!!!!!

откуда вообще цены взялись в таблицах?!

Билеты для депутатов ЕР?!



Edited at 2015-12-14 17:12 (UTC)
"Относительная дешевизна полётов в Нижневартовск и Сургут может быть объяснена популярностью направлений" ...конкуренцией! Когда летал только Ютэйр и малозначимая Когалымавиа цены были совершенно другими.
автор превратился в никитского, деньги не пахнут

на этот раз надо было видимо создать позитивный фон для полетов внутри страны, откуда такие цены были взяты не понятно



В тамбов 1990 - это все же по акциям. Обычная цена 3500-4500, будем честны
раскручивает очередной бизнес проект-АНАЛитическую компанию как оказалось...........

там цифры не важны и так контракты подпишут за верность хозяину

И что в этих Улан Удэ делать? Говно месить можно не выезжая из своего села)
Саратов - три точечки должно быть.
Саравия, Аэрофлот и Редвингс

Edited at 2015-12-14 17:30 (UTC)
Пора закрывать границы и начать экономический эксперимент по изучению ценообразования авиаперевозок.

Edited at 2015-12-14 17:31 (UTC)
Вот-вот, всё дома готово для отдыха ваты
И гостиницы, и сервис, и даже летающая рухлядь. После турецкого поджопника вам это должно быть понятно.
Цена перелёта зависит не от расстояния, а от качества дорог в регионе.

Если в регионе дороги плохие, самолёту это может плохо аукнуться: в ямах на дорогах образуются мини-ураганы и торнадо, которые практически никак не проявляются на уровне земли, но, взлетая выше, раскручивают потоки воздуха и делают у самолёта на пути колдобины, от которых тот сильно страдает и быстрее изнашивается.

Также большое значение имеет парковка на тротуаре: вот если пешеходы идут по тротуару, то воздушные массы несутся за ними прямо, а если им приходится обходить припаркованные автомобили по дороге или газону, пути воздушных масс, следующих за пешеходами, искривляются. На уровне земли это, опять же, не имеет значения, но при наборе высоты эти небольшие воздушные массы объединяются с другими, укрупняются и могут влиять на условия полёта, приводя к преждевременному износу воздушного судна.
В Череповце есть Северсталь, в виде завода, спортивного клуба и авиакомпании. Сам город хорошо растет и развивается (вроде даже лучше областного центра). Из за того, что находится немного в стороне от популярных ж/д направлений вариантов не очень много. И единственный авиаперевозчик зашибает высокий тариф. Как вариант - таким образом возвращается часть денег оплаченных иностранным специалистам и спортсменам :)

Тоже очень часто возникал вопрос по поводу дороговизны полетов по стране. Если кто-то говорит, что мол лететь далеко и страна большая - до Гонконга или Нью-Йорка из Москвы лететь в два раза дальше чем до того де Иркутска, а стоит дешевле.

Edited at 2015-12-14 17:43 (UTC)
Ещё есть предположение, что в стоимость входит и, грубо, услуга аэропорта. Где-то прилетают десятки и сотни самолётов в день (Сочи, Краснодар, Спб), а где-то 1-2. А взлётную полосу чистить, авиадиспетчеров содержать, делать ремонт и т.д. нужно примерно одинаково. У одних эта сумма размазывается на большое количество бортов, у других на малое.
Старались, старались, только вот экономическую теорию не подучили, или хотя бы на рынки не посмотрели.

Популярность направлений не может объяснять низкую цену. Рост спроса ведет к повышению цены, а не наоборот.
31 марта - 3 апреля 2014 года слетал Омск - Москва - Омск за восемь тыщ на Трансаэро. Сейчас это немыслимо.
Выгоднее поездом до Тюмени или Ёбурга, а уже оттель в столицу и обратно соответственно.
Пока Скай Экспресс был жив, я так и делал. Получалось чуть ли не вдвое дешевле. Но тогда по сути летали только Сибирь и Аэрофлот. Это потом уже добавились Трансаэро и ЮТэйр. Одно время Ред Вингз недорого летал.
В Новосибирск из Москвы летает 6 компаний: Оренэйр, Алроса, С7/Глобус, Уральские Авиалинии, ВимАвиа, Аэрофлот. Раньше еще Якутия и Ютэйр летали.

ПС Дальневосточные рейсы из Москвы субсидируются, поэтому иной раз летать через Мск бывает дешевле чем из Новосибирска в ДВ.

Edited at 2015-12-14 18:16 (UTC)
>> почему в Тамбов с его одним перевозчиком летать дешевле?

Потому что этот единственный по беспределу поставил низкую цену и никто не может с ним договориться, да и объёмы перевозок не те… а вот Нижний - другое дело. Здесь есть на ком заработать. И допущены к этому пирогу только проверенные люди, которые обо всём договорятся и цены не сбросят.

По Вологде скорее всего из за поезда . тут ходит ежедневно 6 поездов до мск ,все новые,причем время очень удобное отбытие из вологды -20.50  21.00 22,30 23,20 00.10  00,50 1.50 . а прибытие в мск в 5.30 6 7 9 9.30 . очень удобно ,спокойно сел ночью поспал и в мск .по стоимости 1200-1500 за хороший плацкарт и 2000-2500 купе. и причем досиавит сразу в центр )) а из аэропорта еще выбраться нужно а это тоже деньги и время - то же такси 1000-2000 . ну и в вологде аэоропорт в жопе мира.  от этого мало кто и летает скорее всего. с череповца примерно тоже самое ,до мск прямой ходит,а до вологды каждый час или автобус или эоектричка или проходящий из питера,а там на поезд и в мск. обратно тоже самое - поезда из мск уходят вечером а приходят в вологду рано утром. я часто в москву одним днем мотаюсь без проблем вечером уехал на сл утро уже опять дома при этом не уставший и выспавшийся



Edited at 2015-12-14 18:59 (UTC)
С такими налогами только дома сидеть, а не летать.
После закрытия Трансаэро скоро и туда куда летали летать не будем. Налоги вот главный камень у ног всякого самолёта который притягивает к земле.
Илья, вы забыли Астрахань - это просто какая-то чёрная дыра, в 2012 году было дешевле выкупить купе на якунинском скотовозе на одного человека (СВ в том поезде не предусмотрено в принципе), чем слетать туда. С тех пор динамикой цен не интересовался.
основная трата топлива у самолета это взлет и посадка(подруливания перед заходом на аэродром). На высоте 10 км воздух гораздо более разряжен, соответственно топлива расходуется меньше. Для ближних городов самолет не успевает набрать высоту, как уже идет на снижение->здесь самые большие затраты. Поэтому расчет стоимости в 1 км между городами разной удаленности нецелесообразен. Другое дело между городами одной группы..