Как делают колёса



Изучая Нижний Тагил, я, конечно, не мог не заглянуть на одно из градообразующих предприятий. Нижнетагильский металлургический комбинат, запущенный в 1940-м году, сменил на посту главного металлургического завода города устаревший Демидовский завод, а в 1980-е и вовсе отправил его на пенсию.

Новый завод хоть и создавался в рамках индустриализации 30-х, но его появление во многом было обязано Первой мировой и Гражданской войнам, которые сделали невозможной модернизацию и реконструкцию Демидовского. Даже Великая Отечественная в этом смысле сыграла свою роль: безопасное расположение предприятия и "свежее" оборудование позволило производить в Нижнем Тагиле огромное количество продукции для фронта. Прежде всего это была танковая броня, которой комплектовался каждый третий советский танк.



НТМК – предприятие полного цикла: здесь производится и чугун, и сталь, и прокат. Завод в основном ориентируется на строительную и транспортную продукцию. Тут, например, производятся рельсы для наших железных дорог, а ещё колёса для вагонов поездов и вагоностроительные профили, которые в основном уезжают на "УралВагонЗавод".

Сегодня мы проследим весь путь железнодорожного колеса от жидкой стали до готового изделия, которое осталось лишь установить на тележку.



01.


02. Пульт управления производством


03. Доменный цех. Здесь производится чугун. Часть чугуна сразу отправляется на продажу, а из другой части делают сталь. С ней та же история: часть с завода сразу уезжает на другие предприятия (в том числе европейские), а остальная используется на НТМК для изготовления проката.


04.


05.


06.


07.


08.


09.


10. Конвертерный цех. Здесь получают сталь путём продувки жидкого чугуна кислородом. Кислород, кстати, тоже местный: НТМК помимо прочего занимается производством промышленных газов.


11.


12.


13.


14. Примеси, которые содержатся в чугуне, окисляются и затем удаляются из расплава. Остаётся чистая сталь.


15.


16. Колёса (как и другая продукция НТМК) производятся по схеме полного металлургического цикла. Для производства одного колеса требуется около 500 кг стали.


17. Чтобы создать железнодорожное колесо, сначала нужно выплавить цилиндрическую заготовку диаметром 430 мм. Это тоже происходит в конвертерном цехе. Кстати, заготовки эти выплавляются на НТМК из стали марки "С" собственного производства. Если речь идёт о колёсах с повышенной твёрдостью обода, то для их изготовления используется сталь марки "Т".


18.


19.


20.


21. Затем заготовка разрезается пилами холодной резки на болванки весом 500 кг каждая. Их нагревают в специальной кольцевой печи, которая может разогревать металл до 1300 градусов.


22. Заготовки раскаляются и становятся мягкими, после чего их отправляют на прессопрокатную линию.


23. Там происходит формовка колёс, этим занимаются несколько роботов-манипуляторов.


24. Бац – и колесо готово!


25. Когда колёсам придана необходимая форма, они проходят этап закалки. Закалка необходима для придания твёрдости металлу, на НТМК для этого есть две большие печи.


26.


27. Затем колеса остывают.


28. Этот цех называется колесобандажным.


29. Красота, можно стейки на колесах жарить!


30. Колесо медленно охлаждают.


31.


32. После завершения процесса закалки колёса обтачиваются до нужных размеров. Слева необточенные, справа – обточенные.


33. Стружка


34. Геометрия колеса проверяется вручную: замеряется ширина обода и диаметр отверстия ступицы. Затем колёса проходят ультразвуковой и магнитопорошковый контроль.


35. Готовое колесо.


36. В 2011 году на НМТК была освоена технология производства сверхтвёрдых железнодорожных колёс. Они отличаются особым составом стали с повышенным содержанием углерода.


37. На НМТК производятся более 20 видов колёс – для пассажирских вагонов, для грузовых, для поездов метро и так далее. Многие колёса идут на экспорт в США и в Европу. Производство экспортного колеса занимает около 10 суток, для внутреннего рынка – чуть меньше, потому что меньше сложностей с упаковкой и маркировкой. Кстати, размерами колёса тоже отличаются: диаметр американских составляет 920 мм, российских и европейских – 950 мм.


38. В конце концов готовые колёса готовят к отправке на вагоностроительные предприятия. Там в них растачиваются посадочные отверстия, после чего колёса насаживаются на ось и фиксируются.


39. Кстати, тут делают не только колёса, но и осевые заготовки, так что на некоторых заводах тележки вагонов целиком оснащаются продукцией НТМК. С НТМК большая часть железнодорожных колёс отгружается, как вы уже могли догадаться, на "УралВагонЗавод".


В июне этого года на завод приезжали представители Североамериканских железных дорог с аудитом. Они, как и я, погуляли по заводу и решили, что технологические и производственные процессы здесь соответствуют зарубежным стандартам. Кстати, впервые завод был сертифицирован и внесён в список поставщиков Североамериканских железных дорог ещё в 2012 году.

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 145
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Хороший пост. Но тема ЛСД так и не раскрыта. С нетерпением жду пост как же всё-таки делаются колёса.


Edited at 2015-09-14 13:36 (UTC)
Што интересно? :)
14. Примеси, которые содержатся в чугуне, окисляются и затем удаляются из расплава. Остаётся чистая сталь.

Это просто пипец. Сталевары ржут и падают под стол. Чистая сталь это тупейший оксюморон.
А продувают чугун кислородом для выгорания С (углерода) который попадает в расплав Fe (железа) при плавке в доменной печи из кокса.

И это знаю я (программист).

В общем Илюше лучше не комментировать фото, где происходят неизвестные ему процессы, а просто выкладывать.
Колесные пары называются, их вроде вместе с осями продают и транспортируют?
Re: где Марта?
Вятка не продалась, так Марта теперь ответ держит за такой косяк.
Все колеса из добрых рук попадают в Брянск, на машиностроительный завод, а из хуевых на Уралвагонзавод

Вроде место такое зачотное, а фотки ниачом. Ни одна не цепляет.

Хорошее производство. Одно время занимался тем, что калил металл, представляю какая жесть закалить такое колёсико.



Edited at 2015-09-14 13:18 (UTC)
"Геометрия колеса проверяется вручную: замеряется ширина обода и диаметр отверстия ступицы. Затем колёса проходят ультразвуковой и магнитопорошковый контроль."

Вот так предприятия борются за международный рынок, расширяют клиентскую базу, а потом политики всё портят без причины.


Предприятие выглядит как приручённый вулкан  ))

неужели нормальные фотки?

красиво, где теплый свет с холодным на одних фотках
Прикольно.
Когда опять будешь в Штатах или Европе может получиться подобный репортаж с производства замутить? Так сказать для сравнения
Химики, объясните - почему при продувке чугуна кислородом, при таких-то температурах, окисляется только углерод? Там же тонны оксида железа должны быть на выходе!
Опять же:
> Они отличаются особым составом стали с повышенным содержанием углерода.
То есть чугун, да? Обратно? Я ничерта не понимаю.
И ещё:
> Многие колёса идут на экспорт в США и в Европу.
Что такого сложно в штамповании пятисот кг стали, что это не могут сделать в не последних странах мира?
Я могу предположить, что в промышленных масштабах им не нужно такое производство, а держать его про запас или на экспорт - не рентабельно. Поэтому наверное проще, когда нужно у России заказать.
И ещё.
Зачем колесная пара намертво фиксируются на ось? Почему не ставят на подшипник, чтобы каждое вращалось отдельно? Чтобы потом ебаться с этими конусами на обточке? Вот нахрена этот гемор организован на ровном месте?

Edited at 2015-09-14 13:55 (UTC)
А зачем готовые колеса упаковывают в пленочку? Чтобы не поцарапались? Или чтобы покупатель получил удовольствие от процессса распаковки своих новеньких колес?
в данном случае совок - в вашей голове, то есть, вам надо серануть где-нить про чо-нить касательно конкретной страны и выглядеть на этом фоне благородным и здравым мыслителем. Касательно мела вы, само-собой, конечно же не поняли о чём говорите и рассуждаете, это я вижу и понимаю сразу, как железнодорожник.
← назад