Лялина площадь



Лялина площадь – одна из самых компактных московских площадей. Она совершенно не похожа на другие открытые парадные пространства города. Площадь строится по принципу "пяти углов", для Москвы является редкостью. В XIX веке подобные небольшие пространства в Москве называли "площадками" (яркий пример – знаменитая Собачья площадка, снесенная во время прокладки трассы Нового Арбата).

Сейчас площадь представляет собой просто кусок асфальта. Еще недавно она была сплошной парковкой, но в 2014 году сделали робкую попытку это изменить, и так в центре площади появился газон. Это, конечно, жалкое зрелище: пустырь посреди площади, на котором ничего не растет, ничто не привлекает внимания и не заставляет остановиться на минуту и посмотреть на красоту вокруг.

Давайте посмотрим, что можно было бы сделать в этом месте!



Лялина площадь обладает исключительной архитектурной и исторической ценностью. Здесь хорошо сохранилась застройка рубежа XIX-XX вв., осталась строгая композиция, свойственная уличным пространствам императорской эпохи.



Непосредственно на площадь выходят пять домов, которые и образуют уникальные для Москвы "пять углов". Довольно скромный дом, определяющий перспективу Лялиной площади (Большой Казенный пер., 2/1 с1) построен в 1901 году по проекту архитектора Михаила Румянцева, который выполнил эту работу, будучи ещё студентом Строгановского училища.

Дом №7/2 в Лялином переулке выстроен в 1902 году для домовладельца Н.И.Силуанова известным архитектором Павлом Заруцким, прославленным мастером московского модерна. Дом украшен несколькими куполами и крупными женскими масками. Внутри подъездов сохранились первоначальные интерьеры с плиткой фирмы Артура Перкса и соответствующими рекламными надписями. Перед кафе "Булошная", которое расположено на первом этаже дома Силуанова, до сих пор лежит телефонный люк Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества, один из старейших в Москве.

Пятиэтажный дом (№ 8 стр.1 по Лялиному переулку) строил архитектор Ольгерд Пиотрович, один из самых плодовитых московских мастеров эпохи доходного жилья. Здание облицевали плиткой "кабанчиком", характерной для рубежа XIX-XX веков, и подобный декор причудливо сочетается с оштукатуренными участками фасада. Визуальное восприятие здесь построено на "столкновении" мелкого рельефа плитки и больших гладких пространств. Дом закончили к 1911 году, стилистически он относится к позднему, рационалистическому течению модерна.

Дом № 10/14 в Лялином переулке является детищем эпохи позднего ампира, он был выстроен купцом С.Г.Поповым в 1830-е годы. Несмотря на перестройки, здание сохранило стилистические черты своего времени. Вокруг дома расположен живописный участок, воскрешающий ощущение патриархальной Москвы.

Дом 5 в Лялином переулке возводился архитектором Алексеем Щегловым в 1895 году и сочетал в себе жилую и торговую функции.



Из-за отсутствия высотных доминант в окрестностях и прекрасно сохранившейся исторической застройки Лялина площадь должна быть местом, откуда можно созерцать городскую архитектуру и куда приходить за настроением. Потенциал у площади хороший: отсюда можно наблюдать за городом, это проходное место, здесь пролегает много маршрутов прогулок по центру, уже есть кафе с крохотной верандой – её можно расширить, это привлечет еще больше людей. Тут быстро и недорого можно устроить такой городской пятачок, каких много, например, в Нью-Йорке.



Очевидно, что здесь пространство города используется неэффективно, тут неудобно ни машинам, ни пешеходам, ни посетителям кафе, ни туристам, и Лялиной площади нужны перемены. Зачем вообще городу такие вот площади-пятачки?

Во-первых, они делают перекрестки безопаснее и облегчают переход улиц. Во-вторых, в таких местах снижается скорость движения автомобилей и устраняются возможности конфликтов. В-третих, малоиспользуемая проезжая часть превращается в общественное пространство и оживает. Самое важное – такие ожившие площади привносят жизнь в окружающие улицы, создавая пешеходные потоки, которые стимулируют развитие бизнеса в районе.



Мы в "Городских проектах" изучаем лучшие мировые практики, и маленькие площади на улицах Нью-Йорка, которые создаются простыми решениями – с помощью стульев, столов, контейнеров с растениями и цветных пятен на асфальте – кажутся нам отличным примером для подражания. Посмотрим, как можно вдохнуть жизнь в Лялину площадь и сделать там быстрые и недорогие изменения.



Изменяем схему дорожного движения. Разворачиваем направление движения так, чтобы отгородить площадь для пешеходов. Оба Казённых переулка выходят на Садовое кольцо, так получается даже логичнее. Движение полностью перекрывается на одном небольшом участке вдоль кафе "Булошная", ликвидируются три парковочных места вдоль пустыря на Большом Казенном переулке. Больше никаких принципиальных изменений или ограничений движения нет.

Сейчас так:


Вот что предлагается:


На освободившемся пятачке устраиваем общественное пространство. Краской на асфальте, как в Нью-Йорке, обозначаем площадь, по периметру – растения в кадках для дополнительного обозначения границ. Внутри периметра ставим офигенную лавочку индивидуального дизайна, внутрь неё посадим кустарник. Рядом – ещё одну, поменьше. Фишка в том, что эти лавочки-клумбы используют существующие газоны на пустыре.



Появляется дополнительное пространство для расширения кафе. Можно просто поставить там столы и стулья, как это делают во многих городах.



В таком виде Лялина площадь станет настоящим общественным пространством, известным местом в Москве, где можно приятно провести время и посмотреть на хорошо сохранившиеся старинные дома.

Над проектом работали: Иван Иванов – архитектурная концепция, Павел Гнилорыбов – историческая справка, фонд фонд "Городские проекты".

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 150
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Не умеют у нас делать просто, дёшево и красиво - обязательно бохато, долго и плохо. Хотя, надеюсь, ДТ переломит эту традицию
Ларёк с шаурмой поставить там, и знаки ограничивающие минимальную скорость в 80 км\ч.
А ещё можно установить стационарный крематорий санкционных продуктов с мощностью до 200 тонн в сутки.

Edited at 2015-09-04 11:09 (UTC)
Кстати, неплохо бы вспомнить традиции предков и начать устраивать в городах на площадях места для казни врагов родины. Не в подвалах стрелять как подлые чекисты, а в общественном месте, чтобы воспитательная цель выполнялась.
круто сделана сама площадь. а вот прилегающие улицы... непонятно, зачем сужать и так узкую проезжую часть перед перекрестком, на всех переулках прямо перед перекрестком нарисованы серые островки. сидеть на таких островках посередь дороги - приятного мало. а отъезжать оттуда, из пароковчного кармана, если ты где-то припарковался прямо перед перекрестком - ни один человек же не впустит в поток. увы, создание лишних пробок.
Сужение проезжей части перед перекрёстком делается для снижения скорости автомобиля. Там нет такой проблемы "впустит в поток", там нет потока, это переулок.
нечего нам смотреть на потенциального противника. Нью-Йорк, понимаешь. Сначала площади будем перенимать, а потом что - гей-парады?!
Предлагаю поставить стульчики на каждом перекрестке в Москве
Что-то коммент отметился как "подозрительный"... А картинку по теме комментаторам запостить уже нельзя?
Они так не умеют. Ибо всем понятно что их проекты буду выглядеть говном, а это невыгодно ))
ироды, оставьте Москву в покое.
хватит город уродовать вместе с этим чукчой
Правильно! Вернуть Лужкова и его жену! Вернуть говно на улицы(те автомобилистов ). Снести к чертям весь центр, заасфальтировать все в парковки для говна и дороги.
Я тут задумался, кстати, действительно ли Москва нуждается во всех этих пространствах общественных? Просто сам город стал давно уже легендой, особенно для приезжих, как город - не приспособленный и не нужный для проживания, досуга, всякой эмоциональной и приятной сердцу лабудени, зато приспособленный и нужный для карьеры и заработков. Город, который не спит, город безумных скоростей, миллиардов срочных и неотложных дел.

Ну отнимут парковку у автовладельцев, вместо неё сделают какой-нибудь скверик... фактически поставят у двухсот спешащих и работающе-зарабатывающих человек преграду в виде скверика, в угоду двадцати лентяям, которые будут на лавочках сидеть? : ))
Согласен, если живешь в дерьме, не нужно сопротивляться, нужно терпеть и адаптироваться к запаху и к вкусу дерма.
← назад