В Узбекистане беда



Знакомые, живущие в Узбекистане, бьют тревогу. Под угрозу разбазаривания и, возможно, уничтожения попал Каракалпакский государственный музей искусств имени И.Савицкого.

Что за музей такой? Ещё в 50-ых годах прошлого века московский художник Игорь Савицкий приехал в Нукус, занимался тут археологическими исследованиями. А в 1966 году добился создания Нукусского музея. Его коллекцию составили авангардные и поставангардные работы, которые в сталинское время были под запретом. Тогда ведь многих художников арестовывали, отправляли в ссылки, а кому-то удавалось спрятаться и втихую творить в отдалённых районах СССР, например, в таких, как Нукус в Узбекистане.


Игорь Савицкий

Савицкий разыскивал родственников художников, которые хранили их работы в подвалах. Он покупал эти работы и смело вешал их на стены своего музея в Нукусе. В результате таких поисков ему удалось найти и сберечь 50 тысяч полотен и скульптур. Целая же коллекция музея сейчас насчитывает 90 тысяч предметов и считается по численности второй коллекцией русского авангарда в мире.



И до совсем недавнего времени дела у музея шли отлично. После смерти самого Савицкого директором музея стала Мариника Бабаназарова. И оставалась им поныне с 1984 года. Те, кто её знает, называют её хорошим руководителем, честным, преданным своему делу, и главное, - музей с ней жил и развивался.

Мариника Бабаназарова

В 2003 году построен трехэтажный корпус, куда переехала коллекция, сделавшая музей знаменитым на весь мир. А с 2013 года ведется строительство ещё двух корпусов, их должны сдать в сентябре этого года.

Но, по-видимому, директор музея мешает чиновникам, или кому-то ещё проворачивать свои грязные делишки. С 2011 года в учреждении постоянно проводятся проверки, словно кто-то устроил массированную атаку, но ни одного факта хищения не было установлено.

А уже летом уже этого года в музее была проведена инвентаризация объектов искусства по анонимному письму. В результате этой проверки пришли к выводам, что часть из экспонатов, якобы, является подделкой. А сами оригиналы перепродала директор. Хотя, как говорят сотрудники музея, в этой комиссии по проверке не было ни одного искусствоведа, и они даже не имели специальной аппаратуры и просто не могли сделать точный анализ картин. В общем, эта инвентаризация, по их мнению, - лишь способ очернить директора и убрать её с дороги.

Вот, что сотрудники музея написали министру по делам культуры и спорта Узбекистана Баходиру Ахмедову по этому поводу:




И тут 21 августа Бабаназарова подаёт заявление об увольнении. В Минкультуры сообщили, что она уволилась по собственному желанию, просто решила уйти на пенсию, и просят не поднимать из-за этого шум.

Однако, заявление, оказалось довольно странным. Там не было даты увольнения, номера указа, и вообще Мариника просила предоставить ей время для того, чтобы достойно провести столетний юбилей Савицкого, который пройдет 4 сентября. Но не дали время.


Спустя пять дней, в музее вновь прошло собрание с участием всего коллектива, самой Бабаназаровой и представителей Министерства культуры. Минкульт торжественно назначил и.о. директора Пахретдинову, бывшего директора музея боевой славы Каракалпакстана. Коллектив музея был в шоке от происходящих перемен и потребовал объяснений от Бабаназаровой. И та призналась, что писала заявление под давлением.

На следующий день она отозвала поданное заявление об увольнении в соответствии со ст.99 Трудового Кодекса, которая предусматривает такое действие, и написала заявления во все необходимые инстанции, объяснив вынужденность своего поступка.

Как говорят знакомые Бабаназаровой, она сейчас находится в тяжлом эмоциональном состоянии: ее заставили забрать все свои вещи из кабинета, она уже перенесла два инфаркта, и родные боятся как бы из-за этой ситуации не случился третий.

«Я сделала много, чтобы обратить внимание ответственных лиц на происходящее. Но в ответ получила решение, которое дает понять, что я больше не нужна на посту директора музея, - написала в фейсбуке Мариника. – Меня потрясла реакция моего коллектива, который возмутился не только произволом, но и моим "смирением". Люди кричали и плакали от шока происшедшего. Но некоторые руководители и недруги уже манипулируют этой ситуацией в свою пользу. Кого мы обманываем?

Я все еще надеюсь, что ответственные лица разберутся и примут правильное решение, с учетом мнения не только коллектива музея, независимых экспертов, но и мировой общественности».


Реакция коллектива действительно удивительна, если принимать во внимание факт того, что народ в Узбекистане вообще редко протестует. В фейсбуке создали группу поддержки Бабаназаровой, где уже набралось две тысячи участников. И все сотрудники музея выступили против её увольнения.


По словам сотрудников музея, вся кампания против Бабаназаровой – дело рук людей, заинтересованных в расхищении коллекции, накопленной за полвека, в пользу частных коллекций. По-видимому, её так и собирались убрать перед юбилеем художника. И чиновники не хотели, чтобы именно она принимала новые здания, которые должны сдать в сентябре, потому что после этого её вообще сложно будет убрать. Есть ещё версия что музей, который приезжают посмотреть люди со всего мира, хотят перенести в Ташкент.

Сейчас сотрудники Нукусского художественного музея требуют провести расследование той самой сомнительной проверки. Они боятся, что после того, как от Бабаназаровой избавятся, начнётся расхищение дорогой коллекции. Тем более, в Узбекистане такое бывало уже не раз. Вот, к примеру, главный хранитель Государственного музея искусств Узбекистана Мирфайз Усмонов в течение 15 лет продавал картины и вывешивал вместо них подделки.

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 148
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Ах ты бездушная скотина! Искусство - это отражение реальности, воплощенное в прекрасном! А они их тракторами...
Картины не нужны. Да здравствует Эквилибриум и 1984!

Edited at 2015-08-30 13:10 (UTC)
география проблем растёт. кто будет отвечать за размножение крокодилов?
Во-во. Пост полное говно. Букв много, картинки какие-то невнятные. Опять же всем насрать на то что творится во всяких Армениях. Тем более с музеями.
Чо там в Брянске ?
Музей Ткачевых на месте, приезжай в Брянск.
ну так в юнеско надо обращаться, а не в жж, узбекистан,кстати, член юнеско.
а ведь не все нации равны по уровню развития, Варли упорно это доказывает своими постами.
Пусть российский олигарх, меценат и этнический узбек Алишер Усманов все выкупит.
зачем нам тратиться на сырые нации? в СССР был бы рай, если бы не помогали всяким Кубам, африкам, странам СЭВ и т.д.
это проблема не только Узбекистана
а всей мировой общественности, не говоря уже о России
Давненько мне не было на что-нибудь настолько пофиг. Как писали классики "когда начались тосты за мелиорацию Узбекистана, гости поняли, что пора расходиться".
Печально, когда вот так обращаются с людьми, тратившими все свои силы во благо общества. Хочется надеяться, что это не станет для музея началом конца.
Зная менталитет узбеков, могу предположить, что директор просто не поделилась с кем то из руководства страны. Вряд ли вопрос стоит настолько глобально, что коллекцию расхитят, вопрос в том, что вокруг музея сейчас вращаются огромные деньги (2 новых здания, юбилей Савицкого...), а Узбекистан страна очень коррумпированная.
в наших музеях руководят православные люди, а казаки всегда готовы придти им на помощь. потому такого бардака нету.
дважды была там.. удивительно было, после видов засохшего Аральского моря и ржавых кораблей в пустыне, увидеть музей с картинами русских художников.. главное сохранить все в целости и сохранности..
Ещё бы не удивительно - в каком-то неведомом Экибастусе, оказывается, хранятся бесценные холсты, про которые мало кто помнил, а некая Мариника эти холсты в Экибастусе хранила, сидя на них жопою.

Теперь же, конечно, нужно наследие спасать вплоть до сбора денег на караван из четырёх верблюдов для перевозки Мариники в Москву.
Поражает количество комментариев, где люди хвастаются, кому из них "всё равнее". Если бы картины Третьяковской галереи стали бы распродавать, интересно, так же реагировали бы? А ведь музей действительно известный, и картин русских художников там, кстати, много.
Ишь, страсти какие - мол, из Третьяковки бы поволокли, тут-то бы все как один бросились бы защищать
А никто бы не бросился
Потому что оно не наше и никогда нашим не было
Распоряжались все, кому не лень, и так оно будет и впредь

Так что на Мариникины (вот жеж имечко) проблемы, и впрямь, всем плевать.
Пофигу на дикарей, абсолютно.

Какие-то смешные протоколы на русском - узбеки их читать будут что ли?) Подозреваю, что и ЖЖ зялта у них не то, чтобы популярен
← назад