Как вымирает Харьковский трамвай

Сразу перейду к делу. В Харькове все очень плохо, у них трамвай умирает. И скоро в этом городе трамвая может и не быть. Активисты, выступающие за права трамваев, сложили руки крестиком и молятся за своих подопечных. Совершенно не понятно что делать, так как ситуация сильно запущена. Кажется, что даже занесение харьковских трамваев в Красную книгу не спасёт их.

Yapet.livejournal.com

Давайте разберёмся, почему история харьковского трамвая близится к своему печальному финалу.



Первый электрический трамвай появился в Харькове ещё в 1906 году. Мог бы он знать, что спустя век его захотят предать забвению.


На протяжении всей жизни Харьковский трамвай сталкивался с проблемами. Но на то были объективные причины, и в конце концов трамвай шёл на поправку. Например, в 1920-м году его работа была прекращена из-за нехватки топлива на электростанции, а во время войны – из-за оккупации. Но были и годы расцвета, они пришлись на далёкие 60-70-е.


Открывается новое депо, вводятся новые линии и маршруты. В 1967 году в город поступают первые чешские вагоны.


По состоянию на 1 января 1975 года в Харькове действовало 32 маршрута. Для сравнения – в начале этого года в Харькове насчитывалось всего лишь 13 действующих маршрутов. Сорок лет – и состояние предприятия можно описать как катастрофическое. Что же пошло не так?

В состояние кризиса харьковский трамвай вошёл после распада СССР и до сих пор никак не выйдет из него.

Ещё в 1991 году в Харькове было 5 трамвайных депо: 4 пассажирских и 1 грузовое, а также вагоноремонтный завод. Насчитывалось 27 трамвайных маршрутов. Работали тысячи сотрудников, а на балансе числилось 700 трамваев.


До середины 1996 года "Горэлектротранс" находился в собственности государства, и более или менее проблемы решались. С 1992 года по середину 1996 даже было закуплено 97 троллейбусов и 22 трамвая. А затем предприятие передали в коммунальную собственность.

В 1999-м году закрывают грузовое депо, и на его месте появляется рынок-барахолка. Частично демонтируют трамвайные линии по улицам Петровской и Мироносицкой, Московскому проспекту. В 2000 году из-за нехватки состава прекращена эксплуатация трёхвагонных поездов.

Жители, как всегда, надеются, что придёт новая власть и всё исправит. Но этого не происходит. В начале 2000-х закрывается ещё одно трамвайное депо – Ленинское. Было уничтожено несколько десятков трамваев, уволено несколько сотен сотрудников. В 2005 году демонтирована линия по улице Шевченко.


Vadim Pudovkin

В 2006 году на момент прихода к власти мэра Добкина в городе оставалось 17 трамвайных маршрутов и 3 депо. Ещё через год закрывается Коминтерновское депо. Начали урезать и задерживать зарплаты работникам. Опять смена руководства не оправдала надежд.

В 2006 году были взяты в лизинг 90 троллейбусов и 10 трамваев. Правда, обновление оказалось незначительным, уничтожили ещё больше трамваев. А город влез в многомиллионные долги.

"Горэлектротранс" стал тяжёлым бременем для городского бюджета. Не спасало повышение стоимости проезда. Кондукторов сокращали, а водителей, наоборот, не хватало: на крайне низкую зарплату никто не шёл. Из-за такого отношения руководства работники даже устраивали забастовки. Когда транспорт не вышел на улицы города, предприятие всё же вынуждено было пойти на частичные уступки. Но потом некоторые активисты были наказаны за инициативность и уволены.

Ещё спустя два года под видом реконструкции демонтировали линии на Пушкинской улице.


Коммунальщики были уверены в том, что оставлять трамвайное полотно опасно. Его изношенность могла привести к большому числу сходов трамваев с рельс. Ремонт, на который понадобилось бы не менее 80 млн грн, был непосилен для бюджета.

Причем где-то городские власти принимали решение втихую, без обсуждения и одобрения общественности. Люди даже собирали подписи против уничтожения трамвая в Харькове. Жители считали, что город не может обойтись без трамвая. Кто-то привык к этому виду транспорта, кто-то ратует за его экологичность, а кому-то, например, пенсионерам просто не по карману езда на маршрутке. Но городские власти уверены, что Харькову, без трамваев будет намного лучше: "станет меньше пробок", повысится безопасность. Трамвайные пути ведь изношены, зачем же их ремонтировать, когда можно просто убрать.

В том же 2009 году в "Горэлектротрансе" опять сменилось руководство, но дело с мёртвой точки не сдвинулось. Трамвайные пути продолжают закрываться, а рельсы – демонтироваться.

В 2011 году город совершил сомнительную покупку – 20 чешских трамваев 70-х годов выпуска, которые десятки лет отработали в Праге, а после ремонта прибыли в Харьков.


Городские власти радовались покупке и говорили, что их состояние намного лучше, чем у местных. А вот местные СМИ связались с Транспортным управлением Праги и выяснили, что Харьков закупил трамваи через посредника по цене, завышенной в пять раз.


На самом деле, цена такого трамвая – 30 тысяч грн, а закупили для нужд Харькова эти трамвая по цене в 150-160 тысяч грн. Непростительная расточительность. По крайней мере, такая цифра была озвучена журналистам. Куда и на какие сделки пошла разница в сотни тысяч, остаётся только догадываться.

Харьковские трамваи уже отработали свой амортизационный срок, их средний возраст – 30 лет, но это если не брать во внимание чешские трамвайчики, им ещё больше. Изредка можно встретить новые трамваи производства Харьковского вагоноремонтного завода, например, вот эти. Но их всего четыре на весь город.




Денег у города на покупку нового состава нет. Вот и приходится обходиться редким ремонтом и покупкой старых чешских трамваев.

Вот так выглядят харьковские трамваи после капитального ремонта.




Но дело не только в самих вагонах. Реконструкции требуют и трамвайные пути. А также что-то надо делать с самими предприятиями. Они продолжают оставаться убыточными, по крайней мере, так говорят людям. А деньги, которые собираются в городском электрическом транспорте, по мнению жителей, оседали сначала в карманах Добкина, а затем следующего мэра Кернеса. К слову, о работе Геннадия Кернеса, немало негативных отзывов. Его обвиняют в том, что он разворовывает городской бюджет и проводит непрозрачные тендеры на огромные суммы в пользу неизвестных фирм.

Геннадий Кернес до недавнего времени чувствовал себя прекрасно:

Со своей машиной...


С отличными часами.


Просто на отдыхе.


Потом его немного ранили во время покушения... Но это отдельная история.

По-видимому, руководство города всё же нашло выход из положения – постепенно, шаг за шагом, избавиться от харьковского трамвая. Так, согласно Генплану города, рассчитанного до 2031 года, в Харькове уберут трамвай из центральной части, заменив его троллейбусом. А трамвайные пути останутся только на окраинах.


Ситуация осложняется до сих пор непогашенными долгами за те самые трамваи и троллейбусы, которые Харьков взял в лизинг в 2006 году. Польский банк, который кредитовал покупку транспорта, собирается отобрать у "Горэлектротранса" троллейбусы и трамвайные вагоны. И ему это скоро удастся. Суд обязал Харьковский городской совет передать компании в счет погашения долгов 57 троллейбусов и 10 трамваев.

Власти города и области объясняли появление долгов выходом из сделки государства, которое должно было выделять часть средств на погашение платежей. Оно и выделяло, но недолго. После Кабинет министров принял решение, что госбюджет может поддерживать покупку только отечественного транспорта, а троллейбусы и трамваи, купленные «Горэлектротрансом» в лизинг, были российского производства. Неизвестно, чем закончится этот спор: может быть, город всё же дождётся поддержки из госбюджета и выплатит долг деньгами, а, может быть, придётся проститься с десятками единиц транспорта.

Если власти никак не хотят "лечить" харьковский трамвай, может, ему в самом деле пора уйти на покой? Он и так постоянно попадает в сводку ЧП. По словам очевидцев, с 25 сентября 2014 по 5 марта 2015 в Харькове 29 раз сходили с рельсов трамваи в разных частях города.

drive2.ru

Хотя и тут городские власти уверены, что люди просто нагнетают обстановку. Заместитель Харьковского городского главы Евгений Водовозов утверждает, что большой опасности все эти происшествия не несут и в то же время признаёт изношенность 95% подвижного состава. Исправить ситуацию будет крайне сложно. В этом году мэрия выделила на ремонт 27 миллионов гривен, и это – лишь десятая часть от необходимого.

Несмотря на спокойствие властей, в последнее время чуть ли не каждую неделю трамваи сходят с рельс, во что-то врезаются – в общем, разваливаются на ходу.

Особенно харьковский трамвай любит дрифтовать.

Авто Харьков City



Вот всего несколько примеров.
В первых числах июня трамвай №7, который курсирует по маршруту «Южный вокзал – Новоселовка», сошел с рельсов на ул. Кривомазова.

А на следующий день трамвай №6 остановился посреди пл. Павловской, пассажирам пришлось его толкать.

vecherniy.kharkov.ua

11 июня трамвай 6-го маршрута сошел с рельсов на улице 1-й Конной Армии. Вагон развернуло так, что он полностью оказался на обочине.

vecherniy.kharkov.ua

24 июня возле станции метро "Героев Труда" вновь сошел с рельсов трамвай. Один из вагонов въехал в припаркованный в неположенном месте автомобиль Volkswagen.

news.kh.ua

26 июня у трамвая, который следовал по маршруту №6, прямо во время движения отвалился токоприемник, с помощью которого транспорт получает электропитание.

По-видимому, Харьковский трамвай и вправду отказывается ездить и попросту умирает естественной смертью от старости.

Если в Харькове срочно не начать спасать трамвай, то будет поздно. Без трамвая город станет намного хуже, чем есть сейчас.
promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 148
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
да нахрен эти трамваи не нужны, пусть вымрут скорее.
он с пушки сняли - красота, теперь и пробок меньше и проехать можно по ровной дороге.
По кирова эти трамваи разъебали весь асфальт, на повороте на ак. павлова каждый год одно и тоже - бугры асфальта из-за этих трамваев.
Трамвай - это концентрированное зло. Лучше пусть все его пассажиры на 2 колеса пересаживаются и под колеса кидаются, хоть дороги целее будут.
Как я им завидую!
Скоро избавятся!
У нас вот в Перми это бизнес.. Для некоторых.. И бюджетные деньги в ненужные трамваи продолжают вливать и вливать..
Всем глубоко плевать на Укрыну и их трамваи.

В Перми все отлично. Дождь идет 3-ю неделю.

Edited at 2015-07-15 11:12 (UTC)
Зялт свистобол, в Харькове умирает трамвай бгг, то-то по Московскому проспекту идет капитальная перекладка путей.
В центре много где убрали, чем основательно разгрузили центр. По окраинам никто трамваев не убирал и убирать не собирается, а наоборот ремонтируется и обновляется.

ЗЫ Зялту похоже за обсирание Гепы денег занесли.
Опять русские вмешиваются в дела независимого государства, которое уже давным давно разорвало с ними военно-техническое сотрудничество. В результате чего украинское машиностроение рухнуло на 70%.
После чего харьковские заводы остались без заказов, а бюджет Харькова без налогов.
РФ логично начало переносить производство вагонов, локомотивов, рельс, труб на территорию РФ.
А в ЕС украинские вагоны и трубы оказались "почему-то" не нужны.

Кто виноват в том, что моторы для российских вертолетов больше не делает Мотор Сич? Порошенко или Кернес?

Edited at 2015-07-15 11:16 (UTC)
ты долбоёб?
Бюджет Харьковской области перевыполняется на 30%.
свои мечты про падение чего-то там из-за руцкагомира затусуй себе в очко!
Илья, приезжай в Харьков! Прогуляем по городу, напишешь в какой жопе город из-за уголовника Гепы (Кернеса)
Порошенко разорвал военно-техническое сотрудничество с РФ, а виноват Кернес.

Вся Украина дружно рубила сук сотрудничества с РФ, а когда он сломался, виноват оказался Кернес.
Да это так не только в одном Харькове, но и повсюду на постсоветском пространстве. Во многих городах или уже отказались от трамвая, или сократили количество маршрутов. Трамвай - это слишком сложно по нынешним временам. Надо трамвайные пути ремонтировать - рельсы, шпалы, - надо электросети содержать, а муниципалитеты этого не могут, надо депо содержать и новые трамваи покупать. И совсем другое дело - автобусы: можно всё "спихнуть" на частника, а тот сам пусть голову ломает, где автобусы и запчасти покупать.
А какое нам дело до хохловских трамваев?
Они там пусть вначале с целостностью разберутся, и между собой власть поделят.
Вот и я все недоумеваю...Какое дело Варламову до украинских трамвайных дел мастеров??? Все лучше с кацапскими проблемами разобраться
Пока в Харькове Добкин с Кернесом сидят, нихера Харькову не светит.

Edited at 2015-07-15 11:18 (UTC)
Если бы такое только в Харькове было, в Запорожье все тоже печально
Трамваи это абсолютный архаизм.
Современные автобусы лучше по всем статьям.
Только трамвай? Там кроме скачущих реднеков скоро нихрена не останется.
"По словам очевидцев, с 25 сентября 2014 по 5 марта 2015 в Харькове 29 раз сходили с рельсов трамваи в разных частях города."

Это большое приуменьшение. Судя по сообщениям из паблика https://vk.com/h_kharkov дрифтуют трамваи чуть ли ни каждый день.
Недавно пришлось прокатиться. Было страшновато. Заходишь в вагон как будто попадаешь в прошлое лет на 50.
А точно ли городу станет хуже без трамвая? Есть какие-то сравнительные исследования: трамвай против троллейбуса в разрезе стоимости закупки, совокупной стоимости владения, стоимости перевозки на одного пассажира, комфортности для города и т.д.?
история харьк-го трамвая близится к своему печальному
Всё естественно:
после Революции и подписания Ассоциации страна начнет богатеть и будут куплены новые трамваи и троллейбусы
недавно был там, кажется, возле Южного вокзала видел дэпо трамвайное(или то стоянка, что там у них) , состояние трамваев и впрямь ужасное

Edited at 2015-07-15 12:11 (UTC)
да там и с троллейбусом не лучше.
у меня отчим работал там водилой троллейбуса еще в далеких 90х-00х. Уже тогда весь ПС был разбит к чертям, кроме т.н. "своих" машин, за которыми определенный водитель был постоянно закреплен. такие еще хоть как-то держались на плаву. все остальное было убито донельзя - половина приборов просто отсутствовала.. лампочки там всякие, переключатели не первой необходимости. на приборной панели прям так дыры и зияли на месте приборов. банально нечем было заменить.

в Харькове вообще все печально уже очень давно. на окраинах такое ощущение, что бомбежки были.. асфальт разворочен, кучи мусора.
когда-то там было 2+ млн населения. сейчас, по-моему, дай бог если половина осталась.
Троллейбус - фиг с ним, это транспорт который удачно совмещает недостатки трамвая и автобуса. А на основе харьковского трамвая можно было бы организовать скоростной внепробочный транспорт.
← назад