Здесь будет чисто и удобно?



Вы знаете, невозможно с нуля построить хороший город. Можно пригласить лучших архитекторов, потратить миллиарды, а всё равно будет не то. Потому что город – это не только набор красивых зданий, общественных пространств и удобной сети дорог. Город – это еще и история. А историю в чистом поле не построишь ни за какие деньги. В любом городе с веками наслаиваются друг на друга градостроительные ошибки и успехи разных поколений, архитектурные стили, отпечатки культур и обычаев разных народов. Город можно читать как учебник истории. Экономические кризисы, войны, революции – всё оставляет свой след. Из таких следов и формируется неповторимая атмосфера, если хотите, душа каждого города.

Сегодня хочу привлечь ваше внимание к тому, что происходит со станцией метро "Пражская" в Москве.



01. Но сначала немного истории. К Олимпиаде 80-го года в Москве открыли новый терминал аэропорта Шереметьево.


02. Я думаю, многие помнят его. В том числе и по удивительному потолку, состоявшему из колец бронзово-коричневого цвета. «Бронзовые» кольца на протяжении четверти века были визитной карточкой Международного аэропорта Шереметьево.


03. В 2006-м году, во время ремонта, знаменитый потолок в аэропорту Шереметьево-2 демонтировали. Всего демонтировали более 250 000 колец, а на их место установили какие-то невнятные китайские панели. Более 16 тонн уникального потолочного покрытия (при этом вес одного кольца, выполненного из сверхлегкого сплава, не превышает 50 граммов) отправились на свалку.


В 1985-м году в Москве построили станцию "Пражская". Строили ее советско-чехословацким коллективом архитекторов. Станция была украшена скульптурными композициями и рельефами и памятной доской, посвященными советско-чехословацкой дружбе. Аналогичную станцию построили в пражском метро. Станция и переходы были облицованы керамической плиткой. Плитка также использована в оформлении фасадов вестибюлей. Она же украшает многие станции метро Праги. Станция "Пражская" вместе с переходами, включая вестибюли и лестничные марши, представляла собой единый архитектурный ансамбль, который служил своего рода подземной доминантой района.


05. Сейчас в Москве ремонтируют все переходы. Под программу ремонта попала и "Пражская". Здесь надо отметить, что состояние переходов было неважное. Многие годы там велась торговля, все была запачкано, выглядело мрачно и непривлекательно.


06. Плитка.


07. Вход в метро.


08. Вместо того, чтобы почистить и отреставрировать станцию, в Дептрансе решили все снять и выкинуть.


09. Вот так вот, перфоратором обдирают плитку. Обратите внимание, как качественно она была положена.


10. Поговорил с Дептрансом. Говорят, что в переходе плитку сохранить никак не получается.


11. Отреставрировать нынешнюю невозможно, а новую такую заказать негде. Я не очень верю, что в России невозможно произвести керамическую плитку такого цвета. Понятное дело, что если прийти на строительный рынок, то такой плитки там не будет. Думаю, если бы Дептранс объявил тендер, нашлись бы компании, которые сделали бы такую плитку.


12. Но искать не стали и всё решили просто демонтировать.


13. В Дептрансе уверяют, что весь интерьер вестибюлей на "Пражской" будет полностью сохранен. Демонтируют плитку только в переходах.


14. То есть, пошли по самому простому варианту. Вместо того, чтобы сделать что-то для сохранения истории и уникального архитектурного ансамбля, сняли все перфоратором и заменили на серый керамогранит.


16.


17. Отдельные плитки сохранили, чтобы использовать для ремонта станции в будущем.


18.


19.


20.


21.


22. Плитку меняют на серый керамогранит. Ну могли бы хоть не на серый менять, хоть бы цвет подобрали, чтобы не так погано смотрелось. Но нет.


23. Чистенько, как в офисе.


24. На станции, к счастью, ничего не трогают.


25.


26. История грустная и очень показательная для Москвы. Чиновники не понимают, почему ценен не отдельный элемент, а весь архитектурный ансамбль. Почему нельзя снести и построить заново, только лучше. Не получается лучше.


Грустна эта история еще и оттого, что большинство пассажиров, скорее всего, изменениям обрадуются и Дептранс поддержат. Вместо "унылого мрачного старья" сделают чистенькие панели, как в офисе. "Здесь будет чисто и удобно!" – радует москвичей Дептранс. И действительно, будет чисто и удобно.

Мы совершенно разучились ценить, что имеем. За последние несколько десятилетий Москва утратила десятки памятников архитектуры. Город лишился не только отдельный зданий, он лишился площадей, улиц, целых кварталов. И каждый раз кажется, что вот этот дом – старый и некрасивый, его же можно снести. А вот эта брусчатка на улице шумная, и по ней неудобно ездить – давайте ее в асфальт закатаем. А площади перед вокзалом вообще пустуют, давайте там торговые центры поставим. А потом лет 20 проходит, и понимаем, что с Москвой что-то не то происходит. Чисто, удобно, но все равно что-то не то. И думаешь, как приятно по Будапешту, Праге или Лондону гулять.


28. Станция "Пражская" – это часть истории Москвы. И такие мелочи, как вестибюль станции, переход и даже керамическая плитка эту историю рассказывают. Убрали плитку – вырвали страницу. От одной страницы, конечно, книга не обеднеет, скажете вы. Только страниц этих очень мало осталось.


Любите Москву. Не проходите мимо.

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 148
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Я жил в 300 метрах от Пражской, станция выросла на моих глазах, мы долго ее ждали. Это действительно было архитектурное сооружение со своим стилем, настоящий ансамбль. Приурочено было, кстати, к совместному космическому полету чехословацкого и советского космонавтов, и там на улице стоит им памятник. Плитка на станции шумопоглощающая, и мы сразу ощутили что на станции тише, чем на других.
Я очень любил свою станцию.
К Олимпиаде 80-го года в Москве открыли новый терминал аэропорта Шереметьево.

Видно влияние Баухауз.

Edited at 2015-07-13 11:11 (UTC)
И так во всех городах, в провинции еще хуже, там этого наследия гораздо меньше, и уничтожают его еще более яросно, потому что в голове опилки у людей, их интересует только "мёд".
А что случилось с пражской станцией? Как она сейчас выглядит?


Жаль конечно, но не удивляет, история стоит дорого, никто не поймет таких трат.
какая история? история это какая ни будь Шотландская улица на которой дома стоят тысячу лет, а эта советская дрянь которой 30 лет и она вся сгнила, какая это история?
В Новогиреево полгода назад закрыли на ремонт два лестничных спуска в подземный переход и ко входу на одноименную станцию метро соответственно. Так вот, полгода прошло, а воз и ныне там. Повесили плакатик, что здесь скоро все будет чисто и удобно, на этом все дело и закончилось. Неплохо бы и здесь поинтересоваться у Дептранса, когда эта вакханалия закончится и все вернут на место.
Чисто может и будет, на счет удобно - сомневаюсь. Илюшенька, в Брянск-то когда свою кучеряву головушку привезешь ?
Ситуация показательна. Поколение созидателей-творцов уходит, а на его месте дикое комбо из воров-патриотов, которые жаждут жить в православно-коммунистическом миллитаризированном обществе. И архитектура у них под стать. Можно отстоять несколько памятников архитектуры, но ситуация не изменится. Дикари будут продолжать забивать гвозди микроскопом.

Edited at 2015-07-13 11:37 (UTC)
Будапешт
Это конечно уроды.

Но спарведливости ради, например тут много Будапешта в последних постах. Кто знает?.. Туристу нравитса, а каком-то местному Ильях Варламужу ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО тоже не нарвитса, как "реорганизовали" и "отремонтировали" прошлое. Реально.
Фонарики, гранитик, плитка, заборчик... А кто знает чо было раньше на тех улицах? Вполне вероятно ИНАЧЕ.

Ну а Москву надо беречь, от СОБЯНЩИНЫ, ЛУЖКОВЩИНЫ и пр. сомнений нет. Только как?.. Черт побери придурков!

Edited at 2015-07-13 11:44 (UTC)
в Петербурге, к станции метро Ломоносовская были две дорожки из брусчатки. Они существовали много лет и все ходили по ним, как по обычным дорожкам, но однажды, кто-то решил их "обновить". Всю брусчатку вывезли, а всё то, что там делали и переделывали последние 15 лет - каждую весну превращается в болото.
На месте Петербурга вообще-то были болота.
Поэтому все возвращается к своему началу. Значит чиновники для вас же и стараются.
Историю знать надо! Вам не угодишь!
Пора объявлять тендер на памятную стелу "На этом месте стоял великий город Москва".

лПлитка на Пражке ничего особенного из себя не представляет.
У меня в ванной плитке 20 лет, но это не делает ее особенной. Как будет бабло - снесу под ноль и сделаю новую.


Я готов понять уникальность и красоту той же Маяковки, Тверской. Ближе к окраине - Сходненская, Щукинская.
В то же время в метро дофига унылых станций, которые не грех переделать.
На моей ветке, например, это Полежаевская.


Имхо, с Пражской все правильно сделали.

Очень сомнительное утверждение. Действительно, есть станции, отделанные дешёвой и примитивной кафельной плиткой, типа той, что в советских санузлах использовалась. В основном это «сороконожки» 60-х. Но на Пражской была уникальная плитка, которой нигде больше в Москве не было и нет. Я её очень любил. И она находилась в хорошем состоянии, её нужно было просто отмыть. На фото 7 отлично видно, что никакой полной замены не требовалось.
Илья, Пражская - конечно символизирует братство Российского и Чехославацкого народов, только вот она при этом была самой мрачной, отвратительной и дикой станцией метро в Москве. Однако, провести работу по равноценной замене этого символа, конечно, стоило. А еще станция московская в пражском метро 25 лет как уже не московская.

Edited at 2015-07-13 11:49 (UTC)
Советскую гадость надо демонтировать и выкинуть на помойку, никакой культурной ценности она не имеет
Вам, наверное, и яркие цветные детские площадки тоже нравятся? Скажите, вы правда хотите, чтобы весь мир был похож на детский утренник?
Кстати говоря, в Праге бывшую станцию "Московская" (ныне "Андел") тоже "отремонтировали" в 1990-е годы. В итоге в неизвестном направлении пропало огромное панно про чехословацко-советскую дружбу из ценных пород камня. Кажется, его так и не нашли.

Edited at 2015-07-13 11:54 (UTC)
Илья, когда в следующий раз будете в Уфе, а вы там будете, занляните пожалуйста в Стерлитамак
Это всего 1,5 часа езды по прямой ровной дороге
у чехов какая-то фиксация на экскрементах
то книжку напишут кто как какает
то станцию какой-то каловой плиткой обложат
Если так дорожишь плиткой, продавай её у себя в Лавке
Если строители работают в тапочках, то не стоит ждать качества, всё делается на отьебись.
Да, новая плитка сильно лучше. Не надо опускать Москву до такого убогого уровня, что сохранение двухцветной плитки - это оказывается история, которую надо сохранять. А то что все эти станции-сороконожки выглядят убого - это факт. стыдно на них смотреть
Москва - это классический пример многочисленных градостроительныx ошибок.
...И распилов бабла. Уверен, что именно за объемы эти пидорасы демонтировали плитку, а не потому что некрасиво.

Ублюдки, тупо просирают бюджетное бабло. Москва пухнет от денег, уже не знают, на что их потратить. Что ужасного было в этом переходе на фоне сотен переходов в российских городах?
а вроде как есть архитектурная комиссия, главный архитектор, всё через них должно проходить. его и комиссию назначает мэр. раз они не справляются со своей работой, пора наверно неравнодушным собраться на тверской, заявить о себе. возможно, сжечь парочку членов пжив для более конструктивной беседы
Главный архитектор подчиняется напрямую департаменту строительства г. Москвы - что строители ему скажут, то и будет.
← назад