July 13, 2015

Здесь будет чисто и удобно?

Вы знаете, невозможно с нуля построить хороший город. Можно пригласить лучших архитекторов, потратить миллиарды, а всё равно будет не то. Потому что город – это не только набор красивых зданий, общественных пространств и удобной сети дорог. Город – это еще и история. А историю в чистом поле не построишь ни за какие деньги. В любом городе с веками наслаиваются друг на друга градостроительные ошибки и успехи разных поколений, архитектурные стили, отпечатки культур и обычаев разных народов. Город можно читать как учебник истории. Экономические кризисы, войны, революции – всё оставляет свой след. Из таких следов и формируется неповторимая атмосфера, если хотите, душа каждого города.

Сегодня хочу привлечь ваше внимание к тому, что происходит со станцией метро "Пражская" в Москве.

01. Но сначала немного истории. К Олимпиаде 80-го года в Москве открыли новый терминал аэропорта Шереметьево.

02. Я думаю, многие помнят его. В том числе и по удивительному потолку, состоявшему из колец бронзово-коричневого цвета. «Бронзовые» кольца на протяжении четверти века были визитной карточкой Международного аэропорта Шереметьево.

03. В 2006-м году, во время ремонта, знаменитый потолок в аэропорту Шереметьево-2 демонтировали. Всего демонтировали более 250 000 колец, а на их место установили какие-то невнятные китайские панели. Более 16 тонн уникального потолочного покрытия (при этом вес одного кольца, выполненного из сверхлегкого сплава, не превышает 50 граммов) отправились на свалку.

В 1985-м году в Москве построили станцию "Пражская". Строили ее советско-чехословацким коллективом архитекторов. Станция была украшена скульптурными композициями и рельефами и памятной доской, посвященными советско-чехословацкой дружбе. Аналогичную станцию построили в пражском метро. Станция и переходы были облицованы керамической плиткой. Плитка также использована в оформлении фасадов вестибюлей. Она же украшает многие станции метро Праги. Станция "Пражская" вместе с переходами, включая вестибюли и лестничные марши, представляла собой единый архитектурный ансамбль, который служил своего рода подземной доминантой района.

05. Сейчас в Москве ремонтируют все переходы. Под программу ремонта попала и "Пражская". Здесь надо отметить, что состояние переходов было неважное. Многие годы там велась торговля, все была запачкано, выглядело мрачно и непривлекательно.

06. Плитка.

07. Вход в метро.

08. Вместо того, чтобы почистить и отреставрировать станцию, в Дептрансе решили все снять и выкинуть.

09. Вот так вот, перфоратором обдирают плитку. Обратите внимание, как качественно она была положена.

10. Поговорил с Дептрансом. Говорят, что в переходе плитку сохранить никак не получается.

11. Отреставрировать нынешнюю невозможно, а новую такую заказать негде. Я не очень верю, что в России невозможно произвести керамическую плитку такого цвета. Понятное дело, что если прийти на строительный рынок, то такой плитки там не будет. Думаю, если бы Дептранс объявил тендер, нашлись бы компании, которые сделали бы такую плитку.

12. Но искать не стали и всё решили просто демонтировать.

13. В Дептрансе уверяют, что весь интерьер вестибюлей на "Пражской" будет полностью сохранен. Демонтируют плитку только в переходах.

14. То есть, пошли по самому простому варианту. Вместо того, чтобы сделать что-то для сохранения истории и уникального архитектурного ансамбля, сняли все перфоратором и заменили на серый керамогранит.

16.

17. Отдельные плитки сохранили, чтобы использовать для ремонта станции в будущем.

18.

19.

20.

21.

22. Плитку меняют на серый керамогранит. Ну могли бы хоть не на серый менять, хоть бы цвет подобрали, чтобы не так погано смотрелось. Но нет.

23. Чистенько, как в офисе.

24. На станции, к счастью, ничего не трогают.

25.

26. История грустная и очень показательная для Москвы. Чиновники не понимают, почему ценен не отдельный элемент, а весь архитектурный ансамбль. Почему нельзя снести и построить заново, только лучше. Не получается лучше.

Грустна эта история еще и оттого, что большинство пассажиров, скорее всего, изменениям обрадуются и Дептранс поддержат. Вместо "унылого мрачного старья" сделают чистенькие панели, как в офисе. "Здесь будет чисто и удобно!" – радует москвичей Дептранс. И действительно, будет чисто и удобно.

Мы совершенно разучились ценить, что имеем. За последние несколько десятилетий Москва утратила десятки памятников архитектуры. Город лишился не только отдельный зданий, он лишился площадей, улиц, целых кварталов. И каждый раз кажется, что вот этот дом – старый и некрасивый, его же можно снести. А вот эта брусчатка на улице шумная, и по ней неудобно ездить – давайте ее в асфальт закатаем. А площади перед вокзалом вообще пустуют, давайте там торговые центры поставим. А потом лет 20 проходит, и понимаем, что с Москвой что-то не то происходит. Чисто, удобно, но все равно что-то не то. И думаешь, как приятно по Будапешту, Праге или Лондону гулять.

28. Станция "Пражская" – это часть истории Москвы. И такие мелочи, как вестибюль станции, переход и даже керамическая плитка эту историю рассказывают. Убрали плитку – вырвали страницу. От одной страницы, конечно, книга не обеднеет, скажете вы. Только страниц этих очень мало осталось.

Любите Москву. Не проходите мимо.