Сенная площадь в Санкт-Петербурге, нужна ваша помощь
В Петербурге собираются реконструировать Сенную площадь. Сейчас она перегружена: здесь расположена пересадка трех станций метро и большие торговые центры, пересекаются несколько автомобильных потоков, начинается Московский проспект, прямая дорога до "Пулково". Кроме того, Сенная - это исторический центр Петербурга. Безусловно, площадь надо реконструировать. В современных городах в таких случаях проводится конкурс с несколькими архитектурными концепциями, общественные слушания, в разработке участвуют эксперты. В Питере, судя по всему, все решали чиновники в своих кабинетах. Проект стоимостью 1.2 млрд рублей принят без общественного обсуждения и выглядит вот так:
У экспертов и жителей сразу возникло несколько вопросов.
- Проезжую часть на площади планируют расширить, хотя примыкающие улицы останутся неизменными. Получится эффект бутылочного горлышка. В чем смысла расширения?
- Сомнительные торговые павильоны снесут - это хорошо. На их месте останется лишь вымощенная плиткой пустота - это плохо. Почему нельзя было поставить там лавочки и сделать условия для развития малого бизнеса?
- Все наземные пешеходные переходы уберут под землю. К уже имеющемуся подземному переходу, совмещённому со входом в метро «Садовая», дополнительно собираются построить ещё несколько, причём не связанных с существующим. Таким образом, чтобы пересесть, например, с автобуса на трамвай, нужно будет дойти от остановки до дальнего подземного перехода, спуститься под землю (эскалаторы и лифты, естественно, не предусмотрены), пройти под землёй и подняться уже на трамвайной остановке. В реальности все будут просто бежать от автобусов и метро к трамваям через проезжую часть.
Обычно чиновники у нас на все вопросы любят отвечать: "вы сначала сами сделайте что-нибудь, а потом критикуйте". Сделали. Ребята из движения "Красивый Петербург". Они созвали экспертный совет, в который вошли российские и зарубежные специалисты в области транспортного планирования, архитектуры и урбанистики. Эксперты подготовили обоснованные замечания к нынешнему проекту, а также разработали альтернативную концепцию реконструкции. Петербуржцы, смотрите, как на самом деле может выглядеть Сенная площадь.
Со всеми замечаниями можно ознакомиться в этом документе. Расскажу о самых главных проблемах:
1. Не создаётся комфортное для жителей и гостей города пространство. На месте снесённых павильонов остаётся голое гранитное поле, безо всякой пешеходной инфраструктуры и объектов притяжения.
2. Не создаётся современный транспортно-пересадочный узел. Остановки наземного общественного транспорта разбросаны по всей площади, в то время как основные пассажиропотоки сосредоточены у выходов из станций метро. Для того, чтобы пересесть с одного вида транспорта на другой, нужно обходить пол-площади, причем по подземным переходам.
3. Затрудняется пешеходное движение и снижается его безопасность. Людей пытаются загнать в подземные переходы. Попытки отправить пешеходов в подземные переходы обернутся лишь тем, что для маломобильных людей перейти дорогу станет трудным испытанием, а для спешащих на трамвай будет велик соблазн перебежать площадь по поверхности, рискуя попасть под колёса. Выглядеть это будет примерно так, как на аналогичном пересадочном пункте в Братиславе.
4. Не решается проблема транспортных затруднений в районе Сенной площади. Главные пробки на Сенной возникают от сложностей проезда по Садовой улице в сторону Невского проспекта. Сколько полос ни строй на Сенной площади, по Садовой улице машины более, чем в 2 полосы всё равно не проедут.
5. Нерационально используется улица Ефимова. Там огромный пешеходный поток и множество точек притяжения. Вместо создания пешеходной инфраструктуры запланирована широкая автомобильная дорога. Она обречена превратиться в нелегальную парковку в два ряда.
6. Не учитывается историко-культурный контекст. В проекте благоустройства площади не уделяется никакого внимания перспективам Московского проспекта и переулка Гривцова, которые откроются после сноса павильонов. Более того, в нынешнем проекте на месте фонтана «Поилка» архитектора Тома-Де-Томона (это памятник архитектуры) пролегает проезжая часть: памятник просто по-тихому снесут.
7. Исторически площадь была торговой. В нынешнем проекте все павильоны снесут, но при этом не предложат малому бизнесу никакой альтернативы. В результате через месяц на Сенной опять появятся нелегальные палатки и торговцы с рук.
Эксперты подготовили альтернативную концепцию реконструкции Сенной площади. Они учли все аспекты: транспортный, торговый, историко-культурный. В основе разработки лежат результаты научного анализа, транспортного моделирования и экспертных консультаций. Напомню, сейчас площадь выглядит так.
Фото Антона Ваганова
Предложение экспертного совета:
Концепция предполагает создание на площади нескольких зон: для автомобилей, общественного транспорта и пешеходов. Что получат люди?
- Единый пересадочный комплекс, объединяющий все маршруты и все виды наземного транспорта. Не нужно бегать по площади в поисках нужной остановки, пересадка получается намного более удобная и быстрая. Кроме того, проход от метро к комплексу не пересекают автомобильные потоки, а из других точек площади к нему можно пройти максимум через два наземных перехода
- Пассажиры высаживаются на приподнятый и обособленный от проезжей части островок безопасности. Кроме того, посадочные платформы оборудованы пандусами
- Машины не будут иметь возможность заезжать в зону общественного транспорта, а маршрутки не смогут там парковаться и подолгу стоять. Проходимость площади увеличится.
- Запланированная выделенная полоса для автобусов позволит им не стоять в общей пробке и перевозить больше пассажиров
- Возможности для малого бизнеса: часть пространства отведена для общественно-торговых зон, летних кафе, проведения сезонных ярмарок
- Предусмотрено озеленение площади, установка лавочек, урн, фонарей, навигационных стендов
Более подробно изучить концепцию можно здесь.
Для того, чтобы наглядно доказать эффективность предложенной схемы дорожного движения, эксперты создали транспортную модель площади и проверили ее работоспособность с помощью мультимодальной микросимуляции реальных пиковых потоков:
Ребята из "Красивого Петербурга" разослали заключение экспертов во все ответственные ведомства, но ответа так и не получили. Сейчас очень важно отбить вредный для города проект и направить его в конструктивное русло.
Немного о формальной стороне проекта. 8 сентября завершился прием заявок на конкурс по проведению реконструкции по нынешнему проекту. Процедура проведения госзакупок стоимостью более 1 млрд рублей подразумевает обязательные общественные слушания, однако жители ничего о слушаниях не знали, на первом этапе присутствовали 10 человек, все – представители заинтересованных в проекте организаций. Конечно, они никакие возражения не высказывали.
Второй этап слушаний выглядел так: людям дали возможность писать премодерируемые вопросы на сайте ГосЗакупок. Горожане прислали свои вопросы, на которые получили от Санкт-Петербургского ГКУ «Дирекция транспортного строительства» формальные отписки. Кроме того, Дирекция честно призналась, что «моделирование и симуляция транспортных потоков для различных вариантов организации автомобильного движения не проводилось». То есть все решения принимались исключительно на глаз, по субъективной оценке сотрудников проектирующей организации.
Пока мнение горожан слушать не хотят. На вопросы СМИ прокомментировать сложившуюся ситуацию с реконструкцией Сенной площади вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян назвал проект "достаточно качественным" и сообщил, что "дополнительных общественных обсуждений проводить не планируется".
Совсем недавно Полтавченко заявил: «чтобы сохранить то, что нам досталось от предков, нужно сделать большую часть центра пешеходной». Нынешний проект реконструкции совсем не учитывает нужды пешеходов. Давайте поможем Полтавченко узнать правду о будущем Сенной и напишем ему через электронную приемную вежливое и аргументированное обращение, почему градоначальнику стоит поддержать позицию жителей и рекомендовать уполномоченным ведомствам отправить текущий сомнительный проект реконструкции Сенной площади на дополнительные обсуждения и переработку. Свои письма присылайте сюда.
Кроме того, сегодня, 10 сентября, с 18.00 перед вестибюлем метро "Спасская" ребята из "Красивого Петербурга" будут собирать подписи под обращением к администрации города, а также раздавать информационные листовки о минусах нынешнего проекта и его альтернативах. Им нужны волонтеры. Если вы готовы помочь, пишите.
Если вы живете в Санкт-Петербурге или просто любите этот город, помогите распространить пост.