Сенная площадь в Санкт-Петербурге, нужна ваша помощь

В Петербурге собираются реконструировать Сенную площадь. Сейчас она перегружена: здесь расположена пересадка трех станций метро и большие торговые центры, пересекаются несколько автомобильных потоков, начинается Московский проспект, прямая дорога до "Пулково". Кроме того, Сенная - это исторический центр Петербурга. Безусловно, площадь надо реконструировать. В современных городах в таких случаях проводится конкурс с несколькими архитектурными концепциями, общественные слушания, в разработке участвуют эксперты. В Питере, судя по всему, все решали чиновники в своих кабинетах. Проект стоимостью 1.2 млрд рублей принят без общественного обсуждения и выглядит вот так:



У экспертов и жителей сразу возникло несколько вопросов.
- Проезжую часть на площади планируют расширить, хотя примыкающие улицы останутся неизменными. Получится эффект бутылочного горлышка. В чем смысла расширения?
- Сомнительные торговые павильоны снесут - это хорошо. На их месте останется лишь вымощенная плиткой пустота - это плохо. Почему нельзя было поставить там лавочки и сделать условия для развития малого бизнеса?
- Все наземные пешеходные переходы уберут под землю. К уже имеющемуся подземному переходу, совмещённому со входом в метро «Садовая», дополнительно собираются построить ещё несколько, причём не связанных с существующим. Таким образом, чтобы пересесть, например, с автобуса на трамвай, нужно будет дойти от остановки до дальнего подземного перехода, спуститься под землю (эскалаторы и лифты, естественно, не предусмотрены), пройти под землёй и подняться уже на трамвайной остановке. В реальности все будут просто бежать от автобусов и метро к трамваям через проезжую часть.

Обычно чиновники у нас на все вопросы любят отвечать: "вы сначала сами сделайте что-нибудь, а потом критикуйте". Сделали. Ребята из движения "Красивый Петербург". Они созвали экспертный совет, в который вошли российские и зарубежные специалисты в области транспортного планирования, архитектуры и урбанистики. Эксперты подготовили обоснованные замечания к нынешнему проекту, а также разработали альтернативную концепцию реконструкции. Петербуржцы, смотрите, как на самом деле может выглядеть Сенная площадь.



Со всеми замечаниями можно ознакомиться в этом документе. Расскажу о самых главных проблемах:

1. Не создаётся комфортное для жителей и гостей города пространство. На месте снесённых павильонов остаётся голое гранитное поле, безо всякой пешеходной инфраструктуры и объектов притяжения.

2. Не создаётся современный транспортно-пересадочный узел. Остановки наземного общественного транспорта разбросаны по всей площади, в то время как основные пассажиропотоки сосредоточены у выходов из станций метро. Для того, чтобы пересесть с одного вида транспорта на другой, нужно обходить пол-площади, причем по подземным переходам.

3. Затрудняется пешеходное движение и снижается его безопасность. Людей пытаются загнать в подземные переходы. Попытки отправить пешеходов в подземные переходы обернутся лишь тем, что для маломобильных людей перейти дорогу станет трудным испытанием, а для спешащих на трамвай будет велик соблазн перебежать площадь по поверхности, рискуя попасть под колёса. Выглядеть это будет примерно так, как на аналогичном пересадочном пункте в Братиславе.

4. Не решается проблема транспортных затруднений в районе Сенной площади. Главные пробки на Сенной возникают от сложностей проезда по Садовой улице в сторону Невского проспекта. Сколько полос ни строй на Сенной площади, по Садовой улице машины более, чем в 2 полосы всё равно не проедут.

5. Нерационально используется улица Ефимова. Там огромный пешеходный поток и множество точек притяжения. Вместо создания пешеходной инфраструктуры запланирована широкая автомобильная дорога. Она обречена превратиться в нелегальную парковку в два ряда.

6. Не учитывается историко-культурный контекст. В проекте благоустройства площади не уделяется никакого внимания перспективам Московского проспекта и переулка Гривцова, которые откроются после сноса павильонов. Более того, в нынешнем проекте на месте фонтана «Поилка» архитектора Тома-Де-Томона (это памятник архитектуры) пролегает проезжая часть: памятник просто по-тихому снесут.

7. Исторически площадь была торговой. В нынешнем проекте все павильоны снесут, но при этом не предложат малому бизнесу никакой альтернативы. В результате через месяц на Сенной опять появятся нелегальные палатки и торговцы с рук.

Эксперты подготовили альтернативную концепцию реконструкции Сенной площади. Они учли все аспекты: транспортный, торговый, историко-культурный. В основе разработки лежат результаты научного анализа, транспортного моделирования и экспертных консультаций. Напомню, сейчас площадь выглядит так.


Фото Антона Ваганова

Предложение экспертного совета:



Концепция предполагает создание на площади нескольких зон: для автомобилей, общественного транспорта и пешеходов. Что получат люди?

- Единый пересадочный комплекс, объединяющий все маршруты и все виды наземного транспорта. Не нужно бегать по площади в поисках нужной остановки, пересадка получается намного более удобная и быстрая. Кроме того, проход от метро к комплексу не пересекают автомобильные потоки, а из других точек площади к нему можно пройти максимум через два наземных перехода
- Пассажиры высаживаются на приподнятый и обособленный от проезжей части островок безопасности. Кроме того, посадочные платформы оборудованы пандусами
- Машины не будут иметь возможность заезжать в зону общественного транспорта, а маршрутки не смогут там парковаться и подолгу стоять. Проходимость площади увеличится.



- Запланированная выделенная полоса для автобусов позволит им не стоять в общей пробке и перевозить больше пассажиров
- Возможности для малого бизнеса: часть пространства отведена для общественно-торговых зон, летних кафе, проведения сезонных ярмарок
- Предусмотрено озеленение площади, установка лавочек, урн, фонарей, навигационных стендов

Более подробно изучить концепцию можно здесь.

Для того, чтобы наглядно доказать эффективность предложенной схемы дорожного движения, эксперты создали транспортную модель площади и проверили ее работоспособность с помощью мультимодальной микросимуляции реальных пиковых потоков:



Ребята из "Красивого Петербурга" разослали заключение экспертов во все ответственные ведомства, но ответа так и не получили. Сейчас очень важно отбить вредный для города проект и направить его в конструктивное русло.

Немного о формальной стороне проекта. 8 сентября завершился прием заявок на конкурс по проведению реконструкции по нынешнему проекту. Процедура проведения госзакупок стоимостью более 1 млрд рублей подразумевает обязательные общественные слушания, однако жители ничего о слушаниях не знали, на первом этапе присутствовали 10 человек, все – представители заинтересованных в проекте организаций. Конечно, они никакие возражения не высказывали.

Второй этап слушаний выглядел так: людям дали возможность писать премодерируемые вопросы на сайте ГосЗакупок. Горожане прислали свои вопросы, на которые получили от Санкт-Петербургского ГКУ «Дирекция транспортного строительства» формальные отписки. Кроме того, Дирекция честно призналась, что «моделирование и симуляция транспортных потоков для различных вариантов организации автомобильного движения не проводилось». То есть все решения принимались исключительно на глаз, по субъективной оценке сотрудников проектирующей организации.

Пока мнение горожан слушать не хотят. На вопросы СМИ прокомментировать сложившуюся ситуацию с реконструкцией Сенной площади вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян назвал проект "достаточно качественным" и сообщил, что "дополнительных общественных обсуждений проводить не планируется".

Совсем недавно Полтавченко заявил: «чтобы сохранить то, что нам досталось от предков, нужно сделать большую часть центра пешеходной». Нынешний проект реконструкции совсем не учитывает нужды пешеходов. Давайте поможем Полтавченко узнать правду о будущем Сенной и напишем ему через электронную приемную вежливое и аргументированное обращение, почему градоначальнику стоит поддержать позицию жителей и рекомендовать уполномоченным ведомствам отправить текущий сомнительный проект реконструкции Сенной площади на дополнительные обсуждения и переработку. Свои письма присылайте сюда.

Кроме того, сегодня, 10 сентября, с 18.00 перед вестибюлем метро "Спасская" ребята из "Красивого Петербурга" будут собирать подписи под обращением к администрации города, а также раздавать информационные листовки о минусах нынешнего проекта и его альтернативах. Им нужны волонтеры. Если вы готовы помочь, пишите.

Если вы живете в Санкт-Петербурге или просто любите этот город, помогите распространить пост.


promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 148
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Движение автобусов по трамвайной выделенке - обычное дело для европейских городов но фантастика для Москвы. У нас пока что делают и выделенку, и обособленные пути параллельно.
Реконструировать ее давно пора, но не так же, е-мое...

>>В реальности все будут просто бежать от автобусов и метро к трамваям через проезжую часть.

Я бы не советовал бегать через проезжую часть Садовой и Московского, даже если очень торопишься... Но ведь будут...

P.S. А павильоны давно пора снести. Мало что ли других мест для них...

Edited at 2014-09-10 12:09 (UTC)
Илья, скажу вам, как человек, который прожил рядом с площадью несколько лет. Всё не так однозначно.

"Сомнительные торговые павильоны снесут - это хорошо. На их месте останется лишь вымощенная плиткой пустота - это плохо. Почему нельзя было поставить там лавочки и сделать условия для развития малого бизнеса?"

Если вы были на Сенной, то могли заметить, что это место притяжения сброда со всей округи. Бомжи, бродяги, алкаши, гастарбайтеры. Они там тусуются, так сказать. Лавочки - это места обитания данных товарищей. Если вы поставите больше лавочек, то будет больше бомжей. Отдыхать там, на площади, невозможно. Это очень большой трафик пешеходов, которые идут на работу, с работы, в торговый центр, на Сенной рынок или ещё куда-то. Поток этот оттуда не убрать, он естественный. Бомжей тоже скорее всего не убрать. Каким образом вы среди них предлагаете сделать зону притяжения? Там более глубокие проблемы и причины...

Летний сад возражает против вашей точки зрения всем своим видом, вам не кажется? Вы помните его десять лет назад?
Красивая картинка...только картинка.
Вопрос, в какое время суток на Сенной такое количество народу и машин? 3-4 часа ночи?
АААА, уже хочу, как же достала эта садовая в своем нынешнем виде. Куча лотков с очками, хурмой и паленой косметикой. Куча "выходцев из кавказа и других южных регионов СНГ", куча попрошаек, куча бомжей, ни одного полицейского. Работают только эвакуаторы на 146%, убирают мудаков под знаком запрещающей остановку и парковку... Маршрутки стоят на остановках не дают подъехать автобусам, маршруточники ставят конусы на парковочных местах для своих "коллег", начинаешь убирать, выбегает вся семья с кулаками... Шавермы, шавермы, шавермы.... Не центр а магнит всего говна со всего города!!! Переходы зассанны, облеванны и забиты детьми наркоманами.... Кошмааар!!!! Культурная столица, тьфу...

Edited at 2014-09-10 12:20 (UTC)
В топку движение Красивый Петербург!

Глупые клоуны неудачники только повредят городу. От этих предложений пол города в пробке встанет.
Хочется пожелать экспертному совету больше зелени.
Кто знает, с какой проектной конторой придётся бороться?
"Городские Проекты", отстаньте хотя бы от Питера, пожалуйста! Он прекрасен и не не нуждается в том, чтобы вы пиарились на нём. Не лезьте в чужой монастырь. Развлекайтесь в Москве. Питер не позволит вам тянуть сюда свои кривые архитектурные и градостроительные идеи.

Edited at 2014-09-10 20:20 (UTC)
(SPAM)
А с чего это вдруг украинский сайт озаботился реконструкцией в российском городе? Вроде в своей стране дел немало - надо восстанавливать разрушенные поселения Донбасса и Луганщины. Конечно, колотить клавиши в инете значительно легче, чем строить в реале!:-D
Первый проект лучше. У второго ряд проблем.

1. Как автомобилист и почетный пешеход я полагаю, что многочисленные наземные пешеходные переходы на 2-м плане - источник пробок. Смешно слышать рассуждения о "бутылочных горлышках" улиц ведущих на площадь от людей своими руками направляющих толпу пешеходов на проезжую часть. Запутанные, пересекающиеся транспортные потоки также будут причиной пробок.

2. Как сотруднику организации занимающейся историко-архитектурными экспертизами и изучившего досконально немало планов и нереализованных проектов Старого Петербурга, мне план номер 2 также категорически не нравится с эстетической точки зрения.
Ассиметричность второго проекта, совершенно не характерна для Петербурга 18-19 веков, но обыденна для нынешних времен. Пример - безумные, путанные транспортные развязки в районе Лахты - улицы Савушкина.
Авторы указывают, что в 1 проекте "не учитывается историко-культурный контекст." Звучит красиво, но по существу - пустые слова. Во втором проекте учета оного контекста не больше.

3. Сушим безобразием представляется желание авторов 2 проекта вернуть ларьки. Это, знаете-ли господа, уже за пределами разумного, вы бы еще малый бизнес на Дворцовой площади предложили развивать.

Спасибо "Красивому Петербургу" за его труд на благо города, но этот конкретный проект - неудачный.
Если вы действительно интересуетесь нашим проектом, настоятельно советую вам прочитать ПЗ (ссылку дал Варламов), возможно, некоторые ваши претензии покажутся вам необоснованными.
Не понял только, а как заезжать в паркинг ТЦ Сенной и будущий паркинг ТЦ Пик, там еще и два бизнес-центра на Ефимова. Разве что со стороны Фонтанки? Это по поводу проекта Красивый Петербург.
Красивые картинки и здравое предложение!

Не понял только с трамваем. В Питере ходят трамваи, у которых двери открываются с левой стороны?
Да, как раз по Садовой улице и ещё в нескольких местах ходят трамваи с дверьми на обе стороны и с двумя кабинами.
И закупить ради одной остановки трамваи с дверьми слева? :) Или они будут хитро менять путь перед/после остановки с платформой в центре? ;)
Ах да, насчет выделенной полосы в проекте Красивый Петербург, когда автобусы и трамваи будут пытаться выехать на Садовую, в сторону Невского они неизменно упрутся в пробку из автобилей, так как Гороховая и Мучной переулок здорово тормозят поток, да и вся Садовая постоянно стоит аж от Михайловского сада.
Мы вычислили слабое место на перекрёстке Садовой и Гороховой улиц - там неудачно организованы светофорные фазы (почитать можно здесь: https://vk.com/doc-38228859_321818061) . Наша концепция предусматривает синхронизацию светофорных объектов на прилегающих улицах.
Дело конечно хорошее, но… Эти "эксперты" хоть раз в жизни видели старый разваливающийся Питерский трамвай? Или они считают что у них как у вагонов метро двери с обеих сторон? Почему в этом "продуманном_плане" высадка из трамвая происходит из окон? Или высаживают пассажиров прямо под колеса автобусов?
Уже сегодня на данном маршруте ходят современные белорусские "двухголовые" трамваи.