December 13, 2013

Не ругайте фотографа

Сегодня я бы хотел поговорить о работе журналистов на митингах. Точнее поговорим про фотографов, так как они мне ближе по роду деятельности. Работа у фотожурналиста неблагодарная. С одной стороны тебя недолюбливают полицейские, им не нравится, что ты их снимаешь. С другой стороны, тебя недолюбливают политические активисты. Тут вообще происходит какая-то странная штука. После разгона митинга шестого мая в Москве фотографов обвинили в том, что они якобы наснимали демонстрантов, и власть их потом смогла посадить. Это вообще бред. Во-первых, если ты идешь на митинг, чтобы драться с полицией и не хочешь, чтобы тебя засняли - закрывай лицо. Во-вторых, у полиции в толпе работают десятки своих операторов, на каждом столбе висят грозди камер наблюдения и идентифицировать нужного человека можно и без фотографов. Но все равно, фотографов не любят и часто можно услышать даже призывы разбивать камеры.

Зачем же нужены фотографы тогда? Фотографы и журналисты - это что-то вроде арбитра на футбольном поле. Они стараются зафиксировать реальную картину происходящего, чтобы потом ее показать всему миру. Считается, что некоторые фотографии вообще останавливали войны и меняли мир. Вам наверняка знакомы кадры, по которым мы сейчас можем судить об ужасах войны или голода.

Я не знаю, может ли фотография сегодня остановить войну, но помочь показать реальную картинку может. Вот задерживают Навального по беспределу, и все потом знают, что задержали его незаконно. Врать и фальсифицировать в таких историях очень сложно. Не будь фотографов и операторов, полиция могла бы говорить, что Навальный голый по улице бегал и стекла бил. И никто бы не смог бы доказать обратное. С фото и видео материалам пространства для маневров жуликам остается меньше.

В независимой прессе заинтересованы и власти и оппозиция, которая выходит на улицы. Вон, в Киеве, после разгона Беркутом демонстрантов около администрации президента, ко мне обратилось несколько человек, с просьбой дать фотографии, на которых видно, как их избивают. Эти фотографии нужны людям для судов, чтобы доказать свою правоту. Непонятно, как вообще бы действовала полиция, если была бы уверена, что никто не снимает их действия. Могли вообще покалечить людей или расстрелять, как раньше делали. Потом засекретили все и ничего не докажешь. А люди бы гадали, что же на самом деле было. Общество же само заинтересовано, чтобы как можно больше людей фиксировало события.

Работа у журналиста непростая. Да, фотографы ходят на митинги за деньги. Они за деньги ездят на войну, в зоны конфликтов и катастроф. Но это не баснословные деньги. Например, в Москве зарплата фотографа начинается от 30-40 тысяч, а хороший фотожурналист, работающий на международное агентство, получает немногим больше 100 000 рублей. За эти деньги он рискует жизнью, живет в скверных условиях и часто месяцами не видит семью. Все для того, чтобы дать миру картинку. Я сейчас говорю не про себя, я не фотожурналист и мне никто не платит за то, что я что-то снимаю.

Фотожурналист не может отсиживаться в окопе, он должен быть на передовой. Он должен показать картинку из самого пекла. Фотожурналистов убивают в военных конфликтах, они попадают под замес на массовых акциях. Вот, к примеру, в Киеве, около Администрации президента пострадали десятки журналистов. Вот лишь краткий список:

1. Журналисты "Громадського телебачення" Дмитрий Гнап и Яков Любчич – избиты, разбиты камеры и отобраны флешки;
2. Съёмочная группа 5 канала журналист Наталия Жижко и оператор Юрий Усик – были забросаны камнями;
3. Фотограф Reuters Глеб Гаранич – разбита голова, бил Беркут;
4. Избит журналист информационного агенства "Поряд з вами" Дмитрий Прихно. Он в Скорой помощи с разбитой головой. Били милиционеры. Когда били, видели, что у него бейдж и камера;
5. Роман Куприянов, оператор телеканала Євроньюз. Роман снимал мужчину, который лежал на асфальте после того, как его побили. Сотрудники спецподразделения Беркут приказали ему не снимать. Роман продолжал снимать. Силовики его побили. Сейчас он в больнице, черепно-мозговая травма;
6. Пострадал польский журналист Павел Пенёнжек - Pawel Pieniążek -от действий Беркута в Киеве. Он освещал события возле Администрации Президента Украины. Ему разбили голову во время одной из атак милиции на митинговавших, он показывал своё журналистское удостоверение и кричал – Не бейте!
7. Избит фотожурналист «ЛИГАБизнесИнформ» Александр Перевозник. Он освещал акцию на улице Банковой в Киеве. Били сотрудники милиции, 8 человек. У него был бейдж, он заявлял, что он журналист, на это никто не обращал;
8. Пострадала журналист журнала "Украинського тижня" Валерия Бурлакова – под ногами взорвалась шумовая граната;
9. Получил удар по голове и наглотался газа журналист Украинской правды та «Громадського телебачення» Мустафа Найем;
10. От взрыва шумовых гранат пострадал журналист LB.UA Макс Левин. У него гематомы, сильные ушибы.
11. Датский журналист Йоханнес Вамберг Андерсен. В ночь на 30 ноября после разгона киевского евромайдана милиция препятствовала ему вести видеосъемку и нанесла удары по голове;
12. Избит главный редактор газеты 20 минут из Житомира Влад Пучич;
13. Пострадал журалист агентства Франс Пресс Сергей Супинский, травмы ног;
14. Избит фотокорр Insider Максим Кудимец. Он заявляет, что силовики били его специально, били по камере;
15. Пострадал журналист Сергей Чузавков Associated Press - госпитализирован с травмой головы после столкновения митингующих с милицией в Киеве,
16. Фотографу Анатолию Степанову дубинкой силовики разбили голову и сломали руку. У него серьезная травма. Он заявляет, что представился "Беркуту", но то, что он - журналист, лишь больше разозлило правоохранителей;
17. Антон Чернышов из Независимого журналистского профсоюза - избит, отобрана камера и разбита вдребезги;
18. Денис Данько журналист телепрогаммы «Гроші» - (травма головы) и Дмитрий Волков, 1+1, снимали на Банковой, сотрудник Беркута разбил телефон и ударил по ключице. На Дмитрие был бейдж с "1+1" и всё-равно атаковал.
19. Фотограф сайта Житомир.info Михаил Загорский - на Банковой получил дубинкой по лицу, рассечена скула, оказывали первую помощь в "скорой". Снимал, стоя на подоконнике, увидел, как бьют операторов и фотографов, спрыгнул с подоконника и пытался убежать, показывал журналистское удостоверение и кричал, что журналист, удостоверение выбили из рук и получил дубинкой;
20. Эмин Калантаров, Lifenews, Москва. Беркутовцы повредили ему руку, минуту избивали дубинками втроем и украли камеру;
21. Евгений Малолетка, фотокорр информагенства УНІАН. Сломана кисть руки, разбит объектив, растоптана вспышка. По его словам, били специально, зная, что он журналист;
22. Валерий Колосюк, редактор интернет-портала "Аратта. Вікно в Україну". Сбили на землю, а потом добивали дубинками ещё человек 6-8. Разбили фотоаппарат. За медицинской помощью не обращался – все «Скорые помощи» были забиты окровавленными людьми. Обширная гематома на виске, ушибы рук и ног;
23. Корреспондент портала «Новоросс. info» и газеты «Таврические вести. Новороссия» Сергей Юрченко получил серьезные травмы в ходе беспорядков на улице Банковой в Киеве - пробитая голова, несколько переломов и ушибов, доставлен в киевскую больницу №17. Украли планшет.

Казалось бы, общество должно защищать журналистов, отбивать их, помогать. Но на журналистов обе стороны конфликта все чаще смотрят как на врагов. Разные стороны почему-то считают, что журналисты должны вмешиваться как-то в происходящее, что вообще недопустимо. Вот смотрите, командир "Беркута" в рассказе о зачистке Майдана:

- Никаких отдельных инструкций в отношении журналистов у нас нет. Журналиста, как и любого гражданина, никто не имеет права просто взять и избить. Если среди потерпевших значатся около 40-ка журналистов, я могу представить, сколько их там в толпе было всего! Кстати, журналисты наблюдали, снимали и ни один из них не заступился за тех солдатиков, которых били цепями, в которых бросали булыжники, в которых, в конце концов, направили трактор. Думаю, у журналистов тоже должен быть какой-то гражданский долг! На их глазах почти убивают солдат, и просто снимать репортаж - я этого не понимаю.

Это говорит командир Беркута, который прятался вместе со своими бойцами за спинами солдат срочников. То есть, он сам боялся выйти, хотя это его работа, но хотел, чтобы журналисты побросали камеры и начали защищать его бойцов? Вон, они, стоят за спинами солдат:

Это вообще тема отдельного поста, про моральные правила журналиста. До какого момента можно не вмешиваться? Каждый решает этот вопрос для себя самостоятельно. Может быть напишу подробнее, если интересно.

Есть и обратные перекосы. Например, некоторые политические активисты прикрываются пресс-картами, чтобы в случае чего избежать задержаний. Опять же Киев:

Ну или возвращаясь к 6 мая. Вот политическая активистка Анастасия Рыбаченко прикрывается пресс-картой чтобы ее не задержали.

Отдельные личности даже пытались раздавать массово пресс-карты участникам митингов.

Вот вам несколько фотографий киевских журналистов:

Машина для трансляций ) На крыше генератор:

Более цивилизованный вариант:

Их имена вы наверняка не знаете, но фотографии, которые они снимают видели все:

Главное защитить голову. Это простая бронекепка ) Почти как каска, только красивая и удобная

Вариант серьезнее:

Многие журналисты работают в противогазах:

Последствия от взрыва гранаты со слезоточивым газом на ногах одного из фотографов:

Берегите журналистов. В нужный момент они будет единственными, кто расскажет правду.

Все вышесказанное не исключает того, что многие журналисты мудаки. Но надо верить в лучшее.

---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в:

Фэйсбук

ВКонтактик

Основной Твиттер

Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях