October 18, 2013

Метро в Будапеште

Источник фото: alstom.com

Полтора года назад мы с Кацем колесили по Европе, хорошее было время! Вино лилось рекой! В тени платанов мы обсуждали городское устройство, проблемы урбанистки и будущее велодвижения. Молодой депутат разгуливал в белоснежном костюме по Елисейским полям, постукивал увесистой тростью по парижским мостовым и напевал:

"Мы решили перебраться за кордонЧтобы жизнью наслаждаться, миль пардонЧтобы с ветренной кокеткой пить виноА с блондинкой иль с брюнеткой - все равноСе тре бьен, ведь лучше, чем старетьУ красавицы в объятьях умеретьHадо к счастью быть поближе и любвиHе в Росии, так в ПарижеСе ля ви!"

Золотые были времена! Теперь Кац погряз в бумажной работе, пыльные кабинеты щукинского муниципального собрания окончательно поглотили его. Но не думайте, что политическое болото может поглотить молодого льва! Кац готовится к новой битве, и не просто к битве, а к победе. Но об этом в другой раз.

Из той поездки у меня остался один неопубликованный пост про метро Будапешта. По какой-то причине я сделал мало фотографий, так что на полноценный пост не хватало. Так и лежала у меня папка с кратким рассказом на диске. И вот, собрался с силами и наконец добил этот пост. Сегодня поговорим о метро в Будапеште.

Сегодня оно представляет собой всего лишь три ветки, или 40 станций, – совсем крохотное. От одного конца до другого можно проехать за 30 минут. Большинство станций имеют скучное, однообразное оформление, выделяется только первая, желтая ветка - там и вагоны другие, и оформление конца 19-го века. Да, метро в Будапеште первое в континентальной Европе.

Такие желтые симпатичные вагончики ходят только по желтой ветке.

Источник фото: villamosok.hu

Открыта эта ветка была еще в 1896 году к тысячелетию "Обретения родины", прихода венгров на Дунай. В 70-х годах 19 века Будапешт был одним из самых больших городов в Австро-Венгерской империи и являлся важным культурным и промышленным центром. Росло население, и появилась потребность в хорошем общественном транспорте. Национальная Ассамблея Венгрии еще в 1870-м поддержала идею построить метро, правда, строительство началось только в 1894 году.

Вагон метро 1896 г.

Источник фото: wikipedia.org

Первые станции желтой линии были наземными из-за сложной ситуации с канализацией. Поезда ходили каждые две минуты и за день могли перевезти до 35 000 человек.

Старая станция Millenium

Источник фото: wikipedia.org
Источник фото: budapest-hu.ru

Позже стали появляться подземные станции. Будапештское метро относительно неглубокое - всего несколько метров под землей. На станции желтой линии можно спуститься только по лестнице, эскалаторов нет.

Цветовое кодирование входа в метро. Сразу видно, что желтая линия. На входах других линий метро вы не найдете практически никаких обозначений и даже знаков. Вход в подземный пешеходный переход может оказаться входом в метро.

Источник фото: irinka.info
Источник фото: nasedkin.livejournal.com

Старый облик первой линии метрополитена на проспекте Андраши

Источник фото: wikipedia.org

На двух других ветках - синей и красной - курсируют вагоны, сделанные еще Советском Союзе

В начале 50-х годов прошлого века планировалось строить новые ветки. Потребовался новый подвижной состав, и венгры решили пригласить специалистов из СССР. На заводе Ganz спроектировали и создали новые подвижные составы на базе вагонов Мытищинского завода. Из-за каких-то политических и финансовых причин строительство метро в середине 50-х на время прекратили, а вместе с ним и тестирование вагонов венгерского производства. Потом их просто отогнали в отстойник, они постояли больше 10 лет, и их порезали. В 60-е строительство метро возобновилось, и был спроектирован новый состав G2, который курсировал в 1990-е. Все остальные составы были закуплены у Советского Союза на Мытищинском вагоностроительном заводе.

Источник фото: retronom.hu
Источник фото: oprage.com
Источник фото: Football.sport.ua

Недавно наши вагоны стали списывать со второй, красной линии будапештского метро. Кстати, это единственная ветка, пересекающая Дунай, расположенная не только в Пеште, но и Буде. Теперь здесь иногда курсируют вагоны фирмы Alstom.

Источник фото: eurailpress.de

А это HEV – аналог наших электричек: пригородные железнодорожные линии, разбегающиеся в городки расположенные на расстоянии 20-50 км от столицы.

Ко всем станциям находящимся в городе можно проехать на метро, благодаря чему жители области могут очень быстро, без проблем доехать в самый центр Будапешта.

В вагонах без изысков

Источник фото: heming-fromelko.livejournal.com

Как я уже сказал, станции в будапештском метрополитене достаточно однотипные и скучные. Только на желтой ветке есть намеки на ее историческое прошлое.

Источник фото: carlosbravo.wordpress.com

А это новые станции (относительно новые).

Источник фото: wikipedia.org
Источник фото: bigpicture.ru

Скучно

В будапештском метро отличная навигация! Есть понятные указатели, схемы, карты и табло, где написаны условия проезда. Информация как на английском, так и на немецком языках.

Указатель на ипподром

Источник фото: laerta.livejournal.com

В будапештском метро нет турникетов. На входах установлены валидаторы, через которые вы свой билет компостируете. Это не значит, что вы с легкостью проедете зайцем. Если у вас это получится сделать, то вам повезло. На входах обычно у валидоторов стоят контролеры и проверяют билеты. И обычно это не маленькие женщины и бдительные бабули, а крепкие мужчины (или женщины)). Контролеры могут застать вас не только при входе в метро, но и зайти в вагоны или проверить на станции. Если билет не купите, и вас тормознет контролер, прийдется заплатить штраф в 8 000 форинтов.

Как в большинтсве стран Европы, в Будапеште действует один билет на все виды транспорта. Можно купить проездной, а можно специальную книжечку на несколько пездок, которую вам прийдется компостировать. Билеты продаются в газетных киосках или таких автоматах (которые есть не на всех станциях).

Для маломобильных групп будапештское метро не самое идеальное. Переходы неудобные, и только строящаяся четвертая линия будет оборудована лифтами для инвалидов. Сейчас есть где-то около трех лифтов на одной линии. Транспортная компания BKV, которая отвечает за всю сеть общественного транспорта, раньше предоставляла страховки пассажирам, но сейчас она находится в трудной финансовой ситуации, и все льготы аннулированы.

Сейчас идет строительство 4 линии метро. Вообще в Будапеште метро не так востребовано, как другой общественный транспорт - трамваи или троллейбусы бывают забиты, зато в метро практически всегда можно спокойно сесть в вагоне, нет никаких очередей и давки. Четвертую линию планируют запустить в 2014 году, затем приступят к пятой.

Источник фото: www.planetware.com

Уголок спонсора:

Другие посты про метро:
Как работает лондонское метро: https://varlamov.ru/834778.html
Гонконгский метрополитен: https://varlamov.ru/708345.html
Гонконгский метрополитен: https://varlamov.ru/678887.html
Берлинское метро и городская электричка: https://varlamov.ru/618827.html
Общественный транспорт в Алжире: https://varlamov.ru/566375.html
Метро в Сингапуре: https://varlamov.ru/559152.html
Куала-Лумпурское метро: https://varlamov.ru/558040.html
Шанхайское метро: https://varlamov.ru/481491.html
Метро в Лиссабоне: https://varlamov.ru/559950.html
Метрополитен города Порту: https://varlamov.ru/395662.html
Мадридское метро: https://varlamov.ru/237013.html
Лондонское метро: https://varlamov.ru/129185.html
Тегеранское метро: https://varlamov.ru/128688.html
Берлинское метро и городская электричка: https://varlamov.ru/414961.html
Дубайское метро - https://varlamov.ru/447842.html

---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в:

Фэйсбук

ВКонтактик

Основной Твиттер

Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях