January 24, 2013

Схема метро от Ильи Бирмана

Полным ходом идет голосование за новую схему Московского метро. Идет голосование ровно, большинство выбирает вариант от студии Артемия Лебедева. Вот график по голосам:

Многие считают, что за Лебедева голосуют, так как у него схема распиарина, и вообще, голосуют за имя, а не за схему. Я не верю, что можно голосовать за имя, тем более, что ненавистников у Лебедева ничуть не меньше, чем поклонников. Несмотря на это, у Лебедева и РИА-Новостей есть возможность пиарить свои работы среди массовой аудитории и призывать за них голосовать. Среди трех финалистов есть один участник, у которого нет большого медиаресурса, это Илья Бирман. Чтобы восстановить справедливость, я решил предоставить Бирману площадку в своем блоге, чтобы он смог рассказать про свою схему. Ниже пост, который он подготовил. Почитайте, как делалась схема и в чем ее отличия:

"Задача: разработать лучшую схему московского метро в соответствии с пожеланиями москвичей и рекомендациями Департамента транспорта.

Новая версия информативна, проста и полезна:

Три принципа

Проще, а не сложнее Смысл не пострадал.

Кольцевая в центре Символ московского метро — строго в центре схемы.

Без мусора Только то, что нужно пассажиру в вагоне.

Заголовок

Упрощение касается каждого элемента и начинается с заголовка.

Пассажир и так видит, что перед ним схема линий. Вместо пустых слов — короткий заголовок и время работы:

Библиотека имени Ленина

Особенностям этого перехода между четырьмя станциями принято придавать много значения, но в нём нет ничего страшного. Хоть переход с Филёвской линии на Серпуховско-Тимирязевскую и не прямой, в другом месте между ними не перейти.

Для изображения этой особенности используют графические конструкции одна монструознее другой:

Важно компактно, правильно и однозначно показать переход, не превращая его в лабиринт:

Ещё нюанс: здесь переход с Сокольнической на Арбатско-Покровскую линию короче, чем на соседнем «Охотном Ряду» (справа сверху; там придётся идти через «Театральную»), поэтому в этом месте красная и синяя ветки проходят вплотную.

Алфавитный указатель

Традиционно с указателями используют нумерацию квадратов координатными парами вроде E2 и B7. Чтобы ей воспользоваться, нужно посмотреть в список, запомнить буквенно-цифровой код, потом найти саму сетку на схеме и понять, по какой стороне у неё буквы, а по какой — цифры, потом уже перейти к поиску станции в нужном квадрате. Но структура московского метро с кольцевой линией уже является прекрасной системой отсчёта.

Чтобы помочь найти станцию и не засорять схему сеткой, достаточно направить взгляд пассажира:

Попробуйте сами отыскать эти станции на схеме:

Стрелка не требует системы координат, потому прекрасно работает и в отрыве от схемы. Так, указание: «Магазин на Кантемировской

» сразу даёт представление о части города. Впоследствии для поиска станции на схеме к списку даже не придётся обращаться.

Пересадки

Соединённые станции иногда имеют разные названия, иногда — общее, и есть станции «2 + 1». Когда кружков и подписей разное количество, соотнести их трудно или невозможно:

Такое обозначение понимают только москвичи, которые и так хорошо знают устройство таких узлов, и помнят, что жёлтая и оранжевая станции — Третьяковские, а зелёная — Новокузнецкая. Приезжие безуспешно ищут недостающие подписи.

Решение: «один кружок — одно название»:

При такой системе названия станций читаются однозначно. При этом если станция стоит на пересечении линий, очевидно, что там пересадка. Нужно выйти из поезда и следовать по указателям.

Вокзалы и аэропорты

Второе по важности после линий метро — вокзалы и аэропорты. Нельзя допустить, чтобы кто-то опоздал на рейс только из-за того, что запутался в схеме. Каждая станция с вокзалом отмечена узнаваемым паровозиком

как на дорожных знаках.

Аэроэкспресс — единственные железнодорожные линии на схеме, и их сразу видно.

Сложная траектория домодедовского экспресса выпрямлена, чтобы ничему не мешать.

Линии электричек бессмысленны без знания о маршрутах и расписаниях.

В Шереметьево от Планерной и Речного вокзала ходят автобусы, но они обходят терминалы в разном порядке.

Чтобы не изображать запутанные схемы их движения, достаточно перечислить терминалы с учётом этого.

Скоростные автобусы

Информация об этих автобусах полезна, но вторична по отношению к линиям метро, вокзалам и аэропортам. Внимательное изучение их маршрутов помогает навести чистоту и в них:

Нет смысла загромождать схему пиктограммами около каждой остановки — достаточно одной на весь маршрут.

Показана только часть маршрута рядом с метро. Если у метро лишь одна остановка, автобусная линия даже не изображается.

Цветовосприятие

Схема устроена так, чтобы хорошо читаться людьми с проблемами цветовосприятия. Даже в чёрно-белом виде линии не путаются друг с другом благодаря тому, что изгибы вынесены из-под кружков станций на видное место:

Детали

Каждая деталь сделана не для галочки, а с заботой о людях и чтобы приносить пользу:

Важный сценарий использования латиницы — расслышать объявление станции на слух. Стоит помочь иностранцам, здесь нечего стесняться.

Нет смысла выделять Бутовскую линию начертанием, термином «линия лёгкого метро», или особым индексом «Л1». Это лишь вызовет вопросы: Почему эта линия нарисована иначе? Как перейти, где оплатить проезд?

Это обычная линия, просто маленькая и идёт над землёй.

Имеет смысл показывать лишь те строящиеся линии, которые откроются скоро. Вместо легенды с бессодержательным текстом «Строящиеся линии» полезно написать, когда именно планируется открытие.

Станция «Аэропорт» называется так по бывшему аэродрому на Ходынском поле. Чтобы никого не сбить с толку, стоит подсказать, что сегодня никакого аэропорта там нет.

Как выбрать лучшую схему?

Представьте себя пассажиром и найдите ответы на те вопросы о машруте, которые вам могут прийти в голову в вагоне.

О процессе и о метро в блоге

Боровицкий сад имени Арбатской

О ненависти к координатным сеткам

О латинице на схеме метро и ещё о латинице

Чёрно-белые схемы и проблемы дальтоников

Об изгибах линий

Люблинская, или Днём согнём, ночью разогнём

О строящихся линиях

Чёрный цвет свободен

О географии на транспортных схемах

Об избыточности термина «Лёгкое метро»

О нумерации линий метро

Парк культуры

Извинения менеджера Джубели-лайн

О себе

Я изучаю транспортную инфографику более 12 лет. В 2007 году выпустил свою первую схему московского метро и обратил внимание общественности на безобразность официальной. За шесть лет официальная схема стала хуже, моя — лучше.

Перезагрузка — ещё один мой проект, связанный с метро.