November 26, 2012

Реформа проездных билетов в Москве

Со следующего года в Москве начинается реформа проездных билетов. Сейчас с этим делом, конечно, полный бардак и не понятно, когда он закончится. Самое главное - нет единого билета на весь общественный транспорт. Получается, что если надо проехать одну остановку на автобусе до метро, потом пару остановок на метро и опять на автобусе, надо покупать 3 разных билета, зато проехать через весь город на метро можно по одному билету. Конечно, билет должен быть один и действовать он должн по времени или по зонам. Например, покупаешь билет на сутки и ездишь на всех видах общественного транспорта в городе. Или билет на час.

Со следующего года такие билеты должны появиться. Называться он будет "туристический" (бедные туристы) и стоить будет 200 рублей за сутки. Конечно, покупать суточный билет по цене 8 поездок будет, наверное, только туристы и курьеры. Обычным людям будет выгоднее по старинке пользоваться билетами на единичные поездки. Впрочем, билет для жителей с неограниченным количеством пересадок тоже должен появиться, сколько будет стоить пока не понятно.

Скорее всего исчезнут дешевые билеты на одну и две поездки. То есть, стоимость одной поездки будет в два раза дороже, чем если покупать проездной. Делается это для того, чтобы люди заранее покупали билеты на много поездок, а не стояли в очередях.

Самое интересное из планов - это "электронный кошелек". Это пластиковая карта, которую можно пополнить как за счет мобильного телефона, так через терминал оплаты и использовать на всех видах общественного транспорта. Средства будут находиться на лицевом субсчету. Если вы потеряли карту, она будет восстанавливаться. В дальнейшем планируется интегрировать эту карту для оплаты парковок.

К 2014 году планируется интегрировать билеты на электрички в систему городского транспорта. Если это получится, то на электрички больше не надо будет покупать отдельные билеты.

Во всех этих планах мне больше всего интересен электронный кошелек. Такая систему успешно работает в Лондоне, называется Oyster. Карточку ввели в 2003 году и на сегодняшний день выпущено уже 43 миллиона карточек. 80% всех поездок оплачивается ими. Заряжаются они в терминалах или через Интернет.

Так как в Лондоне поездка тарифицируется в зависимости от зоны, карту нужно прикладывать к валидатору на входе и на выходе. Если забудешь, то снимается сумма равная самой длинной поездке в Лондоне на метро, это около 350 рублей. При этом с карты не может быть списано больше, чем стоил бы проездной на целый день.

Карту можно удобно привязать к банковскому счету и она будет автоматически пополняться. На сайте отображается вся история поездок за 3 месяца. Работает Oyster на всех видах общественного транспорта, в пригородных поездах и на речном транспорте. Когда систему только вводили, было несколько сбоев. Однажды ее даже взломали, стало возможно карточки клонировать, но система устроена так что клон сможет проработать только 1 день.

Из интересного, введение Oyster Card продвигалось через совместную кампанию c iTunes. Бесплатно можно было музыку скачивать, используя карту для оплаты.

Посмотрим, что получится из московского "электронного кошелька", по идее должно быть очень удобно. Кстати, как только введут оплату не по поезкам, а по времени, маршруткам придется не сладко. Сейчас цена поездки на маршрутке примерно равна билету на общественный транспорт, а после реформы для многих наземный ОТ будет бесплатный после метро.

Пост подготовлен по просьбе Информационного центра правительства Москвы