September 17, 2012

Парковки в Амстердаме

Начинаем разгребать куча материала, привезенного из дальних странствий. Сегодня расскажу вам про парковки. В России парковки - один из самых больных моментов. Во-первых, все считают, что с покупкой автомобиля они покупают право парковаться. Причем право парковаться должно быть, во-первых, бесплатным, а во-вторых, в непосредственной близости от дверей дома или офиса. Когда места в "зоне комфорта" автомобилиста заканчиваются (обычно это 10-20 метров от нужной двери), он начинает ставить свою повозку на тротуар, газон, пешеходный переход, в третий ряд, мотивируя это тем "что больше негде". В результате мы имеем то, что имеем - мест нет, ходить невозможно, пробки и т.д.

Мы с вами уже выяснили, что парковок на всех не хватит, иначе придется снести половину города и построить многоуровневые паркинги. Что же делать? Конечно нужно регулировать количество желающих припарковаться и лучше всего это делать рублем. В разных странах есть разные системы. Например, в Сингапуре каждый год с аукциона продают лицензию на право владения автомобилем, а в Токио ты не сможешь купить машину, пока не купил себе гараж для нее. В Амстердаме лет 10 назад власти решили навести порядок в городе, захламленном автомобилями - все парковки сделали платными. Давайте посмотрим, как это работает у них.

Для начала все парковки стали платными. Бесплатных парковок в центре города не осталось вообще. После этой меры количество автомобилей в центре города сократилось на 20%, также уменьшилось количесво людей, кто наматывает круги по кварталам в поиске "бесплатной" парковки.

В Амстердаме существую несколько парковочных систем.

Pay-and-display (P & D) - паркоматы

Это обычные паркоматы, которые стоят на обочинах, всего в городе их стоит около 3000. Стоимость парковки на улице колеблется от € 0,90 на окраинах до € 5,00 в час в историческом центре города. Это одна из самых дорогих уличных парковок в мире. В Амстердаме есть одна особенность - в паркомате нужно вводить номер машины, класть под стекло талон не обязательно. Парковочная полиция потом сканирует номера и через компьютер ищет нарушителей.

10-ти центовые зоны

Самая низкая плата на улице краткосрочной парковки в Амстердаме - 10 центов в час, с пределом в один час. 10-ти центовые зоны существуют на некоторых торговых улицах, на окраинах и вблизи кладбищ. Я, к сожалению, их не встречал, но говорят, они есть ;)

Ограничение в час сделано для того, чтобы люди не бросали на таких парковках машины надолго. Некоторые хитрецы пролевают парковку по несколько часов. Чтобы с ними бороться, вводят оплачу через мобильный телефон, в таком случае продлить парковку не получится.

После введения системы, в центре горда машин стало очень мало.

Минимальная плата введена для того, чтобы город формально сохранял власть над такой парковкой. В противном случае штраф от незаконной парковки пойдет федеральному правительству, так как по местным законам собирать дань город может только с нарушителей платных парковок.

И еще, автомобилям с пропусками для жителей нельзя парковаться на 10-ти центовых парковках с 9 утра до 7 вечера, чтобы она была максимально свободна.

Резидентские разрешения на парковку

Конечно, платить по 5 евро в час, чтобы иметь счастье парковать машину около дома, слишком дорогое удовольствие. По месту жительсва есть 3 варианта обзавестись недорогой парковкой:

  • Получить спецаильное "резидентское" разрешение
  • Арендовать гараж
  • Купить себе парковочное место (от 40 000 евро)

Если у вас есть частная стоянка, вы теряете право на резидентское разрешение. Разрешения на парковку стоят 150 евро в год, но нужно отстоять очередь в несколько лет, чтобы купить его. Парковаться по такому разрешения можно только в своем районе, в других районах города оно не дает никаких скидок. Еще интересный момент, если в вашем доме есть подземный гараж, то вы тоже не имеете права на разрешение на уличной парковке- покупайте место в гараже.

Количество разрешений рассчитывается как 10% от всех парковочных мест в городе.

Все остальные парковки платные. В итоге, во дворах всегда есть места ;)

В правилах есть много исключений. Например, инвалидам и водителям грузовиков выдают спецаальные разрешения. Если вам по работе нужно много выезжать на неотлоные вызовы, например вы акушер, то можно обзавестить пропуском на бесплатную парковку.

Еще есть разрешения на парковку для совместного использования. Например, если в вашей компании больше 10 автомобилей, можно подать заявку и получить перед офисом несколько фиксированных мест!

Правила на крытых парковках регулируются собственником. Но есть и общие правила. Например, в Амстердаме возле любой созданной крытой парковки , уличные парковочные места должны быть удалены.

Park-and-ride (P & R)

Система перехватывающих парковок. P & R парковки расположены на окраинах города. Водители могут заплатить € 8 и получить 24-часовой билет на общественный транспорт для себя и до 2-х пассажиров. Одиночный билет стоит около 2-х евро, так что парковка получается бесплатной. Стоянка может быть продлена на тех же условиях до 48 и 72 часов.

Это подает четкий сигнал: люди приглашаются в центр города, но без автомобилей.

Существует также программа “парковка и велосипед”. Вместо транзитnoго
билет, P & R пользователи могут брать принадлежащий городу велосипед на весь день.

Оплата через телефон

Служба оплаты через телефон была введена в Амстердаме в 2006 году. Для обработки мобильных платежей город нанял 3 коммерческие компании. Эти компании собирают платежи, а затем передают их городу. Город платит им 4-5% от выручки за услуги. Скоро большинство парковок будет оплачиваться по телефону или интернету.

Контроль парковки

На данный момент парковки контролируют парковочный патрулем. Он перемещаются на Сигвеях, скутерах, велосипедах или пешком. Еще есть спеуиальные автомобили с 6-ю камерами, которые автоматически сканируют номера и выявляют нарушителей.

Двигующийся по городу на небольшой скорости (до 40 км в час) фургон сканирует окружение со скоростью более 160 операций в секунду. Небольшая группа надзирателей следует за автомобилем на скутерах и выписывает штрафы. Эта система в два раза эффективнее прежней. Система автоматической проверки довольно точная, она определяет 98% номеров, некоторые автомобили, в основном иностранные, должны быть проверены вручную.

Доходы от парковок

Каждый район в Амстердаме имеет контракт с компанией Cition, которая принадлежит муниципалитету. Доходы от парковок идут на улучшение инфраструктуры района. На эти деньги строят новые детские сады, разбивают парки и убирают улицы. Еще есть фонд парковок, который пополняется от P & D сборов, штрафов и доходов от резиденских разрешений. Каждый район обязан отдать около 30% своих доходов от парковки муниципальным органам власти.

Штраф за неправильную парковку всегда € 50,90 плюс стоимость одного часа парковки (макс. € 5). Это не очень много, но зато выписывают эти штрафы очень оперативно. Стоит оставить машину на 10 минут, как сразу под лобовым стеклом появится квитанция.

Максимальный штраф € 150 - за парковку на месте для инвалидов.

В итоге владить машиной в Амстердаме для многих стало непозволительной роскошью. В следующем поста посмотрим, как обстоят дела с парковкой в Париже, Берлине, Праге и других европейских столицах.

Генеральный спонсор проекта:

Генеральный информационный партнер экспедиции:

------------------------------------

✈️ Друзья, я запустил путеводители по городам. В них я рассказываю о лучших местах с вином в Амстердаме, о шедеврах архитектуры в Берлине и правилах безопасности в Израиле. И конечно, в путеводителях много картинок — более 200 в каждом из них! Так что, если вы соскучились по постам из моих путешествий, выбирайте путеводитель на сайте.

Нажмите, чтобы опубликовать этот пост в своем журнале: