Автобусы Подмосковья, которые заставят вас страдать

Фото: «Городские проекты»

Несколько лет назад в Москве действовала самая отвратительная из всех возможных систем контроля оплаты проезда в общественном транспорте, когда зайти в автобус, трамвай или троллейбус (пусть земля ему будет пухом) можно было лишь через переднюю дверь, поскольку именно там находился всемогущий турникет. Пользоваться транспортом было жутко неудобно, ехать крайне долго, но Москва всё равно продолжала верить, что турникеты – это прекрасный способ борьбы с зайцами, и только в 2018 годустолица всё же перешла на сторону пассажиров и убрала турникеты.

Удивительное дело, но далеко не все соседние города переняли опыт Москвы, многие до сих пор не отказались от посадки в автобус через одну переднюю дверь. Этот изощрённый способ пытки над пассажирами сохранился, в частности, в подмосковных Люберцах.

«Городские проекты» посчитали на примере маршрутов 1225 и 1232 в этом городе, сколько времени из-за идиотских турникетов автобусы вынуждены проводить на остановках относительно общего времени нахождения в пути. И знаете, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что Люберцы пора спасать!

Дальше текст «Городских проектов»:

«Оказалось, автобус стоит на остановках почти половину всего времени поездки (в среднем примерно 40%)! Среднее время остановки — примерно три минуты. В итоге оба маршрута едут на 15 минут дольше, чем могли бы. То есть каждый пассажир может тратить лишние полчаса в день на дорогу в две стороны. Или чуть меньше, если поездка короче — но все равно это драгоценное время, а с точки зрения экономики города еще и рабочее время. Минимум половина рабочего часа одного человека в день, а речь идет о тысячах людей.

Фото: «Городские проекты»

Это еще не все: маломобильные пассажиры (родители с коляскам, пожилые люди, люди с травмами или инвалидностью, велосипедисты) физически не могут втиснуться в переднюю дверь, так что для них всё равно открывают среднюю. Почему нельзя просто делать так всегда? Перевозчики боятся, что люди не будут платить.

Ну и самое интересное — в один из дней исследования водитель плюнул и открыл для посадки все двери, и процесс пошел быстрее на 75%! Лишнее подтверждение тому, насколько однодверная система неудобная и даже бесчеловечная.

Результаты нашего исследование мы приложим к соответствующим обращениям, которые совсем скоро отправим в городскую администрацию Люберец и администрацию Московской области».

Нет большей глупости, чем турникеты на общественном транспорте. Может, вы считаете, что турникеты нужны, чтобы бороться с зайцами? Это очередное заблуждение.

Тот, кто не хочет платить за билет, не будет платить за него и с турникетами, и без них. Всегда можно войти быстро через заднюю дверь, можно пролезть под турникетом. Посмотрите на электричку: куча зайцев, и ничто их не останавливает. Проблему зайцев надо решать отдельно, не создавая препятствий законопослушным людям.

В Хельсинки или Берлине, например, турникетов нет не только в наземном транспорте, но даже в метро! То есть вход на станцию метро выглядит свободней, чем у нас вход в автобус.

Сравните с тем, как происходит штурм автобуса в Люберцах:

Фото: «Городские проекты»

И что, вы думаете, что финны или немцы массово не платят, раз у них нет турникетов? Нет, просто там каждый пассажир знает, что он может попасть на контролёров, и если он попадется, то придётся заплатить большой штраф. Контролёры же в европейских такие, что вариантов отвертеться нет.

У нас же многие города по-прежнему пытаются переложить проблемы с контролем оплаты проезда на плечи самих же пассажиров, в том числе добропорядочных, которых большинство.

С одной стороны, людей призывают пользоваться общественным транспортом – с другой, создают все условия, чтобы делать это было крайне неудобно. Напомню, что когда в Москве только собирались отказываться от входа в транспорт лишь в первую дверь и проводили эксперименты с транспортом без турникетов, уже тогда стало понятно, что нужно менять систему контроля оплаты, причем как можно быстрее. Вот, например, результат отказа от турникетов на одном из трамвайных маршрутов Москвы.

Почему до Подмосковья еще тогда результаты не показались убедительными – совершенно не ясно.

Надеюсь, чиновники Подмосковья хоть сейчас сделают правильные выводы, и турникеты всё же исчезнут из автобусов. Нельзя требовать от людей пересесть на общественный транспорт, когда поездка на нем превращается в пытку.

Опыт Москвы доказал: если открыты все двери, то и пассажиры входят быстрее, и транспорт тратит меньше времени на дорогу (в некоторых случаях — в два раза), и делает больше рейсов. Отказ от турникетов сделает поездки на автобусах гораздо приятнее и привлечет дополнительных пассажиров.