May 23, 2021

А что будет с бизнесом, если с улиц убрать машины?

Пешеходы идут по Пятой авеню, закрытой для машин, в центре Сан-Диего. Фото: Bing Guan / Bloomberg

Когда власти городов предлагают сделать ту или иную улицу пешеходной, часто можно услышать мнение, что это может начисто угробить весь бизнес. Мол, кто пойдёт пешком в кафе, если можно поехать в другое на машине? Люди, как правило, не против сделать одну улицу в городе пешеходной, своего рода местный Арбат, но пешеходных районов в целом очень опасаются.

Из-за коронавируса во многих странах вводились временные ограничения на движение транспорта в городе, и сейчас появилась возможность сравнить, как это отразилось на бизнесе. Yelp, крупный американский портал для поиска разных услуг, ресторанов, парикмахерских, недавно провёл исследование, как в действительности влияет отсутствие автомобильного трафика на кафе и рестораны. Далеко не только российский бизнес боится превращения улиц в пешеходные зоны.

И знаете, никаких проблем ограничение движения автомобилей для бизнеса не создало. Более того, число посетителей разного рода кафе и ресторанов на полностью пешеходных улицах только увеличилось!

Аналитики Yelp рассмотрели рестораны «Маленькой Италии» в Бостоне, Мишн-дистрикт в Сан-Франциско, Вест Фултон Маркет в Чикаго, 8-ю улицу в центре Бойсе и бульвар Сан-Фернандо в Бербанке — во всех этих местах в 2020-м запретили проезд автомобилей. Они измерили разницу между долей потребительского интереса в ресторанах каждого из этих мест по сравнению с ресторанами всего города. За точку отсчёта взяли условную дату начала пандемии в США — 15 марта 2020 года, когда ни об одной из программ даже не задумывались. На графике ниже показана разница в заинтересованности потребителей (количество просмотров, фотографий и отзывов на рестораны в сервисе Yelp) на отданных пешеходам и велосипедистам улицах и в остальном городе.

Так, например, Валенсия-стрит в Сан-Франциско была частично закрыта для автомобилей по ночам 4 дня в неделю с июля по декабрь 2020-го. В эти дни доля интереса потребителей в кафе и ресторанах на Валенсия-стрит по сравнению с началом пандемии вырастала на 18%. Более того, эта мера посодействовала в целом увеличению потребительского интереса — даже в дни, когда улицу для автомобилей не закрывали, рестораны на Валенсия-стрит становились на 17% популярнее, чем в остальном городе.

Но есть и нюанс. В Yelp рассматривали только кафе и рестораны, а пользователи портала — скорее молодёжь с высоким уровнем образования, более обеспеченная, чем в среднем по США, — так что показатели не отражают всю потребительскую активность. Также на результаты могли повлиять другие ковидные факторы вроде доступности столиков на улицах, утверждает Дженни Лю, профессор Портлендского государственного университета, чья область научных интересов включает транспортную экономику.

Впрочем, идея о том, что удобные для пешеходов и велосипедистов улицы положительно отражаются на бизнесе не нова и уже находила подтверждения. Та же Дженни Лю в прошлом апреле опубликовала исследование того, как улучшение условий для пешеходов и велосипедистов на 14 улицах в 6 американских городах повлияло на экономику. Вопреки часто высказываемым опасениям владельцев магазинов, что если убрать парковку — никто к ним не придёт, Дженни Лю выявила положительный (иногда всё же нулевой, но никак не отрицательный) эффект как на количество продаж, так и на уровень трудоустройства — и особенно чётко это прослеживалось в ресторанной сфере. По её словам, «такая инфраструктура улучшает условия для велосипедистов и пешеходов, и это вдыхает новую жизнь в район».

Анализ Yelp подтвердил уже поступившую ранее статистику из Нью-Йорка. Там в ресторанах на Вандербильт-авеню спустя месяц после запуска программы «открытых улиц» количество посетителей увеличилось в среднем на 54%!

И всё это в лишний раз доказывает, что ничего страшного нет в том, чтобы ограничить движение автомобилей на той или иной улице, или убрать часть парковочных мест. Может, и нам пора стремиться к повышению роли пешехода в городе? Перемещение по улицам должно быть удобным не только на автомобиле, а отдав хотя бы небольшую часть городской территории для движения пешком, мы не только сделаем сам город приятнее, но и, как показало исследование, поможем бизнесу.

По материалам Bloomberg CityLab. Перевод Михаил Чижов / "Городские проекты".