March 31, 2021

Новые районы Касабланки. Хотели бы так жить?

Путевые заметки, день 4

Продолжаю путешествовать по Марокко. Впервые я тут оказался 11 лет назад, и тогда это была типичная североафриканская страна вроде Туниса, Алжира и довоенной Ливии. Трущобы, плохие дороги, пыль, бабы в кокошниках, мужики с балалайками... С тех пор Марокко сильно изменилось. Не хотел бы расстраивать глубинный Омск, но в Марокко теперь скоростные дороги почти по всей стране, роскошные трамваи в Касабланке и Рабате, самые известные архитектурные студии проектируют для Марокко знаковые объекты, новые жилые районы тут как в Германии или Франции, а прямо сейчас я пишу этот пост, сидя в удобном кресле скоростного поезда Касабланка – Танжер, который несётся по скоростью 300 км/ч в светлое будущее. В общем, Марокко стремительно преображается, что не может не радовать. Есть, так сказать, чему поучиться!

01. Проснулся в Фесе, пошёл гулять и внезапно наткнулся на современную архитектуру. Неплохой пример, как в историческую застройку медины они вписали новый центр рукоделия.

02. Единственное, что пока омрачает – это качество строительства и эксплуатации. Везде подтёки, мусор, штукатурка через год начинает отваливаться. Но, думаю, скоро они научатся.

03. Рядом с современной архитектурой всё ещё можно встретить марокканскую классику. Вот, к примеру, мужики свежую курятинку на рынок привезли.

04. Улицы Медины, где народ завтракает, покупает продукты, да и просто живёт.

05. Заехал в Мекнес. Город как город, ничего примечательного, хоть и бывшая столица. Крепостные стены.

06. Старая стена – большая редкость сегодня в Марокко, так как по всей стране быстрым темпом идёт новоделизация исторического наследия. Марокканцы выбрали китайский вариант, когда всё старое сносится или переделывается до неузнаваемости, при этом сохраняется исторический колорит. На мой взгляд, это большая ошибка. Вы же помните: без подлинности нет истории! Да, вот тут крепостная стена совсем старая, в ней голуби сделали гнёзда, но она гораздо милее новоделов.

07. Нетуристическая медина выглядит так:

08. Котик

09. Торговля барахлом

10. Кто-то устроил мини-рынок прямо в историческом портале.

11. Кто-то продаёт фрукты из тачки на ходу.

12. У мужиков к этому передвижному лотку даже весы приделаны.

13. Ладно, давайте вернёмся в Касабланку и посмотрим на новые районы. Это новенький район Casa Anfa, он находится к западу от центральной части Касабланки. Раньше на его месте работал один из двух аэропортов города, но в 2007 году он был закрыт. "Каса Анфа" – огромный район на 350 гектаров, из которых 100 выделено под зелёные насаждения. Помимо садов, парков и газонов это ещё и посадки вдоль пешеходных дорожек и тротуаров.

Перед тем, как застраивать бывший аэропорт и его окрестности, власти провели международный конкурс и составили консорциум, который разработал проект. Правда, победили в конкурсе в основном французы. Видимо, по старой памяти.

"Каса Анфа" – не просто район, а имиджевый проект Марокко, который должен стать "символом городского обновления страны и центральным элементом современного города". Всего тут должны построить 2 300 000 кв. метров жилья и 1 300 000 кв. м офисных помещений, а в центре района на 50 гектарах разместился парк, который так и называется – "Анфа".

14. Тут всё как в лучших домах Европы. Грамотное благоустройство, красивые лавочки, хорошая архитектура.

15. Марокканцы умеют правильно делать улицы в жилых районах. Посмотрите, парковочные места обособлены и разделены деревьями, вместо заборов – живые изгороди.

16. Также марокканцы делают эксплуатируемые кровли. Небывалая роскошь! У нас такое встретишь редко. Одновременно это дань традициям североафриканской и ближневосточной архитектуры жилых домов с их открытыми крышами и зеленью на них.

17. Район очень зелёный, хотя стройка ещё идёт и растения не выросли

18. У подъезда припарковаться не получится, потому что внутри кварталов – пешеходная зона.

19. А могли бы влепить муравейник, как в Питере!

20. Повторюсь, что нет ничего плохого в многоэтажках, вот и марокканцы построили несколько 16-этажных башен. Плохо, когда весь район состоит из убогих муравейников на 100 000 квартир.

21. Башни, кстати, крутые. Фасад сделан из декоративных решёток. По замыслу архитекторов, скоро их оплетут растения, и башни будут зелёными. Их так и называют – "Растительные башни".

22. Пока они только сдаются, и растения ещё совсем маленькие.

23. Кстати, это не только жильё. Несколько башен будут офисными. Важно, чтобы район был смешанным по функциям. Это позволяет, например, снизить негативный эффект маятниковой миграции на трафик в городе.

24. Квартира площадью 55 кв. метров тут стоит 200 000 евро, а самая большая квартира – 250 метров с огромной террасой – миллион. Для Марокко очень дорого.

25. Вот так выглядят горшки с растениями, которым предстоит оплести всё здание. Внимательный читатель заметит, что качество строительства так себе. Уже везде подтёки, строители не смогли продумать водоотвод, так что грязная вода, протекая через горшки с растениями, просто течёт по фасаду и балконам.

26. Но издалека всё смотрится круто.

27. Улицы "Каса Анфа"

28. Конечно же, в новый район сразу провели трамвай.

29.

30. Сейчас будет грустно, но в Марокко СНАЧАЛА проводят дороги, делают нормальный общественный транспорт, и только ПОТОМ строят и заселяют дома.

31. Вот, к примеру, в чистом поле уже готова сеть дорог, высажены пальмы, скоро тут сделают трамвайные рельсы, а потом начнут строить дома. Марокканцы не ждут после заселения 10 лет, когда к ним наконец проложат дорогу. А что, так можно было? Да.

32. На заднем плане строится деловой центр

33. Архитектура вся разная.

34. Посмотрите, какие зелёные тут улицы!

35. Красота.

36. Можно подумать, что мы в Париже.

37. Архитектура офисных зданий. На переднем плане – башня Марокканского пенсионного фонда, которую строят по проекту местной студии LEAD Architecture и французов DL2A. Её должны были закончить уже в этом году, но из-за коронавируса, наверное, немного опоздают. Вспомните, кстати, как здания Пенсионного фонда выглядят у нас.

38. А это новый вокзал в Касабланке. Ну как "новый", ему уже больше 5 лет.

39. Вокзал называется "Каса-Порт", это второй по значению вокзал Касабланки после "Каса-Вояжер". Станция на этом месте была открыта ещё в 1907 году, но через сто лет она пережила масштабную реновацию. В частности, был построен красивый новый пассажирский терминал. Его проектировали французы: студия Groupe3 Architectes и AREP – архитектурная "дочка" Французских железных дорог SNCF. Одна из особенностей здания – современная "машрабия", узорная решётка, защищающая от палящего солнца. Это дань традиционной арабской архитектуре.

40. Все двери открыты, на вход нет ни досмотра, ни рамок, ни охраны. Вокзал красивый и светлый.

41. Народ сидит на удобных лавочках. Вокзал – это не зона отчуждения, как часто бывает у нас, это не гадюшник с алкашами, ментами и вонючими тошниловками. Это красивое и современное здание.

42. Рядом с этим зданием хочется находиться, а не сбежать скорее...

43. Интересно, почему так нельзя делать в прекрасной России? Ау, РЖД! Может, вам у марокканцев поучиться?

44. Платформа и поезд

45. Тут тоже всё чисто. Красивые навесы, порядок и никаких ментов и охранников. Никаких рамок и заборов.

46. Вот так марокканцы едут к себе домой. Отсюда можно быстро добраться до Рабата и Кенитры.

47. Поезда французские

48. Вокзал рассчитан на обслуживание 25 миллионов пассажиров в год. Под зданием спрятан подземный паркинг.

49. Архитектурная доминанта Касабланки – мечеть Хасана II, построенная на берегу Атлантики.

50. Высота минарета составляет 210 метров, он просто гигантский на фоне малоэтажного города.

51.

52. Мечеть была построена в период правления короля Марокко Хасана II в 1989 году.

53. Она вмещает 25 000 верующих, еще 80 000 человек могут молиться на прилегающей к мечети площади.

54.

55.

56.