Южный Судан: ни дня без пиздеца, ни дня без задержаний
Если вы читаете этот пост, значит всё хорошо, и мы благополучно покинули Южный Судан!
Коротко расскажу о том, что с нами происходило в последние три дня, а заодно проведу румтур по нашей шикарной камере:
В Южный Судан я приехал, чтобы посмотреть на местные племена, которые ведут практически первобытный образ жизни. Но уже на второй день всё пошло не по плану.
Мы уже улетали из Капоэты в Джубу, когда на лётное поле пришли чекисты, которые решили перевернуть вверх дном весь наш багаж. Сначала они проверяли телефоны и камеры, а потом в одном из чемоданов увидели пульт от дрона, который у меня конфисковали в Уганде, в аэропорту Энтеббе. И они сказали: "Хм-м, а ведь кто-то видел, что вы его запускали!"
В общем, нас повязали. Нам показалось, что у нас вымогают деньги, а чекистам показалось, что у нас эти деньги есть. Я думал, что за полчаса это недоразумение разрешится, и нас отпустят, но у местных чекистов были немного другие планы. План, по-моему, заключался в том, чтобы продержать нас в камере пару дней и начать вымогать выкуп.
Фактически мы потеряли в Капоэте целый день. Позже мы поговорили с русскими дипломатами, и они объяснили нам, что для Южного Судана это нормальная практика, когда тебя под любым предлогом арестовывают, кидают в местную тюрьму и маринуют там несколько дней, пока ты не будешь готов отдать им всё.
Так как Петя Верзилов – гражданин Канады, мы позвонили сразу в оба посольства, российское и канадское. Канада сразу подключила ООН. Кроме того, мы нашли какие-то местные связи и позвонили вообще всем, кому только можно. В итоге через 5 часов нам сказали, что мы можем идти. Я не знаю, что стало решающим фактором и почему нас в итоге освободили. Хочу поблагодарить всех, кто помогал и поддерживал!
Пётр Верзилов:
"У меня в Кении есть контакт приятеля, который знает сына президента Южного Судана. Сейчас он находится в США и там решает какие-то южносуданские вопросы. Я позвонил этому сыну. Соответственно, сын связал меня с неким функционером нацбезопасности, который, как я понимаю, сыграл решающую роль в нашем освобождении".
Наша главная проблема была с пилотами, потому что для путешествия по Уганде и Южному Судану я арендовал самолёт "Цессна Караван", и у нас был запланированный маршрут. Но в Южном Судане у аэропортов нет огней, они не работают по ночам. Например, столичный аэропорт Джубы принимает только до 6 вечера. Поэтому наши пилоты очень нервничали и в какой-то момент сказали, что не могут ждать, когда нас отпустят. Когда они улетали, мотоцикл службы безопасности Капоэты выехал на взлётную полосу и перегородил путь самолёту. Силовики потребовали с пилотов 400 долларов за разрешение на взлёт, и тем пришлось заплатить.
В общем, наш самолёт улетел, а мы остались в Капоэте. Варианта было два: остаться на ночь в Капоэте и лететь утром регулярным рейсом, который, на наше счастье, существовал. Либо ехать в ночь – ехать всего 250 км, но все, у кого я спрашивал, настоятельно рекомендовали этого не делать: дорога очень опасная, много блокпостов, можно потерять время и опять попасть в заключение. Кроме того, на дороге постоянно грабят и убивают. Мы связались с начальником конвоя ООН, и он сказал, что ночью даже солдатам ООН запрещено ездить по этой трассе.
Тогда мы попытались попросить охрану у местных чекистов. Но наш собеседник (тот самый, что лежал с огнестрелом в больнице Джубы) рассказал, что оба ответственных лица – человек, который может отдать солдатам приказ о сопровождении, и человек, который может выдать им оружие, – сейчас очень пьяны и не готовы дать такую команду.
В итоге мы решили переночевать в городе и утром спокойно выбираться. Вечером к нам в кафе пришёл человек из КГБ, который утром нас задерживал, и сказал, что с нами хочет говорить губернатор Луис Лобонг Лойоре, бывший бригадный генерал Народно-освободительной армии Судана. Губернатор действительно позвонил и принёс официальные извинения нам и нашему гиду-водителю, которого чекисты ещё и избили. Он пообещал, что будет проведено расследование, и сказал, что будет очень рад, если мы, несмотря на всю эту историю, ещё раз посетим Капоэту.
Утром мы пошли на местный рынок, чтобы купить билеты в Джубу. Я думал, на этом всё закончится, но всё ещё только начиналось...