November 30, 2020

Башкирия – це Европа!

Многие российские мэры сочтут моё предложение невероятным, но вовсе не обязательно избавляться от исторического наследия наших городов путём сноса и поджога! Понимаю, что после стольких лет практики это звучит дико. Конечно, легче запустить исторические кварталы и отдельные здания до такого состояния, чтобы потом можно было спокойно их уничтожить и отстроить на их месте жилую многоэтажечку или вырвиглазный ТРЦ.

Но есть и другой путь. Мэрия могла бы исторические здания доверять бизнесу с условием их восстановления. Такие примеры есть, но их пока немного. Скажем, в Волгограде местный предприниматель реновировал контору Царицынского склада Жигулёвского пивоваренного завода – получился крутой бизнес-центр:

А в Уфе архитектурное бюро восстановило здание образцовой хлебопекарни купца Егоршина начала XX века.

Фото: Тимур Шарипкулов / Ufa1.ru

Это хороший пример того, как почти заброшенное, разрушающееся здание превратить в новое место притяжения горожан. Авторы проекта говорят, что спустя более 100 лет там снова откроется пекарня!

Бывшее здание пекарни Егоршина находится в Уфе на улице Красина, на границе новых районов и частного сектора. В последние годы оно было почти заброшено, пока за него не взялось архитектурное бюро "Проект-М". Было:

Фото: "Проект-М" / UTV.ru

В процессе:

Фото: "Проект-М" / Facebook

Стало:

Фото: @proekt_m

Как рассказывает главный архитектор Павел Мазин, для восстановления здания использовался оригинальный кирпич:

"Вся цокольная часть была разрушена. На всей лицевой части осыпался кирпич. И, в принципе, весь объект находился в предаварийном состоянии. Поэтому мы, например, нашли старый кирпич — прямо тех годов, тех же размеров. Приобрели его, привезли сюда. Я купил специально камнерезный станок, чтобы этот кирпич фигурно вырезать, привёз его сюда. Потому что сейчас нет [такого] производства, а хотелось сделать именно их тех материалов".

В общей сложности на реновацию потратили 9 миллионов рублей, причём основная часть денег ушла на подведение коммуникаций: раньше в здании не было ни канализации, ни центрального отопления.

Кроме того, пришлось пристроить бетонную стену ради лестницы на второй этаж:

У некоторых уфимцев недоумение вызвала современная пристройка с лестницей, которая появилась рядом с историческим зданием и явно выделяется на его фоне.

— Знаете, для меня так и осталось загадкой, как люди попадали на второй этаж. В здании следов лестницы между этажами не нашли. Был вариант делать лестницу либо внутри хлебопекарни, либо вынести ее наружу. Здание же небольшое, всего 100 квадратов, по 50 на этаж. При первом варианте лестница съела бы пространство, и выбрали второй, — добавил Мазин.

Было:

Фото: Тимур Шарипкулов / Ufa1.ru

Стало:

Фото: Тимур Шарипкулов / Ufa1.ru

Я недаром начал с того, что здание реконструировали архитекторы. Здесь кроется главный подвох и основная опасность. Многим кажется, что архитектор и реставратор – это почти одно и то же, но на самом деле у них противоположные идеологические подходы.

Архитектор – профессия амбициозная. Любой архитектор работает для того, чтобы оставить свой след в истории. Поэтому когда архитектор занимается реставрацией, он обязательно привносит что-то своё, чтобы его имя тоже как-то было связано со зданием. Реставратор – наоборот, он стремится досконально всё восстановить, он буквально собирает историю по камешкам. Это суперконсервативный подход, у реставратора нет творческих амбиций.

Когда мы говорим про сохранение исторического наследия, возможны оба варианта, и здесь всё зависит от конкретной ситуации. Безусловно, мы не можем маниакально сохранять все подряд исторические здания без учёта современных реалий. Многие здания будут просто стёрты с лица земли, если не придумать, как вдохнуть в них жизнь, как адаптировать их к современным условиям.

К примеру, сегодня в жилых домах должен быть водопровод и канализация. Если это музейный дом, то и речи не идёт о том, чтобы туда что-то провести. Но если это историческое наследие, которое находится в городской ткани, то оно в любом случае должно как-то адаптироваться, и здесь нужно соблюдать баланс.

В данном случае современная пристройка – это вполне корректное решение. Пристройка довольно аккуратная и, стоит отдать должное архитекторам, не многоэтажная, как у нас любят делать. Архитекторы максимально точно и бережно сохранили историю, при этом здание стало актуальным и сможет прослужить ещё долго, потому что им будет комфортно пользоваться. Но к реставрации всегда нужно подходить очень осторожно, потому что на этот корректный пример приходится десяток совершенно некорректных.

Заодно восстановили историческую вывеску и сделали подсветку:

Фото: Тимур Шарипкулов / Ufa1.ru

Теперь в тёмное время суток пекарня тоже круто смотрится:

Фото: "Проект-М" / Facebook
Фото: "Проект-М" / Facebook

Входная группа получилась неплохая, хоть и пластиковая.

Фото: "Проект-М" / Facebook

Внутри пока идёт отделка. Это интерьер второго этажа.

Фото: Тимур Шарипкулов / Ufa1.ru

В Уфе сейчас действует программа "Один рубль за один квадратный метр". По ней в течение первых трёх лет инвестор реставрирует здание и платит обычную аренду, а после ввода в эксплуатацию получает льготную ставку в один рубль и может сдавать здание субарендаторам. По расчётам Павла Мазина, вложенные им средства окупятся в течение 10 лет:

"Тут рядом налоговая, миграционный центр, и думали, отдать ли помещения под офис. Это самое очевидное. Популярны еще всякие парикмахерские и SPA-салоны. В идеале, конечно, чтобы наш выбор носил характер исторической справедливости. И мне друзья подсказали идею про хлебопекарню. На первом этаже у нас будет собственное производство хлеба, а на втором — его продажа. Этакое кафе при пекарне. Мне некоторые говорили, мол, реконструкция невыгодна финансово, но я думаю, что эту идею можно превратить в бизнес".
Фото: @proekt_m

Пишут, что одна уфимская пекарня уже заинтересовалась помещением. Будет очень круто, если это здание вернёт себе ещё и историческую функцию!