November 21, 2020

Очень крутая Барселона

Фото: Logan Armstrong / Unsplash

Когда только начали появляться первые полностью пешеходные улицы, многие были уверены, что это путь в никуда. "Город просто не может существовать без машин! Кому нужны все эти улицы с кафе и ресторанами, если до них нельзя доехать на личном автомобиле?" Но потом оказалось, что на пешеходных улицах все любят гулять, как пешеходы, так и заядлые автомобилисты, и сегодня даже в небольших российских городах есть свой "Арбат", на который местные обязательно ведут родственников и знакомых из других мест.

Несмотря на это, взрывного роста количества улиц без машин у нас не произошло. Пешеходные улицы по-прежнему воспринимаются многими как некие парки, в которые можно сходить отдохнуть, но невозможно развернуть в масштабах всего города.

При этом в мире не стали останавливаться на создании отдельных пешеходных улиц – пешеходными постепенно становятся целые районы и города, причем особенно активно преобразования стали происходить во время коронавирусного кризиса. В Европе активно начали обустраивать новые пешеходные зоны и велодорожки. Люди вдруг осознали, что жить можно иначе, без машин, в удобных и экологически чистых городах. И на достигнутом никто не останавливается.

В Барселоне городские власти собрались превратить каждую третью центральную улицу в зелёную зону, свободную от автомобилей!

Городской совет города планирует преобразовать 21 улицу и 21 дорожную развязку в центральном густонаселенном районе Эшампле в парки и общественные пространства, куда не будет доступа автомобилям.

Не нужно думать, что это местный эксперимент в небольшом районе города. Эшампле возник в XIX веке и между Старым городом и множеством маленьких городов, ранее окружавших Барселону, а в XX веке район стал наиболее населенным в Барселоне. Сегодня там проживает больше 260 тысяч человек. Представляете, если бы в центре одного из российских городов кто-то предложил треть улиц сделать полностью пешеходными?

Одна из основных идей властей – обеспечить каждого жителя безопасным открытым зеленым пространством в пределах 200 метров от его дома. Общая площадь новых пешеходных территорий будет около 334 тыс. квадратных метров, что должно также помочь столице Каталонии решить проблему загрязнения воздуха.

Городские власти заявили, что продумают доступ общественного транспорта к новым пешеходным территориям, то есть совсем без транспорта никто не останется.

Понятное дело, что столь масштабные преобразования не происходят быстро. Ожидается, что на создание пешеходных улиц уйдет около 10 лет, работы хотят начать в 2022 году. Преобразование района — это часть генерального плана Superillas, который появился еще в 2016 году и сейчас получил свое дальнейшее развитие.

Круто, что сегодня во многих городах активно меняется подход к формированию городской среды. Чаще всего именно хорошие общественные пространства в виде пешеходных улиц формируют лучшие впечатления о городе.

Фото: Edu Bayer, Городской совет Барселоны / dezeen

В России подобные предложения до сих пор повергают в ужас как водителей, так и представителей власти. Обычно в ход идут тезисы о XXI веке, удобстве, климате и так далее. Но рано или поздно все изменится. Коронавирус закончится, люди снова поедут отдыхать в Европу, посмотрят, как изменились там города, и, может, наконец зададутся вопросом: "А почему так нельзя сделать у нас?"

При подготовке поста были использованы материалы dezen.