September 15, 2020

Бишкек: чудесные люди в ужасном городе

Возвращаюсь из Бишкека в Москву, переполненный восторгом! Это была совершенно спонтанная поездка. Несколько месяцев назад я увидел в интернете фотографии стикеров с моим именем, которые какие-то ребята расклеили по Бишкеку. "Хм, вызов принят!" – подумал я и записал себе в план путешествий Киргизию. Потом начался коронавирус, границы закрыли, и я уже почти забыл о своих планах, как вдруг на глаза мне попалась новость, что Киргизия открывает границы для граждан России!

Всё! Дальше поиск билета, удобных рейсов нет, только через Стамбул, но разве меня остановят сложности? Почти сутки в пути с долгой пересадкой – и вот в иллюминаторе заснеженные вершины гор, окружающих Бишкек, поля и дороги с нанизанными на них, словно бусины, сёлами.

В Бишкеке я был последний раз 10 лет назад, во время революции. Как вы, возможно, помните, тогда в Киргизии свергли президента Курманбека Бакиева, который сам пришёл к власти в результате Тюльпановой революции 2005 года.

В 2010-м всё произошло быстро и довольно неожиданно, хотя клан Бакиева за пять лет успел провороваться, ввергнуть страну в нищету и при этом повысить тарифы для населения. 6 апреля беспорядки начались в Таласе, 7 апреля перекинулись на Бишкек, а 8 апреля столичные силовики решили пострелять по толпе и получили хаос. В город хлынули толпы агрессивных людей из провинции, которые захватили все административные здания, а потом добрались и до арсеналов. Они разгромили и разграбили Бишкек и держали горожан в страхе, пока 9 апреля милиция и народные дружины не начали наводить хоть какой-то порядок. Сам Бакиев ещё 7 апреля сбежал из столицы в Джалал-Абадскую область, а 19 апреля нашёлся уже в Белоруссии, где с тех пор и сидит.

Сегодня всё относительно спокойно, хотя ещё несколько месяцев назад бывшего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева приговорили к 11 годам тюрьмы за коррупцию. В прошлом году его дом брали штурмом, который вылился в настоящее побоище, так что, очевидно, война кланов в стране не прекращается.

В Киргизии вообще народ очень вольный и в плане стремления к политических свободам очень напоминает украинцев. Я не знаю, как так вышло, учитывая что, все соседние страны десятилетиями подмяты под местных диктаторов. Возможно, сказывается кочевое прошлое киргизов. Дольше всех – 25 лет – продержался первый президент независимой Киргизии Аскар Акаев, который очень любил эффектно побеждать на выборах и продлевать свои полномочия на референдумах, пока его не настигла Тюльпановая революция. С тех пор сменилось три президента (включая и.о. Розу Отунбаеву), сейчас правит четвёртый – Сооронбай Жээнбеков.

Я люблю спрашивать у людей, что хорошего есть в их городе. Иногда мне отвечают: "Люди у нас хорошие и природа". Этот ответ обычно можно перевести как "Нет у нас ничего хорошего, совсем". Я постараюсь объяснить, почему так. Природа действительно может быть удивительной, но природа – это не заслуга людей. Природа такая, какая есть, не человек создал все эти горы, озёра и реки. Достижение человека – что он природу не уничтожил, не вырубил леса, не загадил реки, не застроил зелёные склоны холмов. Но саму природу я бы не называл достижением конкретного города и его жителей. То же самое можно сказать про людей. Я объехал весь мир и могу сказать, что люди везде хорошие. Да, в разных странах разные культуры, менталитет, обычаи встречать гостей. Но я не назову вам страну, где были бы плохие люди.

Но с Бишкеком это правило не работает. Это один из немногих городов, который действительно может гордиться удивительной природой и невероятными людьми. Киргизы любят природу, любят свои горы, водопады и невероятно голубые озёра. В этом плане киргизы чем-то похожи на норвежцев: в Норвегии любовь к природе – национальная идея и главная скрепа. А пейзажи вокруг Бишкека где-то напоминают Исландию, где-то Швейцарию или Новую Зеландию. Здесь на самом деле удивительные места, и мне было ужасно обидно, что я приехал всего на несколько дней и просто не успел подняться в горы.

А ещё в Киргизии удивительные люди. И это я пишу не из вежливости. Таких открытых и добрых людей я не встречал, наверное, ни в одной стране. Когда я спросил, где самые красивые места вокруг Бишкека, мне за час пришло 2000 сообщений, и половина и них была с предложением встретить, забрать, провести, показать. И это не навязчивое гостеприимство, которое можно встретить на Востоке, это искреннее желание помочь. Такое отношение можно почувствовать только от родных и близких тебе людей, от хороших друзей. Но я совершенно чужой для них человек. Все три дня меня не оставляло чувство, что я не достоин такого тёплого приёма. В какой-то момент мне показалось, что меня с кем-то перепутали. Здесь я хочу сказать спасибо всем, кто мне писал, помогал, давал советы.

Киргизия – это невероятно открытые и добрые люди, которые живут в очень плохих городах.

Если отвлечься от природы и гостеприимства, то дальше всё становится грустно. Столица Киргизии Бишкек застряла далеко в 90-х и не собирается оттуда вылезать. В то время как другие города развиваются, идут вперёд, Бишкек отстал от поезда прогресса.

Я понимаю, что киргизы очень болезненно относятся к критике. Некоторые считают, что гость вообще не имеет права критиковать и указывать на недостатки. Но я буду максимально честен. Бишкек – ужасный город.

Он был основан в 1878 году, а рост происходил уже при советской власти. Вы тут не найдёте какой-то богатой истории, культурных слоёв, интересных деталей. Советская власть оставила помпезные сталинские дворцы и театры, широкие проспекты, зелёные бульвары, районы типовых пятиэтажек, коробки серых бетонных административных зданий. Современная независимая Киргизия облепила этот прочный каркас пёстрыми пристройками, рекламой, неуместными вывесками, торговыми центрами, самостроем, неуместными жилыми комплексами.

Сегодня в городе нет вообще ничего, чем можно было бы гордиться. У Бишкека нет достижений. Он как отстающий ученик в классе. Знаете, как иногда бывает: хорошие родители, добрый, отзывчивый, опрятно одетый школьник, но в учёбе что-то не клеится, с двойки на тройку. Учителя его как-то тянут, но скорее из жалости.

В Бишкеке нет нормальной системы общественного транспорта. Нет ни одного хорошего современного общественного пространства, площади или парка. Нет ни одного классного нового здания, которое было бы не стыдно разместить на открытке. Нет в Бишкеке культуры вождения, нет тротуаров, нет ни одной визуально чистой улицы, где в глаза бы тебе не впивались рекламные вывески. Нет велодорожек, нет ни одного хорошего жилого района.

Я не знаю, почему так. Для меня это самая большая загадка. Казалось бы, такие замечательные люди, но почему город в таком состоянии? Почему эти замечательные люди не требуют привести его в порядок? Почему замечательные люди свергают неугодных президентов, сажают в клетки мэров, но не могут добиться того, чтобы в центре города просто сделали тротуары? Как вообще допустили, что Бишкек так деградировал за 30 лет независимости?

Я просыпаюсь рано утром и иду бегать. Сейчас я активно тренируюсь – подготовка в марафону – и бегать надо каждый день. Я люблю бег: для меня это хороший способ отключить телефон, отвлечься от всех проблем и просто бежать вперёд по улицам, между прохожих и машин. Когда я бегу, я словно оказываюсь в какой-то компьютерной игре, где наблюдаю за собой, главным героем, со стороны. Это очень интересное чувство. И я люблю изучать город на бегу. Но в Бишкеке бегать оказалось не так просто!

В центре города нет ни одного километра тротуаров без разбитой плитки, ям, колдобин. Даже здоровому взрослому человеку сложно идти по Бишкеку, а представьте, в каком аду оказываются пожилые и маломобильные люди! Как вообще передвигаться по Бишкеку с детской коляской? С чемоданом? Как быть в Бишкеке инвалиду?

Бишкек – очень несправедливый город. Тут киргизские патриоты могут сколько угодно бить себя в грудь, но сегодня столица Киргизии показывает просто эталонно скотское отношение к самым незащищённым людям. Если у тебя нет денег, если ты заболел, если ты старый, ты становишься человеком второго сорта. Тебе недоступна даже такая малость, как просто погулять по городу.

Когда я приехал, в соцсетях начали обсуждать, что меня пригласила мэрия Бишкека, чтобы я пропиарил город. Какие-то странные и неумные киргизские блогеры уже чуть ли не цены на мой приезд назвали. Я даже на минутку представил, как бы это могло бы быть. Ну вот звонит мне мэр Бишкека и говорит:

— Дорогой Илья! Не могли бы вы пропиарить Бишкек? Давайте снимем фильм о том, какой у нас замечательный город! Расскажем всем о наших успехах и достижениях!
— Хм... хорошая идея. А деньги у вас есть? — спросил бы я осторожно.
— Сколько?
— Миллион рублей! — а что, гулять так гулять, подумал бы я.
— По рукам, брат! — ответил бы мне мэр, не задумываясь.
— И ещё пусть меня встретят на карете, запряжённой осликами!
— Без проблем, уже запрягаем!
— Только не вздумайте запрягать серых осликов! Я себя не на помойке нашёл, только белые дорогие ослики!

И вот я бы прилетел в Бишкек по приглашению мэра города, меня бы встретили на карете с осликами... и что дальше? Ну то есть даже если на секунду поверить в тот бред, который распространяют некоторые неумные киргизские блогеры, о чём можно написать рекламный пост? Как похвалить Бишкек? Какие достижения есть?

Я бы сам заплатил кому-нибудь, чтобы он пропиарил Бишкек, очень интересно, как это можно сделать.

Конечно, меня не приглашала никакая мэрия. Но в первый мой день со мной связался мэр Бишкека Азиз Суракматов и пригласил на ужин. Сразу скажу взволнованным борцам с коррупцией: мэр подарил мне национальную шапку, за что ему огромное спасибо. Я в свою очередь пообещал отправить мэру свою книгу "100 советов мэру". В целом мы довольно конструктивно пообщались, я, как всегда, сказал всё, что думаю, и даже не был за это бит. Что, согласитесь, определённый успех.

01. С точки зрения архитектуры, в Бишкеке нет ничего интересного. Город молодой, был основан в 1878 году, никаких заметных исторических слоёв тут нет. Расцвет и развитие приходится на первые десятилетия советской власти. Именно тогда все силы были брошены на обустройство молодых советских республик. Так называемая сталинская архитектура обычно нравится обывателю. Она выглядит сложно и нарядно: множество декора, колонны, портики, массивные двери. Но с точки зрения искусства она, за редким исключением, вторична и предсказума. Особенно то, что строили на окраинах советской империи. До Средней Азии редко добирались именитые талантливые архитекторы, да и денег не так много, как в Москве или Ленинграде. Так что приходилось довольствоваться типовыми или довольно простенькими проектами. Бишкек тут не стал исключением. Тут есть немного советских зданий без претензии. Но даже то немногое, что осталось, современные киргизы умудрились засрать. Ну вот, например, как можно было вставить сюда убогую китайскую дверь? Вы чего?

02. Вообще, разглядеть архитектуру в городе очень сложно. Количество рекламы такое, что Бишкек за ней иногда просто не видно.

03. Вспомните улицы, по которым вам приятно гулять. Не знаю, может быть, улочки европейских городов или новые зелёные улицы Москвы. В Бишкеке очень мало улиц, по которым было бы приятно идти. При любой возможности тут с одной стороны тебя подпирают припаркованные машины, а с другой – обросшие самостроем и рекламой фасады зданий. С такой улицы хочется скорее сбежать куда-то, спрятаться и никогда больше не выходить на из дома.

04. Ещё один пример. Довольно интересный и яркий советский фонтан. Он сейчас почему-то не работает. Раньше этот фонтан был главным ярким пятном, архитектурной доминантой небольшой площади перед домом. Теперь он почти не читается, потому что каждый арендатор в здании напротив сделал себе пёструю вывеску. Почему в Бишкеке не регламентируют внешний вид вывесок? Почему фасады зданий похожи на газету бесплатных объявлений?

05. Сравните, как могло бы быть. Вот здание, которое каким-то чудом не изуродовали.

06. А вот здание вокзала. Сейчас он не работает, из-за закрытых границ поезда не ходят. Внутри вокзала стоит мужик в военной форме и запрещает снимать. Почему? Никто не знает. То есть в Нью-Йорке, Лондоне, Париже я могу совершенно свободно зайти на любой вокзал и делать его фотографии, а в Бишкеке нельзя. Тут это стратегический объект! Неработающий вокзал у них внезапно стал секретным! Хотя, возможно, директору вокзала просто стыдно, что он выломал исторические витражи и вставил дешёвые пластиковые стеклопакеты, вот он и боится, что кто-нибудь это сфотографирует.

Как улучшить здание вокзала?

1. Убрать бегущую красную строку. У вас всё-таки вокзал, а не обменный пункт.
2. Убрать с главного фасада кондиционер. Я думаю, это кабинет директора, кстати ;)
3. Бездельника в военной форме, который там внутри стоит, отправить на строительство дорог. Пользы точно будет больше.

07. А это здание университета. Очень забавная архитектура, конечно. Явно в своё время в Бишкек отправили работать студента-двоечника. Совершенно непропорциональные колонны для коринфского ордера. Всё-таки такие пропорции больше подходят дорическому. Я, кстати, думаю, изначально тут дорический и предполагался, просто в последний момент решили сделать побогаче. Зато мы видим очень наивные и нелепые попытки добавить национальные мотивы. Наверху стоят мужик с бабой, тоже совершенно не пропорциональные этому зданию, и смотрят в светлое будущее. Насчёт архитектуры можно было бы долго спорить, но судя по тому, что администрация университета залепила рекламный баннер между колонн, относятся тут к ней как к вешалке.

08. Милый ансамбль с башенками. Почти столица!

09.А дальше начинается уже позднесоветский модернизм. Если честно, всё это хрущёвско-брежневское монументальное говно навевает на меня тоску. Я вот совсем не фанат такой архитектуры. Самое грустное, что если сталинский классицизм ещё как-то пытался сохранять локальную идентичность, заигрывать с национальными мотивами, декором, узорами, то с 60-х годов идентичность заканчивается. Такие здания могут стоять в любом советском городе.

10. Площадь

11. Рыночек порешал.

12. Типовой кинотеатр "Россия". Кстати, обратите внимание, что в Бишкеке основной язык – русский. Почти все вывески и объявления делают на русском. А вот киноплакаты почему-то на киргизском.

13. Здание Национальной филармонии и статуя Манаса перед ней. Манас – это имя легендарного киргизского батыра, главного героя эпоса, который так же и называется. Считается, что Манас объединил киргизов, поэтому в стране ему ставят статуи. Конкретно этот комплекс был установлен ещё в 1981 году.

14. Попал под бишкекский дождь. Ну как "под дождь", это страшный ливень! За несколько секунд промокаешь до нитки. И вот первые капли уже падают на разбитые тротуары бишкекской столицы, а я срочно ищу укрытие. Внезапно вижу спасение – подземный переход! Да, тот редкий случай, когда и от подземного перехода может быть польза. Быстро прыгаю в переход, чуть не падая на крутой лестнице. И тут моему взору открывается просто подземный храм торговли. Бесконечные лавки и магазинчики! Здесь можно купить поесть, собрать ребёнка в школу, встретить его из школы и собрать в институт, отправить в армию, купить всё для свадьбы, построить дом, даже организовать похороны! В подземном переходе Бишкека можно удовлетворить любые жизненные потребности! Нельзя тут только купить зонт во время дождя.

15. Кстати, несмотря на наличие сети арыков, как и везде в Средней Азии, во время дождя затапливает все тротуары, так что остаться с сухими ногами решительно невозможно.

16. Вообще, о пешеходах в Бишкеке не думают. Наверное, по мнению киргизов, если у тебя нет денег на машину, значит ты должен страдать. Вот мы с вами находимся на главной улице столицы, проспекте Чуй. Там за кустами идеально ровный асфальт! Ни одной ямочки, ни одной трещинки, можно гран-при "Формулы-1" проводить. По этому асфальту ездит президент. А в 5 метрах тротуар, по которому невозможно пройти. По нему не ходит президент, мэр и другие чиновники. По нему ходят простые люди. На простых людей всем плевать.

17. Тротуары могут десятилетиями разваливаться. Вы можете себе представить, чтобы так выглядела дорога около президентского дворца или парламента? Чтобы мерседесы чиновников ездили по таким колдобинам? Нет. Вон там справа видно, какой идеально ровный на дороге асфальт. Видимо, власти считают, что пешеходы, старики, дети – это люди второго сорта, им ровные дороги не положены. Пусть прыгают по ямам.

18. Просто жесть. Вот прямо очень хочется, чтобы президент Киргизии тут прошёлся в своих модных лакированных туфлях. Хотел бы я посмотреть, как он будет тут прыгать. Уверен, сразу бы нашлись деньги уложить тут новый асфальт или красивую плитку.

19. И такая ситуация повсюду. С одной стороны – ровная дорога, с другой – разбитый тротуар.

20. Поскольку пешеход должен страдать, в Бишкеке почему-то есть подземные переходы. Напоминаю, что подземных переходов в нормальном городе быть не должно. Очень надеюсь, что власти Бишкека избавятся от этого недоразумения.

21. Кстати, в Киргизии сейчас какие-то модные новые автомобильные номера – пластиковые и объёмные.

22. Впрочем, не надо обольщаться, будто с дорогами тут всё хорошо. Нормальный асфальт есть только там, где ездят чиновники. Вот дом, в котором не живёт ни один киргизский чиновник. Тут асфальта не будет никогда.

23. Стоит немного отойти от центра...

24. Давайте теперь посмотрим, что в Бишкеке с общественным транспортом... Обсуждать тут, в принципе, нечего. Полнейшая деградация. Это очень хорошо нам знакомо по провинциальным российским городам, где мэрия годами разваливает системы общественного транспорта, доставшиеся от Советского Союза. Что мы видим на каждой остановке в Бишкеке? Рой маршруток! Дальше можно уже ничего не обсуждать.

25. Вместо того, чтобы сделать выделенные полосы и пустить нормальный вместительный общественный транспорт, который будет ходить по расписанию, мэрия просто скинула всё на частников, которые забили город маршрутками. Чем плохи маршрутки в нынешнем виде?

— Они работают на самых жирных и загруженных маршрутах, забирая пассажиров у муниципального общественного транспорта.
— Маршрутки не выполняют социальных функций. Они не работают на малозагруженных маршрутах, не работают поздно ночью. Такие маршруты владельцам микроавтобусов не интересны, ведь там не заработать. В результате в городе, где маршрутки вытесняют муниципальный общественный транспорт, пассажиры часто не имеют возможности добраться до отдалённых районов города, тем более в позднее время.
— Маршрутки не придерживаются расписания, система становится непредсказуемой. Вы не можете запланировать точное время поездки.
— Владельцы микроавтобусов часто не следят за их техническим состоянием, водители перерабатывают, часто нарушают правила в погоне за прибылью.
— Маршрутки недоступны многим людям, в них нельзя проехать с детской коляской или вещами, с велосипедом или на инвалидной коляске.

Фактически маршрутки просто паразитируют на городской системе общественного транспорта, убивая её.

26. Троллейбусная система в Бишкеке появилась в середине XX века. В лучшие годы в городе было целых 18 маршрутов, сейчас осталась половина. Несмотря на конкуренцию со стороны маршруток, закрывать его пока не собираются. Кстати, погонять любят не только водители маршруток!

27. Большая проблема в Бишкеке с культурой вождения. Это вообще отдельный пиздец. Когда я обратил на него внимание, многие киргизы сильно возбудились, сочтя, что я оскорбил весь киргизский народ. Вот что мы видим на этой фотографии? Перекрёсток. Впереди пробка, проехать прямо нельзя, но водители сигналят и требуют их пропустить. На перекрёстке стоит регулировщик, который не пускает поток машин, даже когда горит зелёный, чтобы они не блокировали перекрёсток. Водители возмущаются, они хотят ехать. В какой-то момент регулировщик буквально на секунду отвлекается, и поток машин занимает перекрёсток, упирается в пробку и блокирует движение машинам, которые ехали по проспекту Чуй. Что тут можно сказать? Бараны. Кто им дал права? Что вообще в головах людей, которые видят, что перекрёсток занят, но всё равно едут? Эти бараны гадят другим водителям, они создают пробки, если минуту назад стояла одна улица, то теперь встали две.

28. И такая картина почти на каждом перекрёстке. Вот такое меня ужасно бесит. Казалось бы, ну если нет у тебя мозгов, если ты не уважаешь других людей – ну сиди в своём кишлаке, пей кумыс. На хрена ты вообще в город приехал? Если у тебя интеллект как у рыбы, если ты не можешь понять, что правила дорожного движения не просто так придумали, что на занятый перекресток НЕЛЬЗЯ ВЫЕЗЖАТЬ, зачем тебе права и машина? Просто пиздец. Странно, что мэрия Бишкека до сих пор не повесила камеры и не штрафует за выезд на занятый перекрёсток.

29. Давайте теперь посмотрим на новые общественные пространства. Сразу надо сказать, что с ними всё очень и очень плохо. На сегодняшний момент в Бишкеке нет ни одного общественного пространства, за которое не было бы стыдно. Всё настолько плохо, но что не хочется даже это обсуждать. Ну вот, допустим, новый парк, который недавно открыли. Да, это парк. В это сложно поверить, но это парк. Они просто взяли пустырь, разровняли землю и замостили дорожки плиткой. Всё. Ну ещё фонарей понатыкали и лавочки расставили. А где деревья? Мне сказали, что мэрия придумала креативный ход: деревья должны высадить жители близлежащих домов! А что, удобно! Сегодня жители будут высаживать деревья. Завтра можно попросить жителей отремонтировать тротуар и убрать улицы. Ну а потом зачем останавливаться? Пусть жители по очереди ходят на работу вместо мэра!

30. Всё сделано максимально плохо. Вот одна из центральных аллей. Кто-то додумался нанести на дорожку автомобильную разметку. Пиздец... Как это объяснить? Особенно мило, что около лавочек разметка прерывистая. Типа, на лавочку можно садиться, а вот на газон уже нельзя идти, а то прав лишат!

31. Они реально дали проектировать парк дорожникам. За каким-то хреном установили огромные знаки, которые уместны скорее на шоссе, а не в парке. Хотя парком это недоразумение назвать язык не поворачивается.

32. Качество работ просто ужасное. Я вообще не понимаю, кто это строил. Вот чисто теоретически: где можно найти строителей, которые сделали бы такое? Был ли тут архитектор, был ли авторский надзор? Какой-то сплошной позор.

33. Про водоотвод и полив никто не подумал. Хотя тут вообще ни о чём не подумали. С одной стороны они забыли сделать систему орошения, вместо неё по земле раскиданы шланги с дырками, так что будущие газоны просто заливают водой. Газоны, правда, есть не везде. В каких-то местах их засеяли, в каких-то нет. Что такое водоотвод, местные строители вообще не знают, поэтому вода уже вымывает верхний слой почвы. Просто сплошное недоразумение.

34. Это велодорожка...

35. Ладно, идём дальше. А дальше у нас опять какой-то пиздец.

36. Я вообще не понимаю, что тут происходит. При этом этот парк мне посоветовали посетить ребята из мэрии. Они им гордятся.

37. Уличное искусство

38. Здесь же какой-то модный жилой комплекс. Тут можно пару слов сказать про современную архитектуру Бишкека. Если в советское время ещё как-то пытались сохранять локальную идентичность – добавлять национальные орнаменты и мотивы на здания – то теперь на это забили. Дешёвые отделочные материалы, случайные проекты... Главное, чтобы было похоже на дворец. Обычная провинциальная китайская архитектура. Очень грустно, что киргизы отказались от своей истории и культуры. Вместо того, чтобы сохранять свой стиль, мы сейчас видим примитивное заимствование. Зато "как в Париже".

39.

40. Ещё один парк. Он не такой убогий, как первый, но и тут гордиться нечем. Опять поле, разлинованное дорожками, лавочки и фонари. Так делали парки 70 лет назад. Сегодня в мире практикуется совершенно другой подход. Опять же, я много раз об этом рассказывал. Современный парк – это не просто дорожки и лавочки. Это хорошее зонирование, чтобы людям разных возрастов и социальных групп было чем заняться. Это грамотное использование территории. Это хорошая архитектура.

41. Тут же мы видим просто траву и дорожки. На этой траве не хочется сидеть, а играть нельзя из-за фонтанчиков системы орошения. Кстати, сегодня ее можно делать скрытой, чтобы не торчали эти трубы. В этом парке нет ни одного уютного места, где хотелось бы провести время. Я уже не говорю о том, что тут нет такой мелочи, как туалет.

42. Вместо того, чтобы потратить деньги на удобные лавочки со спинками, здесь поставили какие-то стрёмные скульптуры.

43. Я вообще не понял, что тут происходит. Вроде бы сделали заготовку под дорожку, но потом передумали и прямо в неё высадили деревья. Или наоборот всё было?

44. Интересное решение. Наверное, чтобы влюблённым парам было проще устраивать двойные свидания.

45. Казалось бы, в Средней Азии должны очень хорошо понимать ценность воды, но нет. Русло просто отгорожено бетонными блоками и заброшено. А ведь можно было сделать набережную.

46. Современные ЖК выглядят по качеству среды хуже, чем старые советские, хотя считаются элитным жильём. Вот двор, в котором ничего нет, кроме копеечных горок. Обратите внимание, что все деревья растут за его пределами.

47. Остатки былой роскоши

48. Даже дворовая эстрада частично сохранилась.

49. Тот случай, когда забор пригодился: игровую площадку никто не запарковал.

50. Люди сами у себя во дворе делают офигенные вещи, которые в 100 раз круче чем то, что делает мэрия в своих парках. Кто-то же реально взял и смастерил этот паровозик!

51. Местами Бишкек очень напоминает Россию.

52. Мило

53. Классную сделали перголу, но непонятно, почему под ней скамейки не поставили.

54. В целом дворы выглядят довольно заброшенными.

55.

56. Ценности сменились. Раньше было важно, где поиграть детям, теперь – где припарковать машину.

57. Лагерь бездомных

58. Они живут тут втроём, еду готовят прямо на улице. Говорят, что летом могут зарабатывать около 800 сом (760 рублей) в день, а зимой "будет туго", потому что работы не будет.

59. В Бишкеке есть улица, которая называется Интергельпо. Это вовсе не киргизское слово: в переводе с искусственного языка идо оно означает "взаимопомощь". Так назывался чехословацкий промысловый кооператив, который в 1924 году по призыву Ленина отправился в Киргизию (тогда это была Кара-Киргизская автономная область) строить социализм. Бригады строителей, рабочих и земледельцев состояли в основном из чехов, словаков и венгров, но уже в 30-е годы там было больше русских с украинцами.

60. Наряду с жилыми домами члены кооператива строили электростанции, заводы и фабрики. К 1930 году на долю "Интергельпо" приходилось 45% всей промышленности Киргизской АССР.

61.

62. Закончились приключения иностранцев в СССР довольно печально. Некоторые умерли от болезней, многих репрессировали, другие в 1940-е годы ушли на фронт и не вернулись. В 1943 году кооператив был расформирован, но некоторые потомки интергельповцев до сих пор живут в Бишкеке.

63. Сходил на Ошский базар! Замечательное место, но арбузы почему-то невкусные. Говорят, все вкусные арбузы продают в Россию! Но, может быть, мне просто не повезло.

64. Как на настоящем восточном базаре, тут есть полотняные навесы от солнца.

65.

66. 100 сом – это 95 рублей.

67. Пока покупателей нет, можно передохнуть.

68. Лепёшки в Киргизии называются "тандыр нан" или "токоч".