September 11, 2020

Хабаровск будет хуже Владивостока

Уже почти пять лет назад я летал в Хабаровск, чтобы сделать репортаж из серии "Плохой/Хороший".

У меня тогда многие спрашивали, какой город круче – Хабаровск или Владивосток. Это такой извечный вопрос, очень важный для жителей Дальнего Востока.

И для меня как для человека чужого и непредвзятого было как-то очевидно, что Владивостоку до Хабаровска очень далеко. Процитирую сам себя:

"Однозначный ответ есть – Хабаровск! Хабаровск в миллион раз лучше Владивостока. Почему?

– Хабаровск – это порядок, Владивосток – бардак;
– в Хабаровске есть нормальный общественный транспорт, во Владивостоке – бардак;
– в Хабаровске вежливые водители соблюдают правила, во Владивостоке – бардак;
– в Хабаровске очень чисто, во Владивостоке – помойка бардак;
– в Хабаровске берегут исторический облик и сохраняют старую архитектуру, во Владивостоке – бардак;
– Хабаровск – город с достоинством, во Владивостоке – бардак.

Единственный плюс Владивостока – это море. Да, повезло, но во всём остальном он и близко с Хабаровском не стоит. Кто вообще придумал сравнивать Владивосток и Хабаровск? Это как сравнивать Москву и Питер. Говорить, что Москва лучше Питера, могут только москвичи (как я), все остальные понимают, что Санкт-Петербург в миллион раз лучше Москвы, и нет тут причин для спора. Так же и здесь – говорить, что Владивосток лучше Хабаровска, могут только владивостокцы".

В прошлом году я вновь побывал во Владивостоке и обнаружил, что город становится всё хуже и хуже. Казалось бы, в этих условиях Хабаровск должен оторваться, уйти далеко вперёд и стать недосягаемым. Но дальневосточные города почему-то решили соревноваться не в прогрессе, а в деградации.

В Хабаровске нашёлся почётный дорожник, который считает, что городу не нужен современный и комфортный общественный транспорт. Дорожника интересуют только дороги. Поэтому в городе не будет ни новых трамвайных линий, ни даже выделенных полос для автобусов, а нищеброды, которые не могут позволить себе автомобиль, пусть ездят в общем потоке на ПАЗиках или их китайских аналогах.

Так решил начальник управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Александр Семёнович Шарабарин.

"13 января 2020 года на должность начальника управления дорог и внешнего благоустройства назначен Шарабарин Александр Семенович. Он родился в 1963 году, имеет два высших образования: в 1985 году окончил Хабаровский политехнический институт, в 2001-м – Дальневосточную академию государственной службы. Александр Шарабарин имеет опыт руководящей работы более 16 лет.

Награжден Почетной грамотой губернатора Хабаровского края, Благодарностью министерства транспорта РФ, нагрудным знаком «В память 200-летия управления водяными и сухопутными сообщениями» и медалью «За строительство автодороги «Амур» министерства транспорта РФ, медалью МЧС России «За содружество во имя спасения», нагрудным знаком «Почетный дорожник России»".
Фото: "Хабаровские вести"

Во всяком случае, это следует из его ответа на обращение:

Скан: @olter95

К сожалению, Александру Семёновичу очень хочется превратить Хабаровск в такой же автомобильный ад, как Владивосток. Почему-то транспортные решения, которые с успехом применяются в современных городах, ему кажутся "фантазийными".

Если бы Шарабарин открыл список всех трамвайных систем в мире, он бы охуел от увиденного. Потому что многие из них были открыты за последние 20 лет. Франция, Испания, Великобритания, Китай, даже Северная Африка – везде появляется современный, экологичный и комфортный общественный транспорт. И только хабаровские дорожники такое развитие считают "фантазийным".

Трамвай в Лионе

Трамвай с выделенными путями, платформами и турникетами в Касабланке (Марокко)

Трамвай в Алжире

И почему, кстати, позитивный зарубежный опыт – это "оторванность от реальности"? Оторванность от реальности – это когда ты продолжаешь херачить хорды и развязки, расширять дороги и уничтожать общественный транспорт вместе с пешеходной инфраструктурой, что в развитых странах перестали делать ещё 30 лет назад. А потом сидишь и удивляешься: "Ай-яй-яй, откуда здесь пробки? Мы же выдрали отсюда трамвайные рельсы и прогнали автобусы с выделенок, должно было всё поехать!"

Жалобы на "текущую экономическую ситуацию" тоже удивляют. Насколько я знаю, Россия тратит кучу бабла именно на Дальний Восток, есть даже целое министерство по его развитию. Не думаю, что очень сложно обосновать необходимость выделения средств на развитие транспортной системы и закупку современного подвижного состава. Те же хорды с развязками стоят не дешевле, только они портят городскую среду, а не улучшают её.

Тут возникает вопрос, почему какие-то дорожники вообще отвечают за всю мэрию и решают транспортные вопросы в городе. У Хабаровска вроде есть управление промышленности, транспорта и связи, которое должно заниматься как раз развитием общественного транспорта. Конечно, в этом управлении тоже всё намешано в одну кучу, должен быть самостоятельный дептранс, но всё-таки...

Из-за таких вот дорожников всё больше крупных российских городов превращается в непригодное для жизни пространство. Это уже произошло с Челябинском, прямо сейчас это происходит, например, с Тюменью и Новосибирском.

Если Хабаровск будет развиваться так, как хочется некомпетентным дорожникам, из него просто получится второй Владивосток. Или даже хуже, потому что Владивосток давно уже просрал все полимеры, а у Хабаровска всё было, нужна была только воля, чтобы не пойти по деструктивному пути.

Сейчас из 5 действовавших троллейбусных маршрутов в городе остался только один, из 10 трамвайных – три. И это, напомню, в тот момент, когда весь цивилизованный мир восстанавливает системы электротранспорта или строит новые.

Поэтому если мнение Шарабарина всё же возобладает, предлагаю сразу переименовать Хабаровск в Шарабаровск, чтобы увековечить имя этого выдающегося хозяйственника.