August 1, 2020

Кому нужна история, когда есть крабы?

Фото: Данила Ремизов / Facebook

Недавно в Москве на углу Маросейки и Петроверигского переулка открылся новый рыбный ресторан "Охотка". Казалось бы, ну открылся и открылся. Что здесь такого?

Дело в том, что владельцы ресторана для создания привлекательной витрины решили в памятнике регионального значения XIX века разрушить фасад, сделав из двух окон одно. Причем это не какой-то самострой – департамент культурного наследия Москвы выдал разрешение на проведение работ, эксперты посчитали, что «переустройство двух окон в единый проём с сохранением замковых камней» является обратимой мерой и не будет противоречить предмету охраны.

Доходный дом с лавками XIX-XX вв, в основе которого главный дом и флигель городских усадеб В.П.Измайлова, Я.А.Голицина, А.В.Репнина, 1770-1790 гг, теперь выглядит совершенно не так, как задумывал архитектор, но это, видимо, никого не волнует:

Фото: Михаил Костин / Instagram, Покровка и окрестности

Эта история показывает, насколько многие равнодушны к сохранению памятников архитектуры. Ради получения дополнительной прибыли люди готовы разломать здание, выломать окна, поставить новые двери, при этом никого возмущения не возникает, никому до истории дела нет. И подобное происходит не только в Москве.

Кроме того, это лишний раз доказывает, что все многочисленные службы, ведомства и надзорные органы, созданные с целью сохранять историческое наследие, абсолютно бесполезны. Обратите внимание на внешний вид памятника архитектуры: здание просто увешано кондиционерами.

Понятное дело, что помогать малому бизнесу важно и нужно, новые кафе и рестораны – это не только новые точки притяжения для жителей города, но и развитие экономики, источник дохода для города, куда будут потом идти налоги. Это все здорово.

Но все же стоит разграничивать деньги и историю. Всегда можно и в старом здании создать уютное кафе, можно обустроить летнюю веранду, а хочется сделать необычный фасад – полно новостроек. Можно, конечно, открыть ресторан в Эрмитаже или в храме Василия Блаженного, прорубив там большое окно, и продавать хот-доги. Только вот стоит?

Сначала мы боремся за чистоту фасадов, вводим дизайн-код, регламентируем внешний вид вывесок, а потом берем и фактически разрешаем перестраивать здания. И какой в этом смысл?