July 22, 2020

Лукашенко хороший, а трамваи плохие

В соседней Белоруссии скоро выборы президента, и там разразилась масштабная битва добра со злом. Зло пока побеждает, потому что Лукашенко, нисколько не смущаясь, замочил всех серьёзных оппонентов.

Но мало кто знает, что борьба прошлого с будущим идёт не только на политическом уровне, но и на урбанистическом. Причём самое неприятное, что прошлое маскируется под будущее, а народ этому рукоплещет.

В Витебске есть неплохая трамвайная система, старейшая на территории нынешней Белоруссии. Хоть в городе и осталось всего 5 маршрутов, главный плюс витебского трамвая в том, что он ходит по обособленным линиям. Это значит, что если нормально обслуживать пути и подвижной состав, можно гарантировать высокую скорость движения. Никакие мудаки не будут подрезать вагон и гонять по рельсам.

Несколько маршрутов проходят по одной из главных улиц Витебска – улице Гагарина. Вот так она выглядела несколько лет назад:

Полноценные тротуары, три полосы движения, два обособленных трамвайных пути и много деревьев. Типичный советский проект, который без особых проблем дожил до наших дней. У трамваев, кстати, были даже платформы. Дряхлые, разваливающиеся, но их в любой момент можно было относительно легко привести в порядок.

Фото: Татьяна Матвеева / TUT.BY

Но тут на улицу Гагарина положили глаз великие реформаторы в руководстве Витебской области. Конец, как говорится, немного предсказуем... Эти долбоящеры, имея на руках готовую трамвайную систему с выделенными путями и платформами, решили за её счёт расширить дорогу для машин.

Фото: Татьяна Матвеева / TUT.BY
Фото: Татьяна Матвеева / TUT.BY

21 июля трамвайное движение по улице Гагарина прекратилось. И трамваи сюда больше не вернутся. Их заменили автобусами и беспроводным троллейбусом. Ну и маршруточки, конечно, никуда не делись!

Фото: Татьяна Матвеева / TUT.BY

Но самое чудесное – это реакция местных жителей.

— Люди очень радуются! — говорит Ольга. — Ведь улица давно нуждается в ремонте. Машинам здесь ездить неудобно: узкая дорога. Еще мы хотим, чтобы пустили троллейбусы. Один — 14-й — уже пустили. И это здорово! А если еще у нас тут построят большой магазин типа «Санты», «Грина», жители точно скажут спасибо.
«Жалко терять что-то привычное, но я не встречала в городе ни одного человека, который бы грустил по конным повозкам. Сотни лет они были самым востребованным и доступным средством передвижения. Но время идет, все меняется, — рассуждает горожанка. — Думаю, вряд ли трамваи полностью исчезнут с наших улиц (хотелось бы их сохранить как достопримечательность города), но улицу Гагарина давно пора расширять! По одной полосе в каждом направлении — это катастрофически мало. Движение со скоростью 20−30 км/ч по городу — это вообще не дело! И это скажет каждый житель этой улицы. Поэтому не стоит грустить!».
А вот Алевтина Петровна считает, что перемены на «многострадальную» улицу пришли благодаря вниманию главы государства:

— Спасибо огромное нашему президенту! Это ж подумать только: Лукашенко в среду на прошлой неделе открыл в Витебске Полоцкий мост и распорядился, чтобы привели в порядок нашу улицу. И уже через шесть дней к нам — на последнюю «бардачную» в городе улицу — пришли строители! А им [людям, которые не поддерживают президента] еще все плохо живется. Я со своим сыном сегодня даже поругалась из-за этого. Ему Лукашенко, видите ли, не нравится. А ведь только благодаря ему Витебск стал европейским городом.

Мне жаль расстраивать Алевтину Петровну, но тут важно уточнить: благодаря Лукашенко и его ставленникам Витебск стал не просто "европейским городом", а европейским городом 1970-х годов. К тому времени во многих городах Европы и США трамваи и троллейбусы были уничтожены во имя всеобщей автомобилизации, и этот процесс продолжался где-то до середины 90-х. Потом взгляды европейцев на то, каким должен быть современный город, поменялись, и с начала 2000-х во многих развитых странах открываются новые трамвайные и троллейбусные системы, либо расширяются и модернизируются старые.

Витебску не нужно было практически ничего делать, у него уже всё было. Отремонтировать несколько километров путей, переоборудовать старые платформы – и всё. Даже новые вагоны необязательно сразу закупать, главное – качественно обслуживать старые. И всё! У вас на магистральной улице есть шикарный общественный транспорт с очень высокой провозной способностью! И стоило бы это явно не дороже, чем расширение проезжей части и укладка нового асфальта на всём протяжении улицы.

Но нет, какие-то совки во главе Витебской области влезли со своим дурацким проектом, чтобы отбросить город в развитии на 50 лет назад. Это ровно то же самое, что происходит в большинстве крупных городов России из-за полной некомпетентности "крепких хозяйственников" – мэров и губернаторов.

Если белорусы (и особенно беларусы) действительно хотят быть европейцами, им надо научиться протестовать не только против власти 3%, но и против подобных проектов, которые ставят крест на будущем ваших городов.