June 29, 2020

Элитные трудовые лагеря для сотрудников АЭС

Фото: Минздрав РФ

Ситуация с коронавирусом показала, что в России вовсе не обязательно попадать в тюрьму, чтобы тебя поразили в правах. И я даже не про изоляцию и штрафы – возможно, ограничительные меры были бы эффективны, если бы их вовремя вводили и если бы все соблюдали правила.

Другое дело – что коронавирусный кризис открыл широкие возможности для злоупотреблений. Менты выполняют план по штрафам и нападают на мирных граждан, бюджетников принуждают идти на голосование по поправкам, а корпорации, в том числе государственные, держат своих сотрудников взаперти по нескольку месяцев.

Во всяком случае, именно так обстоят дела на предприятиях "Росатома", который называет себя "корпорацией знаний".

Сотрудников ряда АЭС (а конкретно работников блочных щитов управления – БЩУ) ещё в апреле начальство заставило подписать бумаги об изоляции в санаториях, принадлежащих "Росатому".

Как выяснило издание "Проект", им обещали, что на карантине придётся посидеть две-три недели. В итоге их продержали взаперти весь апрель, май и большую часть июня.

Тем, кто попал в санаторий "Орбита" в Курской области, запретили отходить от корпуса дальше чем на 100 метров, при этом в здании даже не было интернета. Утром за сотрудниками "Росатома" приезжал автобус, который вёз их на Курскую АЭС, вечером он отвозил их обратно.

Работников БЩУ Ленинградской АЭС вообще поставили перед фактом: сначала привезли в санаторий "Копанское" и только потом дали подписать бумаги о согласии на изоляцию. При этом директор департамента коммуникаций "Росатома" Андрей Черемисинов заявляет, что "они [сотрудники АЭС] идут в эти санатории, понимая свою ответственность", и никто их на цепях не держит.

Как это выглядит со стороны? Госкорпорация просто в добровольно-принудительном порядке изолировала своих сотрудников или на рабочих местах, или в санаториях, при этом иногда эти меры носили уведомительный характер: "Сегодня вы отправляетесь на изоляцию". Более того, им сразу же было сказано, что в случае нарушения карантина их уволят или как минимум оштрафуют. Только в мае руководители некоторых АЭС пошли на послабления:

"Все сотрудники БЩУ, с которыми удалось поговорить "Проекту", упоминают, что всем недовольным угрожали либо увольнением, либо санкциями — урезанием зарплаты или проблемами на переаттестации в случае протестов или самовольного ухода из санатория. В то, что дело дойдет до увольнения, мало кто верит, а вот санкции сотрудники воспринимают как вполне реальную угрозу.

Возможно, чтобы снизить градус недовольства, в мае, когда в некоторых регионах стали постепенно снимать карантинные ограничения, изолированным сотрудникам доплатили по 30 тыс. рублей , а руководители отдельных станций разрешили сотрудникам ездить по очереди домой".

Но самое странное, что некоторых сотрудников, у которых тесты подтвердили коронавирус, отправили по домам:

В числе зараженных оказался и Артем — когда его тест на коронавирус оказался положительным, он жил в санатории уже два месяца. Тогда мужчину просто попросили быстро собраться и, ни с кем не контактируя, уехать домой .

"Ладно я, но у нас после первого случая заражения домой отправили вообще всю смену с того блока, на котором работал заболевший. В этом один из парадоксов заявления директора. Он, убеждая нас подписать согласие [на изоляцию], упирал на то, что это делается для нашего блага, чтобы мы в том числе не заразили своих родственников", — рассказывает Артем. Последний месяц он находится дома вместе с семьей.

Возникает вопрос: какой тогда толк от этих "санаториев строгого режима" и сказок о безопасности? То есть вы просто держали людей взаперти 2,5 месяца, чтобы потом выпустить заболевших распространять инфекцию по городу?

А как дела с обнулением Путина? Тут всё идеально. Например, сотрудникам Курской АЭС раздали именные свидетельства, на которых было написано, что гражданин такой-то принял участие в голосовании "по одобрению пакета поправок в Конституцию".

А родственникам тех, кто оказался в санатории без паспорта, разрешили привезти документы, чтобы проголосовать смогли все.

"23 июня, за два дня до начала голосования за поправки в Конституции, сотрудникам некоторых станций начали разрешать возвращаться домой.

До сих пор изолированы в санаториях работники БЩУ Ленинградской, Смоленской и Курской станций".

UPD: Комментарий "Росэнергоатома" (подразделение "Росатома") по поводу ситуации с изоляцией сотрудников АЭС:

Мы бы хотели акцентировать ваше внимание на нескольких важных моментах:

Первое, оно же критически важное: атомные станции – это стратегические предприятия, обеспечивающие работу экономики всей страны, целых производств и городов, а еще это предприятия непрерывного цикла. Атомные станции нельзя просто так взять и остановить. Это невозможно, ни в силу особенностей технологического процесса, ни в силу их значимости – в европейской части России до 40% всей электроэнергии вырабатывается на АЭС. Поэтому, даже в условиях карантина, станции продолжали вырабатывать энергию.

Второе: мы, как и большинство других предприятий, перевели максимально возможное количество сотрудников на удаленку. Однако весь оперативный персонал атомных станций продолжал выходить на работу.

На каждой станции среди оперативников есть ключевые сотрудники, осуществляющие управление АЭС. Это те, кто работает на блочном щите управления или блочном пункте управления. Это не просто высококлассные специалисты, это люди, имеющие соответствующую лицензию Ростехнадзора. Без такой лицензии управлять АЭС нельзя! Как следствие, при отсутствии определенного количества таких сотрудников управлять энергоблоком или целой станцией – невозможно.

Третье: для того, чтобы избежать массового инфицирования ключевых сотрудников, было принято решение об их временной изоляции на базе наших профилакториев. Мы осознавали, что данное решение может спровоцировать вопросы, что могут быть несогласные как среди наших коллег, так и членов их семей. Но напомним, что на кону стояли вопросы ядерной и энергетической безопасности. Так что абсолютное большинство сотрудников отнеслось к такому режиму с пониманием.

По поводу условий проживания. Наивно предполагать и странно утверждать, что руководство АЭС поселило своих же высококлассных сотрудников в невыносимые и нечеловеческие условия. Наши профилактории – это комфортабельные комплексы с современным медицинским и спортивным оборудованием, расположенные в живописных уголках России. Убедиться в этом не сложно – любой может приехать и убедиться сам.

Что касается якобы отсутствия достоверной информации. Как долго мог продлится режим ограничений не мог никто сказать ни тогда, ни сейчас. Спрогнозировать как долго сотрудники будут находиться в таком режиме изоляции было невозможно. При этом сами директора АЭС каждые 2 – 3 дня общались с «блочниками» как накануне заселения, так и во время (с соблюдением всех требований в части карантинных мероприятий). Оперативно старались разрешить любые вопросы, в том числе бытового характера, которые, конечно же, имели место.

Продолжительность изоляции составила более 2 месяцев. На 9 станциях, в связи с улучшением ситуации с COVID, как в городах присутствия, так и на самих АЭС, было принято решение о переводе персонала из профилакториев на режим проживания дома (правда, многочисленные ограничения, связанные с коронавирусом, остались). На других АЭС режим изоляции в профилакториях либо продлен, либо прямо сейчас принимается решение о возвращении части специалистов домой, к семьям.

Подчеркиваем, эта система работает в две стороны – мы мониторим ситуацию постоянно, и исходя из ситуации на каждом из объектов и с каждым из сотрудников – принимаем решение о продолжении, введении или снятии изоляции.

Департамент коммуникаций Концерна «Росэнергоатом»