May 5, 2011

Samsung NX11

В конце 2010 года южнокорейская компания Samsung выпустила новый фотоаппарат серии NX – псевдозеркальную камеру со сменной оптикой Samsung NX11. Новинка представляет собой усовершенствованную версию аппарата NX10. Итак, с чем приходится иметь дело: беззеркальная камера со сменной оптикой, разрешение матрицы ажно 14,6 мегапикселей (я давно пытаюсь понять, зачем столько мегапикселей в подобных камерах), есть электронный видоискатель, вспышка и большой трехдюймевый жк-экран. В отличие от других камер этого сегмента, стабилизация изображения приохотит не за счет матрицы, а за счет сдвига линз на объективе. Вместе с камерой на тесте я взял четыре объектива, а всего до конца 2011 года в линейке будет около десятка объективов с фокусными расстояниями от 16 до 200 мм, включая, к примеру, портретник 85/1.4.

Технические характеристики Samsung NX11
Светочувствительная матрица: 23,4 x 15,6мм, Прибл. 14,6 МП
Объектив: Байонет Samsung NX
Стабилизация изображения: За счет сдвига линз объектива
Размеры и вес 123 x 87 x 39,8мм (без выступающих частей),  353г (без батареи и карты)

Дополнительно:
• Ультразвуковая очистка матрицы от пыли 3.0” AMOLED дисплей
• Электронный видоискатель VGA (640 x 480) 921 000 точек.
• Мультифокус: нормальный 15 точек, макро 35 точек
• Распознавание лиц : макс. 10 лиц
• Электронно-управляемый фокальный затвор с вертикальным движением шторки
• Экспозамер : матричный, точечный, ценровзвешенный
• Откидывающаяся TTL вспышка
• Режимы : Интеллектуальный автоматический режимSmart Auto,    Приоритет объектива, Программный, Приоритет выдержки,    Приоритет диафрагмы, Ручной, Пейзаж, Сюжеты, Видео
• Сюжеты: Ночь, Портрет, Дети, Пейзаж, Текст, Макро, Закат, Восход,    Контровой свет, Фейерверк, Пляж и снег
• Формат RAW : 14M (4592 x 3056)
• Запись MP4 видео в HD (H.264)
• Скорость съемки – 30кадров/сек

Эргономика

Камеры этого класса должны быть маленькими, ради этого, в общем-то, и отказались от зеркала и пентапризмы. В целом, расположение элементов управления можно охарактеризовать, как вполне адекватное, не хватает разве что отдельной кнопки переключения вывода картинки на экран, или в видоискатель. В остальном же — все на своем месте, после небольшой тренировки можно управлять камерой не отрываясь от видоискателя. Когда я тестировал камеру NX100, на меня очень приятное впечатление было от "колесика", я не знаю, как Samsung обошел патенты Canon, но они это сделали. Управлять камерой было очень легко и удобно. Здесь этого колеса не оказалось, а очень зря, в плане удобства NX11 теперь сильно проигрывает младшей модели NX100.

Видоискатель и ЖК-экран

К видоискателю, в принципе, придирка только одна — мелковат он. Хотя тут с чем сравнивать: если с про-камерами, то однозначно мелкий, а если с любительскими зеркалками — то имеем полный паритет. Разрешение видоискателя 640х480 пикселей, что для кадрирования более чем достаточно, для ручной фокусировки тоже, тем более что в этом режиме автоматически увеличивается центральная часть картинки. Переключение между ЖК-экраном и видоискателем происходит автоматически, стоит лишь поднести камеру к глазу. Так вот, датчики под видоискателем работают не очень хорошо: на ярком свете стоит только немножко поменять положение камеры относительно лица, как картинка переключится на ЖК-экран, потом обратно. Очкарикам еще сложнее, с очками переключение не работает совсем. В общем, отдельный переключатель для этого не помешал бы. Есть у цифрового видоискателя один здоровый плюс перед зеркальным — в нем видно все:  не только композицию, но и работу баланса белого, и экспозицию, поэтому снимать в ручном режиме одно удовольствие, в том числе и благодаря нововведению самсунговских камер под названием iFunction.

iFunction

На объективе помимо кольца фокусировки и зумирования есть еще кнопочка i-Function. В зависимости от режима съемки она вызывает дополнительные меню. Управление меню после нажатия волшебной кнопки происходит кольцом фокусировки на объективе. Например, можно быстро поменять чувствительность и баланс белого, а в режиме готовых решений быстро поменять сюжетную программу. Очень необычное решение, но мне оно ни разу не пригодилось, возможно, кому-то будет удобно.

Видео

Камера пишет видео в разрешении 720p, сама устанавливает все необходимые параметры, что, с одной стороны, не есть хорошо для тех, кто знает и умеет, а с другой — очень хорошо для тех, кто не умеет. Видео довольно сносное, что-либо еще про него сказать не представляется возможным. Видео и видео. Тест можно посмотреть по ссылке: http://varlamov.me/img/samsung_nx11/SAM_4194.MP4

Автофокус

Как-то в прошлом мне попадала в руки предыдущая модель NX10, и первое, что я заметил — гораздо более высокая скорость фокусировки и ее точность. Интересная фишка: область зоны фокусировки можно не только выбирать, но и варьировать ее размер. Естественно, есть фокусировка с распознаванием лиц. Скорость и точность фокусировки можно охарактеризовать как хорошую. Конечно, NX11 вряд ли сможет соперничать по этому параметру с профессиональными зеркалками, а вот с любительскими идет, что называется, ноздря в ноздрю, имея при этом полное отсутствие бек- и фронт-фокусов

RAW, матрица и все такое

Для работы с RAW-файлами понадобится либо родной конвертер, либо Lightroom версии не ниже 3.4, который пока существует только в виде релиз-кандидата. Кстати, про то, что в джпеге иногда снимать полезнее, чем в раве: если поставить внутри камеры режим Vivid при съемке с цветным светом можно получить соляризацию. В обычной жизни это немало когда нужно, но ради прикола вполне. Из рава получить такую картинку у меня, к сожалению, не получилось.

Тест на чувствительность я делал на камере NX100, с аналогичной матрицей. Тогда меня результат приятно удивил. Даже на максимальном ISO 6400 картинка смотрится приемлемо, а если пройтись по ней каким-нибудь шумовом, то можно смело публиковать в блоге. Посмотрим тест:

ISO 100:

ISO 200:

ISO 400:

ISO 800:

ISO 1600:

ISO 3200:

ISO 6400:

И крупно фрагменты:

Как видно, камера дает неплохую картинку вплоть до ISO 3200, это значит, что можно ночью в большинстве случаев обойтись без штатива и снимать в городе с рук.

Еще один тест:

Детали в оригинальном размере.

Мне даже картинка на 800 нравится больше, чем на 100, шум достаточно "благородный" и нисколько не портит фотографию, хотя на уменьшенной фотографии в интернете вы его просто не увидите. Ну, а 6400 на любителя. Главное, что из него можно при необходимости вытянуть нужную картинку с помощью шумоподавляющих плагинов в фотошопе.

Съемка панорам

Камера автоматически сшивает панорамы, достаточно нажать на спусковую кнопку и начать поворачивать аппарат. Сшивает не всегда точно, особенно при плохом освещении. Выдержка и диафрагма задается автоматически, изменить их нельзя, что, конечно, немного расстраивает.

Панорамы можно снимать как горизонтальные, так и вертикальные, причем, если камеру во время поворота еще и наклонять как-нибудь, можно получить вот такую забавную картинку

Из интересных режимов стоит отметить "звуковой снимок". Камера записывает 10 секунд окружающего шума до и после снимка и сохраняет 2 файла с одинаковым названием, один в формате JPEG, другой в WAV. 

Про скорость съемки. Очень медленная обработка RAW файлов, особенно если снимать с длинной выдержкой. При 30 секундной выдержке камера еще секунд 15 думает. Самое обидное, что в это время невозможно ничего делать, так как  думать в фоновом режиме камера не умеет.

В камере есть встроенный редактор фотографий, можно добавить эффектов, подрезать или повернуть фотографии, есть инструменты для цветокоррекции.

Объективы

На данный момент доступно около десятка разных объективов, а до конца 2011 года добавятся еще около пяти штук, в том числе и портретный 85/1.4. Основной интерес, вызывают, конечно, миниатюрные фиксы 30/2, 20/2,4 и 16/2,4. На тест я получил четыре объектива: фикс 30/2, стандартный зум 18-55/3,5-5,6 IS, телевик 50-200/4,5-5,6 IS и суперзум 18-200/4,5-6,3 IS.

Прелесть тридцатника — компактность. Вместе с ним камеру можно спокойно положить в карман куртки или набедренный карман штанов, камера вместе с ним практически ничего не весит и шею оттягивать не будет. На открытой дырке этот «блин» немножко софтит, но начиная с f/2,8 становится резким как бритва.

18-55/3,5-5,6 IS

Маленький, компактный стандартный зум. Он где-то в полтора раза меньше, чем подобные объективы для зеркалок, что, опять же, идет ему только в плюс. Резкий, начиная с полностью открытой диафрагмы. Есть оптический стабилизатор, который очень сильно помогает: камера легкая, сама себя весом не стабилизирует, поэтому поначалу с выключенным стабилизатором многие снимки получались чуть-чуть смазанными. Включение стабилизатора решило проблему.

50-200/4,5-5,6 IS

Любительские объективы диапазона 70-300 для полнокадровых камер практически всегда на длинном конце подмыливают. Тут же, притом же угле зрения (не забываем, про кпроп-фактор 1,5х) на 200 мм картинка даже на открытой диафрагме получается отличной, разве что изредка хотелось бы добавить чуточку контраста. Стабилизатор тут еще нужнее, чем в стандартном зуме, и свою работу он выполняет на твердую пятерку.

Подведем итоги. Камера получилась довольно интересной. Да, она шумит на ISO 3200, особенно если начать вытягивать тени, да скорость серийной съемки могла бы быть побольше, а панорамы могли бы ночью сшиваться поточнее. Но и про очевидные плюсы забывать не приходится: возможность положить камеру с большой матрицей и сменной оптикой в карман — дорого стоит, и понятно, что где-то надо идти на различного рода компромиссы.

Купил бы я себе такую камеру? Наверное, нет. Для съемки репортажа она не совсем подходит. А вот иметь такую камеру как дублер основной, наверное можно. Поставить на нее 16-мм объектив (в пересчете на полный кадр получается 24мм) и получится отличная камера для уличной съемки. Незаметная, не ассоциирующая тебя у прохожих с профессиональным фотографом, а это зачастую тоже важно в наше непростое время.

Еще несколько тестовых картинок:

Тесты других камер:
Sony SLT Alpha A55
Fujifilm FinePix HS10