May 5, 2011

Свобода панорамы

Мы с Димой

ternovskiy продолжаем бороться за свободу фотографии. Пока у нас небольшой перерыв, мы ждем ответы из прокуратуры на наши жалобы, я расскажу вам про свободу панорамы. Свобода панора́мы — это возможность фотографировать и свободно распространять изображения защищённых авторскими правами объектов (зданий, скульптур и т. д.), находящихся в общественных местах. В законодательстве разных стран права на фотографирование объектов различаются. В частности, эти правила очень строгие во Франции (вплоть до того, что по некоторым положениям нельзя свободно помещать фотографию Эйфелевой башни, сделанную в тёмное время суток) и менее строги в Германии и значительном количестве других стран, в которых считается, что фотографии объектов и людей на улице или в публичных местах не запрещены для публикации.

В России согласно статье 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации:Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

А это значит, что сегодня вы не можете подойти и снять здание, например в Москва-Сити, а потом выложить его в интернет, так как это будет нарушение закона об авторском праве, и на вас смело можно будет подать в суд. Чтобы легально снять здание, защищенное законом об авторском праве (а это практически все здания, построенные за последние 100 лет) нужно найти автора или правообладателя и заключить с ним договор, возможно выплатить авторское вознаграждение. Конечно это глупость. Вы не можете легально сфотографировать скульптуру "Рабочий и колхозница", не можете сфотографировать Мавзолей и 90% других зданий в Москве. Этот вопрос был поднят на недавней встрече Медведева с блоггерами:

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо, что я этого не знал, я иногда тоже щёлкаю. (Смех.)

С.КОЗЛОВСКИЙ: Запрещено, если это является основным объектом фото, а для «Википедии» как раз они и должны быть основным объектом фото, либо если это используется в коммерческих целях. А в «Википедии» основная идея в том, что её можно использовать в коммерческих целях, то есть можно распечатать, ни к кому никаких вопросов не будет, и продавать. Не надо делиться с «Википедией» и так далее.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну и какие идеи?

С.КОЗЛОВСКИЙ: Разрешить свободу панорамы. Если здания, памятники, сооружения, всё что угодно – на улице можно спокойно фотографировать без разрешения.

Д.МЕДВЕДЕВ: А у нас на каком уровне принимаются решения о запрете фотографирования?

С.КОЗЛОВСКИЙ: Гражданский кодекс.

Д.МЕДВЕДЕВ: ГК и есть закон об авторском праве, это же соответствующий раздел.

М.ЯКУШЕВ: Буквально строчку нужно поменять, никак не проходит.

Д.МЕДВЕДЕВ: А как там говорится?

С.КОЗЛОВСКИЙ: Разрешено без согласия автора и без выплаты, кроме случаев, если это является основным объектом фото либо используется в коммерческих целях. Эти исключения на самом деле не нужны.

Д.МЕДВЕДЕВ: А кто это пробил-то вообще? Или это некое понимание авторов?

М.ЯКУШЕВ: Скорее это понимание.

С МЕСТА: Письмописатели регулярно возникают…

С.МИРОНЮК: Дмитрий Анатольевич, всё-таки хотелось бы сказать слово в защиту правообладателей. Существуют целые отрасли, например, киноискусство или фотоискусство, экономика которых такова, что без защиты своих произведений они не будут существовать. Поскольку у меня природа двойственная, я, с одной стороны, здесь как резидент соцсети, а с другой стороны, как производитель контента, всё-таки хотела бы акцентировать необходимость поиска этого баланса.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так я об этом и говорю уже на протяжении последних часов.

С.МИРОНЮК: Потому что мы в такой радикализм, мне кажется, ударились.

Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, честно сказать, у меня, может, тоже уже несколько отдалённые представления обо всём этом (я редко этим занимаюсь, к сожалению, хотя это интересная тема), мне кажется, что это не самая существенная тема – свобода панорамы, о которой говорят. Кто старается защищать свои интересы? Кто конкретно?

С.КОЗЛОВСКИЙ: Это неработающая статья, то есть мы в «Википедии» её соблюдаем...

Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, кто, допустим, говорит, что этого делать нельзя?

А.НОСИК: Никто. Проблема заключается в том, что кто-то хочет действовать по закону, и он в этот момент упирается: либо наплюй на закон, либо не делай ничего. Практически последствий нет.

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. Я не очень понимаю, Света, Вы сейчас в защиту кого выступали?

С.МИРОНЮК: Правообладателей. Тех самых писателей…

Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, мы сейчас не про писателей говорим. Писатели – это святое. У нас была довольно известная история по поводу того, можно ли фотографировать Красную площадь и Кремль. Она довольно смешная, потому что в какой-то момент действительно это право было передано Федеральной службе охраны для того, что называется, чтобы всё было в порядке с безопасностью, а потом уже все и забыли, для чего это было сделано. Эту ситуацию невозможно было поменять до тех пор, пока мне самому не пришлось дать прямое указание, что Красную площадь можно фотографировать. Она снята вдоль и поперёк. Я просто хочу понять. Там – ладно, там хотя бы резиденция Президента, хоть какое-то объяснение есть. Кто стоит за этими интересами? Я так понимаю, что таких просто нет.

К.РЫКОВ: Никого.

Полный текст беседы можно найти на сайте Президента: http://kremlin.ru/news/11115. Я очень надеюсь, что Медведев, как настоящий фотограф и юрист, успеет внести необходимые поправки в законодательство. И имейте ввиду, когда к вам подходит охранник и говорит, что "снимать это здание нельзя", возможно он просто защищает чьи-то права.