June 6, 2020

Особый путь России

Ни для кого не секрет, что в России серьезные проблемы с безопасностью на дорогах. Если говорить про конкретные цифры, то только в прошлом году в результате ДТП у нас погибло 16,9 тыс. человек, из них около 4,9 тыс. были пешеходами. Еще 210,8 тыс. (45,9 тыс. — пешеходы) получили ранения разной степени тяжести. Да что там за год, у нас только за вчерашний день на дорогах погибло 25 человек!

Для сравнения, в той же Норвегии за весь прошлый год было 110 смертей на дорогах. Можно, кончено, возразить, что в Норвегии и автомобилей гораздо меньше.

Норвегия – 2,8 млн легковых автомобилей, общее количество смертей на дорогах – 110;
Россия – 44,5 млн легковых автомобилей, общее количество смертей на дорогах – 16 981.

Грубо говоря, если бы коэффициент смертности у нас был такой же, как в Норвегии, в России за год в ДТП гибло бы примерно 1748 человек. 16981/1748 = 9,71. Разница – почти в 10 раз!

Казалось бы, что-то точно нужно менять. Стоит перенимать опыт Норвегии, Франции, Финляндии или Японии, в общем ориентироваться на те страны, где ситуация с безопасностью на дорогах явно лучше. Нужно успокаивать трафик, делать островки безопасности, удобные пешеходные переходы, снижать скорость движения...

Вот только всегда найдутся те, кто считает, что в России должен быть особый путь развития.

Взять хотя бы островки безопасности, про которые я уже писал много раз. В городах, где действительно хотят снизить число смертей на дорогах, их делают даже на небольших улицах. Водители ведут себя внимательнее, если перед ними идет сужение дороги или возникает какое-то препятствие. Вот так, например, сделали в Праге:

Стоит заметить, что и у нас во многих городах постепенно, иногда со скрипом, но все же начинают задумываться об островках.

Но любую хорошую идею можно преподнести как нечто вредное и опасное. Вот такой замечательный ответ на тему организации островков безопасности дал Институт Генплана Москвы:

Фото: @alex_radch

"Улицы с пульсирующей шириной", которые существенно снизят безопасность дорожного движения? Серьезно? И эти люди занимаются проектированием в городе? Вот вам пример из "небезопасной Европы". Город Будапешт. Что творят?!

Или вот еще несколько примеров опасных улиц с точки зрения Институт Генплана Москвы:

Интересно, почему у них аварий меньше?

Идем дальше. Подземные пешеходные переходы – бич многих российских городов. Из-за них люди начинают перебегать улицы перед машинами, из-за них же наши города становятся недоступными для маломобильного населения. Так вот, в Белгороде рядом с одним из подземных переходов сделали зебру. Отличное и правильное решение.

Фото: @arkadiygershman
Фото: @arkadiygershman

Белгород молодец, и в последнее время из этого города все чаще приходят позитивные новости. Но это событие не обошлось без внимания со стороны любителей загонять людей под землю. Департамент транспорта Самары решил рассказать, насколько опасными могут быть подобные решения. На аналогичное предложение от жителей Самары был дан следующий ответ:

У вас тоже возник вопрос, почему светофор создает предпосылки для увеличения количества ДТП? У дептранса Самары есть ответ:

Шах и мат! Водители устанут от очередного красного сигнала светофора и начнут врезаться во все подряд... ну а пешеходы и так бегают через дорогу, так что и заморачиваться не стоит.

Самое грустное, что подобные идеи генерируют и распространяют люди, которые участвуют в проектировании наших улиц, которые принимают решения по организации дорожного движения и отвечают за безопасность на дорогах. Мировой опыт? Какая-то статистика? Смертность на дорогах? Зачем на все это обращать внимание, если гораздо легче продолжать гнуть свою линию, строить подземки и огораживать все вокруг заборами. Хочется верить, что со временем придут инициативные и квалифицированные специалисты, которые смогут переломить ситуацию.