May 30, 2020

Илон Маск запускает ракету с астронавтами на борту. И это очень круто!

Космический корабль Crew Dragon на стартовой площадке на мысе Канаверал. Фото: Joe Skipper / Reuters

Как вы, наверное, знаете, 27 мая должен был состояться первый пуск космического корабля Crew Dragon от SpaceX с астронавтами-испытателями Дугласом Херли и Робертом Бенкеном на борту, до этого корабли компании доставляли на МКС лишь грузы. Начиналось все достаточно эффектно: астронавты подъехали на Тесле, велась онлайн-трансляция из самой ракеты, куча современной электроники, комментарии экспертов. Однако в тот день вмешалась погода, из-за чего запуск пришлось отложить.

Вторая попытка должна состояться сегодня в 22:22 по московскому времени, и хочется надеяться, что на этот раз все пройдет гладко (обновлено: запуск состоялся). То, что астронавты смогут впервые отправиться на МКС на частном космическом корабле, — это уже, безусловно, успех, причем не только для самой SpaceX, но и для Соединенных Штатов — с 2011 года американцы доставляли своих астронавтов на российских кораблях "Союз" с космодрома Байконур.

Причем нужно понимать, что планируется не пробный запуск — впервые Crew Dragon оказался в космосе еще в марте прошлого года, но без людей. Сегодня же запуск новой ракеты уже с астронавтами на борту может стать новым этапом развития мировой космонавтики. Почему?

Да хотя бы потому, что на рынок доставки людей в космос выходит новая компания. Появление сильного конкурента должно заставить всех в отрасли прикладывать больше сил и энергии для того, чтобы вообще продолжить свою работу. Российский “Союз” может отправлять на МКС только трёх человек, да и сам корабль разработан еще во времена СССР. Crew Dragon от SpaceX же в перспективе сможет доставлять до семи человек, при этом себестоимость запуска у ракет Маска ниже, чем у Роскосмоса.

Астронавты Даглас Харли и Роберт Бенкен. Фото: Bill Ingalls / NASA / Reuters

Американцев на протяжении почти десяти лет вполне устраивала закупка доставки астронавтов на МКС у России. И это при том, что аппетиты Роскосмоса постоянно росли, хотя по-прежнему использовались те же "Союзы". Если в 2008 году место для американского астронавта стоило 21,8 млн долларов, то в 2018-м – уже 82 миллиона. Стоит, правда, заметить, что с появлением конкурента в лице SpaceX Роскосмос уже заявил о снижении стоимости доставки на 30%, попутно обвинив компанию Маска в демпинге. В любом случае, собственные разработки США подстегнули в том числе и возросшая стоимость услуг Роскосмоса.

Конкуренция является движущей силой, в том числе и в космической отрасли. Когда шло бурное развитие в 50-70-х годах, когда проходили первые успешные запуски спутников, когда Гагарин впервые облетел планету, когда Армстронг ступил на поверхность Луны, было ощущение, что еще немного и человек точно сможет улететь гораздо дальше. Но со временем скорость новых открытий в космосе снизилась, и даже до ближайшего к нас Марса мы так и не добрались. Государства стали меньше вкладывать в новые космические технологии, все больше полагаясь на уже существующие.

Кроме того, долгое время космос активно развивался на военных рельсах. Военные и сейчас получают достаточное количество средств, а вот освоение планет идёт туго, ибо практического смысла мало. И такие популяризаторы-мечтатели как Илон Маск реально вдохновляют на работу над полётами к другим планетам, так что все может измениться.

Сегодня снова появляется конкурентная среда, кроме SpaceX в космос выходит Китай, достаточно активно начали осваивать космическое пространство и многие другие страны. Вспомните тот же проект Артемида, в котором должны принять участие американские частные компании, Европейское космическое агентство (ESA) и Япония. Если все получится, то после ряда пилотируемых запусков космических кораблей на Луну, после 2028 года там появится база, рассчитанная на 15 лет эксплуатации, что станет очередной ступенью к возникновению постоянно обитаемого поселения на Луне, а также создаст фундамент для будущего освоения Марса. Глава НАСА Джим Брайденстайн говорил, что уже по меньшей мере 26 стран выразили заинтересованность в участии в программе.

Источник: arstechnica.com

Для Маска и всего человечества запуск новой ракеты — это еще и очень яркая ступень на пути к главной цели – колонизации Марса.

Можно сколько угодно возмущаться, топать ногами и говорить, что SpaceX — пустышка, а проклятые пиндосы просто пытаются развалить своими действиями российскую космонавтику, но на деле же запуск новой ракеты — это большой шаг вперед, причем не только для самих американцев, но и для всего человечества, то есть и для нас с вами. Ведь компания Маска не просто воссоздала существующую ракету — она сконструировала и довела до ума абсолютно новый продукт, изначально сделав ставку на его многоразовое использование и уменьшение себестоимости.

Астронавты в Crew Dragon. Фото: @elonmusk / twitter.com
Космонавты и астронавты в cпускаемом аппарате космического корабля "Союз". Фото: Роскосмос

Маск создал компанию, которая меньше чем за 20 лет стала лидером на рынке коммерческих пусков. Уже в 2017 году SpaceX сделала больше гражданских космических пусков, чем тот же Роскосмос, причем если раньше речь шла только про грузовые корабли, то сегодня можно говорить уже и про доставку людей. Сейчас только у Маска имеются возвращаемые ступени, он уже показал возможность повторного запуска первой ступени ракеты-носителя с посадкой её для очередного возможного использования. А сохранение первой ступени – это удешевление последующих запусков на 20-30%. Сегодня Маск тот, кто двигает вперёд космическую науку. И это здорово.

Фото: @elonmusk / twitter.com

Причем не стоит думать, что изучение космоса — это только научное любопытство. Не забывайте, что за последние десятилетия мир изменился самым кардинальным образом, и сегодня мы уже привыкли использовать технологии, которые еще полвека назад казались фантастикой. Определение своего точного местоположения, спутниковое телевидение и интернет, солнечная энергетика, возможность из дома посмотреть на спутниковую карту Земли или Марса – это то, что пришло в нашу жизнь в связи с развитием космонавтики.

И ведь это далеко не предел возможностей для человека.