March 17, 2020

Как вернуться в Россию из коронавирусной блокады. Рассказ случайного туриста

В воскресенье вечером наш редактор Сергей объявил, что он застрял в Польше, а его ноут остался в Калининграде, поэтому понедельник наступит без него. Вчера он и в самом деле потратил весь день на то, чтобы прорваться через польскую границу. Оказалось, что Польша оставила только автомобильные пункты пропуска, а тем, кто должен был возвращаться на автобусе, немного не повезло...

Естественно, всё это из-за коронавируса. Чем дальше, тем интереснее!

А Сергей пока расскажет вам, как перейти границу, если перейти её невозможно:

"Из-за коронавируса многие россияне застряли в Европе и других частях света. Особенно весело тем, кто оказался в странах, которые ввели у себя режим полной изоляции. Границы уже закрыли для иностранцев Польша, Чехия, Словакия, вся Прибалтика, Норвегия, Дания, частично Германия (у немцев до последнего времени были открыты границы с Бельгией и Нидерландами). То есть сейчас закрываются даже границы между странами Шенгена, где много лет не было пунктов пропуска. Ну а с сегодняшнего дня Евросоюз решил закрыть и внешние границы.

Правительства стран, опасающихся коронавируса и экстренно закрывающих границы, действуют несколько истерично. Решения принимаются мгновенно: ещё вчера граница нормально работала, а сегодня она полностью закрыта. И если ты, например, собирался поехать из Берлина в Варшаву, а оттуда вернуться в Москву, сделать так уже не получится, потому что немецко-польская граница на замке.

Главная проблема в том, что закрываются международные аэропорты, а железнодорожные и автобусные перевозчики отменяют рейсы. В результате тысячи людей вынуждены искать обходные пути и ломать голову над тем, как попасть домой.

В необычном положении оказалась Калининградская область, окружённая как раз теми странами ЕС, которые закрыли границы.

Так случилось, что в пятницу, 13-го я должен был выехать из Калининграда в Краков, где собирался повидать друзей. Для личных автомобилей польские пограничники оставили только одну полосу, так что в очереди на границе некоторые провели 12 часов.

Я ехал на автобусе, и меня это не касалось, но стоило мне пересечь границу, как Польша объявила о её закрытии. Тогда я думал, что это не проблема, ведь я уже в стране, а выехать будет несложно: поляки только рады будут избавиться от потенциально заразного иностранца. Я спокойно поужинал в Гданьске (тогда это ещё было можно) и сел на поезд до Кракова...

Краков меня встретил полувымершим. Половина магазинов закрыта совсем, кафе и бары продают еду только на вынос... Я немного удивился, потому что в Калининграде ничего подобного нет: всё работает, везде толпы народу. Но настоящий сюрприз ждал меня в субботу вечером. На российский номер мне пришло SMS от польского автобусного перевозчика PKS Gdańsk. Он торжественно объявил мне о том, что из-за коронавируса отменяет обратный рейс в Калининград (автобус должен был выехать в понедельник утром).

Тут мне стало интересно, как же я попаду домой. Я зашёл на сайты автовокзала Калининграда и компании Ecolines и обнаружил, что все российские перевозчики тоже отменили рейсы в Гданьск.

В принципе, логика и польских, и русских перевозчиков понятна. Водитель с российским гражданством просто не сможет въехать в Польшу. Водитель с польским гражданством обязан будет сразу после возвращения в Гданьск провести 2 недели в домашнем карантине. В такой ситуации рейсы совершать бессмысленно. А поскольку Польша и Россия не стали обговаривать какие-либо исключения для работников транспорта, многие калининградцы оказались заперты в соседней стране. Без особых проблем смогли вернуться только те, кто был на машине. Пассажиры отменённых автобусных рейсов должны были как-то выкручиваться.

Ситуацию усугубило закрытие пропускных пунктов. Дело в том, что из 4-х погранпереходов на границе с Россией Польша закрыла два.

Когда я узнал об отмене рейса Гданьск – Калининград, я зашёл в "БлаБлаКар", но на ближайшие несколько дней ни одной поездки не было. Потом возник такой план: подъехать как можно ближе к границе, перейти её пешком, а на другой стороне сесть на автобус или вызвать такси до Калининграда. Но до Голдапа, где был пешеходный погранпереход, ехать было далеко как из Гданьска, так и из Варшавы. А затем я узнал, что его как раз закрыли.

Оставался единственный вариант: добираться до ещё открытых погранпереходов в Гжехотках или Безледах и там проситься в попутку с российскими номерами. В принципе, так я и поступил.

=====

Рано утром в понедельник я вернулся из Кракова в Гданьск и решил поехать на автобусе в город Бартошице, откуда можно было бы взять такси до границы в Безледах. Но автобус почему-то не пришёл. Тогда я нашёл автобус до Бранево. Я успел прочитать, что ближайший к этому городу пропускной пункт Гроново закрыт, однако до соседнего погранперехода в Гжехотках тоже было недалеко, и туда можно было доехать на такси.

Но со мной в региональном автобусе ехала крайне милая женщина средних лет (тоже калининградка, которая возвращалась домой), которая всё время звонила своему сыну и просила его посмотреть, какая там ситуация на границе. Я дал ей себя убедить, что погранпункт в Гроново всё ещё открыт.

=====

Когда мы наконец вышли в Бранево (а местный автобус идёт туда 3 часа, в два раза дольше международного), меня ждал неприятный сюрприз. Ни "Убер", ни "Болт" там не работают, а про "Гетт" я совершенно забыл, хотя уверен, что он бы мне тоже не помог. Обычных таксистов нигде не было видно. Попуток с российскими номерами – тоже, вообще ни одной. Но в теории где-то был пригородный автобус. Он мог довезти до деревни, рядом с которой располагался погранпункт. Автобус, кстати, так и не пришёл, но это, как я понял, обычное для Польши явление (там даже междугородний скорый поезд может опоздать на полчаса просто так, без каких-либо экстренных случаев и других видимых причин).

В общем, мы пошли в сторону Гроново пешком, надеясь, что автобус нагонит нас по дороге. Когда мы отдыхали на одной из остановок, к нам прибились ещё двое ребят-россиян. Оба приехали в Гданьск из Варшавы, причём один из них до этого еле вырвался из Словакии, которая закрыла свои границы и аэропорты.

Когда мимо проезжала полиция, наш новый попутчик остановил машину и попросил ментов нам помочь. Менты подтвердили, что погранпункт в Гроново закрыт, но дали телефоны двух местных таксистов, чтобы кто-то из них отвёз нас в Гжехотки. Полицейские уехали, но потом вернулись, только уже не одни, а с пограничниками на джипе. Те сказали (насколько я понимаю польский), что свяжутся со своими коллегами в Гжехотках, чтобы нас пропустили пешими, и нам не пришлось кидаться на российские машины.

=====

Но на границе в Гжехотках нам пришлось вести переговоры с добрым мужиком, недоброй женщиной и красивой чёрной собакой. Видимо, погранцы из Гроново их всё же не предупредили...

Женщина очень не хотела пропускать нас пешком и пыталась заставить подсесть в машину к россиянам. Мы были бы не против, но никаких машин на горизонте не было, а нас скопилось уже пятеро: к нам на парковке перед погранпунктом присоединилась ещё одна россиянка.

Переговоры осложнялись тем, что с нами говорили по-польски, а мы говорили по-русски. Но, как ни странно, русский многие поляки воспринимают лучше английского. В конце концов пограничники позвали старшего смены, похожего на актёра из сериала "Комиссар Рекс" и фильма "Бесславные ублюдки".

Тот выслушал нас, спросил, откуда мы все едем, и дал добро проставить штампы в наши паспорта и отконвоировать нас до российской границы.

Про конвой я не шучу: метров 400 мы шли до шлагбаума под присмотром двух погранцов и вышеупомянутого чёрного пса (почти уверен, что зовут его Рексом). Там нас ещё минут 10 помариновали на холодном балтийском ветру и отправили в Россию.

=====

На российском КПП нас встретила доброжелательная женщина в форменной шапке-ушанке, медицинской маске и с мегаградусником в руках. Причём если поляки на границе измеряют температуру с помощью пирометров, то у нашей пограничницы в прибор был встроен ещё и тепловизор. То ли никто из нас не был заражён коронавирусом, то ли мы просто основательно замёрзли, но ничья температура подозрений у женщины не вызвала.

Она рассказала, что мы не первая группа, которая возвращается из Польши пешком, хотя польские пограничники нам ни о чём таком не сообщили. Видимо, в их смене мы всё же были первыми. Пограничница раздала нам памятки о коронавирусе, напечатанные на каких-то старых бланках из Марокко (!), и отправила в терминал, через который обычно проходят пассажиры автобусов. Там нам быстро проставили штампы и задали направление на выход.

За шлагбаумом нас уже ждал тот самый сын той самой женщины из браневского автобуса, который и довёз нас до Калининграда. Наши попутчики должны были улететь в Москву на следующий день.

=====

Кстати, один из них целые сутки пытался дозвониться до российкого консульства в Гданьске, но его постоянно просили перезвонить попозже и в конце концов дали телефон горячей линии по вопросам коронавируса в Калининграде. Окей, спасибо... В консульстве даже не знали, какие погранпункты открыты, а какие нет.

Отдельно хотелось бы отметить гениальный высер министра по культуре и туризму Калининградской области Андрея Ермака. Он рекомендовал калининградцам возвращаться домой через Москву и тратить на это собственные деньги:

Из Варшавы в Калининград транзитом через Москву один билет 16 марта стоил минимум 24 тысячи рублей. Можно было ещё как-то прорваться в Калининградскую область через Белоруссию – например, улететь в Минск и там сесть на транзитный поезд из Москвы – но это был запасной вариант, долгий и неудобный.

В итоге большинству туристов, которые утром 16 марта стояли на автовокзале Гданьска и не понимали, что им делать, пришлось действовать интуитивно. Ну а тем, у кого нет возможности вернуться в Калининград напрямую через польскую границу, сейчас, наверное, ещё круче".

P.S. Пост получился без фоток, потому что я экономил батарею смартфона и не был уверен, что буду делать этот "репортаж". Пара фотографий с вотермарками, использованных в посте – старые снимки Ильи Варламова из его поездки в Польшу.