March 15, 2020

Почему мусоросжигательные заводы — это не выход

На волне «мусорной» реформы в России все чаще говорят про возможность получения энергии из отходов. Например, сейчас собираются строить мусоросжигательный завод под Казанью, против которого активно выступают жители, 15 мусоросжигательных комплексов хотят приобрести в Красноярском крае. Мусоросжигательный завод есть и под Москвой.

И на первый взгляд все выглядит здорово: вместо огромного количества свалок, которые уже перестали справляться с появляющимся в стране мусором, можно построить мусоросжигательные заводы. И от отходов избавимся, и энергию получим. Ну не чудо ли! При этом чиновники постоянно ссылаются то на успешный опыт Европы, то на опыт Японии.

«Я был в Токио, в центре города стоит 21 подобный завод и никаких выбросов. А завод, который мы построим, будет еще современнее, чем тот, что мы видели в Японии».

Президент Татарстана Рустам Минниханов / Коммерсантъ

Но на самом деле не все так просто.

Сейчас можно выделить три способа работы с бытовыми отходами:

  • захоронение на полигонах;
  • термическая обработка (сжигание);
  • сортировка и переработка.

С захоронением все понятно – этот способ сложно назвать разумным, это путь в никуда. При сегодняшнем отношении к отходам в России уже через 10 лет площадь свалок будет в два раза больше. Страна у нас, конечно, большая, но разве это повод превращать ее в один большой мусорный полигон?

На тему сортировки и переработки отходов сейчас выходит достаточно много материалов. Обязательно посмотрите фильм про то, как работают с мусором в Европе. Сортировку мусора сейчас пытаются внедрить и в России.

Но давайте более подробно поговорим именно про сжигание отходов. Да, сжигание дает возможность получать электрическую и тепловую энергию, причем сырьем будет, казалось бы, никому не нужный мусор. Однако возникнет проблема – будет нагрузка на экологию. Во время своей работы мусоросжигательные заводы выбрасывают в воздух диоксины, ртуть, кадмий и другие вредные вещества. Уровень выбросов зависит от фильтров, а также своевременного их обслуживания. В России у общества мало возможностей для контроля за тем, как эксплуатируются подобные заводы.

Европа имеет достаточно большой опыт сжигания мусора. В Швеции порядка 50% отходов идет в печь.

Распределение отходов в Швеции

Но означает ли это, что опыт Швеции однозначно положительный и его можно легко применить у нас? Не совсем. Есть принципиальное отличие.

В европейских или японских мусоросжигательных заводах загружают мусор после сортировки, то есть в атмосферу отправляется на порядок меньше вредных веществ, чем при попытке сжечь все подряд. Если вы посмотрите, насколько щепетильно сортируют мусор японцы, шведы или финны, то вы заметите, насколько сильно все это отличается от того, что происходит у нас.

В Японии, например, мусор делят на 4 категории – сгораемый, несгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. В некоторых районах нужно покупать специальные разноцветные пакеты для сбора разного типа мусора. Это своеобразная плата за утилизацию. В каждом районе есть свой "мусорный календарь", по которому выносят определённый тип мусора в определенные дни недели.

И в Швеции жители тоже очень ответственно сортируют мусор.

И то, что вы видите на изображении, еще далеко не все типы мусора. Не показаны ещё несколько видов, которые шведы тоже собирают отдельно: это стекло (причём отдельно прозрачное стекло и отдельно цветное), крупногабаритный мусор (мебель, велосипеды и т.п.), электроника и, наконец, опасные отходы. На сжигание идет далеко не все подряд.

То есть тут важно понимать, что один и тот же мусоросжигательный завод в России будет гораздо больше выбрасывать вредных веществ в атмосферу, чем в Швеции, Японии, Финляндии или любой другой стране, где организован раздельный сбор мусора. Для начала важно наладить раздельный сбор и сортировку.

Тем не менее, даже в Европе признают, что современные мусоросжигательные заводы угрожают экологии и здоровью. Напомню еще раз, что во время своей работы мусоросжигательные заводы выбрасывают в воздух диоксины. И вот что про них говорит ВОЗ:

Диоксины высоко токсичны и могут вызывать проблемы в области репродуктивного здоровья и развития, поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания.

Период их полураспада в организме оценивается в 7-11 лет. В окружающей среде диоксины имеют тенденцию накапливаться в пищевой цепи.

Всемирная организация здравоохранения

Опираясь на исследования влияния диоксинового загрязнения на здоровье людей, в 2000 г. ЕС был вынужден принять Директиву ЕС/2000/76, которая устанавливала норматив предельно допустимого содержания диоксинов в выбросах мусоросжигательных заводов на уровне 0,1 нг/м3

. И важный момент, этот уровень выбросов не означал безопасность! Просто именно такого уровня выбросов на тот момент достигали самые передовые предприятия.

В 2017 г. Совет Европы призвал вообще отказаться от строительства мусоросжигательных заводов там, где их еще нет, а также выводить из эксплуатации уже построенные, переходить на более совершенные методы утилизации отходов.

У нас же до сих пор многие надеются, что сжигание отходов может решить проблему с мусором. Важно заметить, что для сжигания даже небольшой части российского мусора пришлось бы построить огромное количество новых МСЗ.

Чтобы сжечь 36% ТКО (твердых коммунальных отходов) от образующихся в России ежегодно 70 млн.тонн, хотя думаю, что их значительно больше, понадобится порядка 36 мусорсожигательных заводов мощностью 700 тысяч тонн. Пять из них уже запланированы в рамках федерального проекта «Чистая страна».

А. И. Гаркуша, Ассоциация «РазДельный Сбор» / У нацпроекта Экология не экологичное лицо, журнал «ТБО»

Строительство мусоросжигательных заводов спровоцирует ряд проблем:

  • распространение мусоросжигания на определенном этапе вступит в противоречие с развитием отрасли вторичной переработки отходов, возникнет конкуренция за сырье;
  • предприятия по переработке будут нуждаться в сырье, их развитие стагнируется. Мелкие и средние предприятия отрасли сбора и переработки вторичного сырья будут вынуждены закрываться, ликвидируются рабочие места;
  • господдержка мусоросжигания через «зеленый» тариф опосредованно ляжет на плечи потребителей: цены на потребительские товары возрастут.

То есть, если вы строите мусоросжигательные заводы, то на много лет вперед должны будете загрузить их мусором. В регионах будет сложно наладить переработку отходов, так как не будет стимула. Нет стимула сокращать количество мусора, так как мусор нужен для заводов!

Новые технологии переработки мусора, в отличие от сжигания, позволяют не уничтожать отходы, а превращать их во что-то полезное. Переработка мусора позволит повторно использовать ресурсы.

Здесь, конечно, надо понимать, что сегодня переработать можно далеко не все. Большой процент мусора не подлежит переработке. И остается вопрос, что с ним делать сегодня. Кто-то говорит, что без сжигания не обойтись. Кто-то, напротив, предлагает не спешить, а складировать мусор, который сегодня невозможно переработать, так как технологии быстро развиваются и завтра ситуация может измениться.

В любом случае, с тотальным мусоросжиганием надо быть осторожным. Нужно внимательно следить и учиться на ошибках, которые допустили другие страны, а не повторять их.