February 10, 2020

Допускается не уродовать наши города

Вы когда-нибудь задумывались, почему на вашей любимой улице зебры на пешеходных переходах не бело-серые, а омерзительные жёлто-белые?

Я уже слышу доносящиеся с обратной стороны реальности крики: "Так безопаснее! Жёлтые полосы противоскользящие! Так положено по ГОСТам!" Нет, нет и нет. К безопасности дополнительная жёлтая разметка никакого отношения не имеет, а по ГОСТу делать её совершенно не обязательно.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, пункт 6.2.17:

"Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения".

То есть ГОСТ всего лишь допускает нанесение жёлтых полос между белыми. Проблема в том, что такая разметка очень популярна в Москве, у которой достаточно лишних денег, чтобы можно было тратить их на тонны жёлтой краски и другие бесполезные вещи. Из-за этого жёлто-белую разметку стали вводить у себя некоторые провинциальные города России и даже зарубежные из числа тех, что ориентируются на Москву (типа Минска).

Способствуют ли жёлтые полосы безопасности пешеходов? Разумеется, нет.

Во-первых, противоскользящие свойства жёлтого покрытия – это миф. Если вы когда-нибудь переходили улицу по такому переходу, вы наверняка замечали, что толку от него ноль. Скорее всего, у нас используют обычную жёлтую краску и не заморачиваются. Если бы кто-то действительно озаботился тем, чтобы сделать переход противоскользящим, ничто не мешало бы нанести белые и серые (или бесцветные) полосы с соответствующими свойствами.

Во-вторых, жёлто-белая зебра выделяет на дороге не пешехода, а кусок асфальта. Должно быть наоборот. Поэтому на правильном переходе установлена подсветка, которая направлена на людей, пересекающих улицу.

Зебра же может быть самой обычной. Кстати, обратите внимание, что знаки перехода здесь тоже маленькие, аккуратные и без вырвиглазных жёлтых рамок, отвлекающих внимание водителя от пешеходов.

Сама же зебра может быть тусклой. Любой водитель, который хоть раз здесь проехал, знает, что тут есть переход, благодаря контрастному мощению и приподнятости самого перехода.

Или же зебры может не быть вовсе! В некоторых городах мира (например, в новозеландском Окленде) сейчас экспериментируют с улицами без знаков и разметки, и это приносит положительные результаты. Правда, мне сложно себе представить новозеландца, который поедет по такой улице со скоростью 100 км/ч, не глядя на дорогу.

Кстати, на реконструированных улицах Москвы зебры делают нормальные... Может, просто жёлтую разметку не сразу наносят?

Итак, жёлтая краска на зебре – это примерно такая же "эффективная" мера безопасности, как картонные школьники на переходе или освящение батюшкой аварийно-опасных участков дороги. Надеюсь, чем дальше, тем реже мы будем её видеть на наших улицах. Нельзя заменять безопасные переходы цветастыми декорациями, которые только маскируют пешеходов.