February 8, 2020

Выше штрафы — меньше смертей

В России уже больше недели не утихают споры касательно возможного увеличения штрафов за превышение скорости. На самом-то деле в качестве ключевого аргумента сторонники поубивать своих сограждан озвучивают мысль, что в стране пока нет такого уровня доходов, чтобы можно было поднять штрафы. Открыто заявляется, что штрафы должны быть посильны любому автомобилисту? То есть у каждого должно быть право ехать по городу с нарушением скоростного режима без ущерба для своего кошелька? Напомню, что у нас фактически и так по городу можно ехать со скоростью 80 км/ч, а за 500 рублей можно гнать и все 100 км/ч!

Совсем недавно я рассказывал вам про штрафы в Арабских Эмиратах. Теперь давайте посмотрим на пример европейской страны, где как раз благодаря повышению штрафов смертность на дорогах значительно снизилась. Эта страна — Дания.

С 1 января 2012 года штрафы за все нарушения ПДД там были увеличены минимум в два раза (а на некоторые виды нарушений — в пять раз!). С этого времени минимальный штраф (за превышение скорости до 20% сверх установленного ограничения) вырос до 1000 крон (примерно 9300 ₽). То есть, если стоит ограничение 50 км/ч, а ты едешь 59 — будь добр, заплати 9300 рублей, едешь 60-64 км/ч — держи штраф 14 000 рублей!

Таблица штрафов за превышение скорости в Дании

Источник: fyidenmark.com

Теперь что касается скидок на штрафы. В Дании не уменьшается штраф, если ты успел быстро его заплатить. Но можно получить скидку до 50% тем, у кого годовой доход не превышает 125 тысяч крон (1 164 600 руб), что примерно в 2,5 раза ниже медианной зарплаты после уплаты налогов. Если переносить эту систему на российские реалии, скидку можно было бы получить людям с зарплатой менее 14 тысяч рублей в месяц.

И знаете, такое радикальное увеличение штрафов отлично сработало! В 2012 году количество жертв аварий в Дании снизилось почти на четверть с 220 до 167 человек в год. За всё время подсчётов (с 1930 года) этот год стал самым безопасным.

Да, конечно же в Дании пытались уменьшить количество смертей на дорогах и другими методами, но государственная программа, действовавшая до резкого повышения штрафов, столь значительных успехов не принесла. Так, прямо перед введением штрафов, за 2011 год смертность на дорогах снизилась на 15%.

Впоследствии была принята новая программа безопасности, которая позволила удержать полученный результат — в среднем в Дании на 100 тысяч жителей гибнет 3 человека, а на 100 тысяч автомобилей — 5 человек. Сравните с цифрами по России: 18 погибших на 100 тысяч жителей и около 50 (в разных источниках данные разнятся) — на 100 тысяч автомобилей.

Смертность на дорогах Дании, 2009–2018

Источник: Staistik Denmark

Датский Совет по дорожной безопасности выделяет два приоритета в своей работе:

  • ошибки участников дорожного движения не должны приводить к серьёзным последствиям;
  • намеренно опасное вождение должно быть сведено к минимуму.

Оба этих направления напрямую связаны с ограничением скорости и штрафами за превышение. Снижение скорости движения автомобилей в городе во много раз снижает вероятность серьёзных последствий в случае ошибки: на скорости 60 км/ч вероятность, что пешеход выживет при столкновении — всего 15%, а высокие штрафы способствуют соблюдению установленных ограничений. А лихачество должно быть наказуемо. Нужно срочно убирать нештрафуемый порог в 20 км/ч и повышать штрафы, чтобы автомобилисты перестали гонять и убивать 15-20 тысяч человек в год. И штрафы должны быть такими, чтобы они не воспринимались как абонемент на нарушение ПДД.